Елена Казакевич: «Уже 15 лет оказываем различные виды высокотехнологичной помощи» №3(86), 2017 год
Интерес к системе здравоохранения в северных регионах страны заметно повысился на фоне проходившего в Архангельске Арктического форума. Одним из учреждений, которое посетили в ходе официальных мероприятий министр здравоохранения России Вероника Скворцова и руководитель ФМБА России Владимир Уйба, стал Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко (СМКЦ) ФМБА России. Здесь на современной, оснащённой новейшим оборудованием базе, оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная, помощь при различных заболеваниях, включая онкологические.
Подробнее – в интервью директора СМКЦ Елены Казакевич.
— Елена Владимировна, чем уникален центр «Семашко», почему к нему проявили внимание руководители такого высокого ранга?
— Наш центр — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, включающее стационар на 325 коек, три поликлиники (к ним прикреплены 36 тысяч жителей Архангельска) и центр ядерной медицины, открывшийся 3 июля 2014 года. Именно центр ядерной медицины — пилотный проект Минздрава России и Федерального медико-биологического агентства — посетили высокие гости. В структуре этого центра имеются отделения радионуклидной терапии (ОРНТ) и диагностики (ОРНД), а также роботизированная иммуногистохимическая лаборатория. ОРНТ располагает 10 одноместными комфортабельными палатами.
Центр создавался для улучшения оказания помощи онкологическим пациентам, прежде всего для лечения рака щитовидной железы. Для обеспечения радиационной безопасности проектом предусмотрены мощная система вентиляции и система вакуумной канализации: на глубине 9 метров под землёй установлены специальные баки, в которые собирают радиоактивные отходы.
За два с половиной года работы центра ядерной медицины через него прошли почти 7 тыс. человек. Во время визита Вероника Игоревна Скворцова высоко оценила успехи этого подразделения.
— Из каких регионов страны вы принимаете пациентов?
— К нам приезжают люди со всей России, на сегодняшний день помощь получили жители 140 городов (35 субъектов РФ) — от Дальнего Востока до Крыма. Больше всего пациентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
— Что ещё, кроме рака щитовидной железы, лечат в центре ядерной медицины?
— Мы проводим радионуклидную терапию стронцием при болевом синдроме, обусловленном метастазами в кости рака любой локализации. Согласно последним данным доказательной медицины, это не только облегчает жизнь пациентов, но и увеличивает её продолжительность. Ещё одно направление — лечение тиреотоксикоза (повышенной функции щитовидной железы), которое финансируется из средств ОМС. Мы применяем радиологическое планирование: рассчитываем для каждого пациента индивидуальную дозу радиоактивного йода, используя как жидкую, так и капсульную его форму, в зависимости от клинической ситуации. Этот метод — альтернатива и хирургическому удалению железы, и приёму больших доз достаточно токсичных препаратов.
— В успешном лечении наверняка имеют большое значение диагностические возможности центра?
— Да, конечно. ОРНД оснащено гамма-камерой, а также ОФЭ/КТ — гибридной системой, в которой радионуклидная диагностика совмещена с точностью компьютерной томографии. Мы проводим диагностику не только при онкологических заболеваниях, имеющаяся аппаратура позволяет оценить структуру и функцию практически всех органов. Так, сегодня наш центр единственный в регионе делает сцинтиграфию миокарда и головного мозга.
— Какие ещё виды высокотехнологичной помощи выполняются в СМКЦ?
— Наш конёк — эндопротезирование суставов и гинекологические операции. Кроме того, в СМКЦ выполняют высокотехнологичные операции при лор-патологии, урологии, челюстно-лицевой хирургии. Всего в центре в рамках высокотехнологичной помощи ежегодно осуществляется около 1,5 тыс. оперативных вмешательств. В хирургическом отделении лапароскопически проводятся такие сложные операции, как гемиколэктомия, простатэктомия, операции при раке желудка, а также лапароскопические операции в бариатрии (при ожирении).