Александр Разумов: «Здоровье человека должно стать основной ценностью» №2(85), 2017 год
Одна из важнейших проблем медицины — охрана здоровья здорового человека. О том, как она решается, о её роли в современной жизни рассказывает создатель нового направления медицинской науки и практического здравоохранения — восстановительной медицины, президент ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы», председатель Национальной курортной ассоциации, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ, академик А.Н. Разумов.
— Александр Николаевич, почему вы уделяете особое внимание охране здоровья здоровых граждан и как это связано с развитием санаторно-курортного комплекса?
— Регулярная профилактика и лечение в санаторно-курортных условиях позволяют увеличить продолжительность жизни человека от 3 до 15 лет. У нас, несмотря на положительные тенденции, продолжительность жизни человека пока не сильно растёт, особенно у работающих граждан. Президент Владимир Путин особо отмечает важность сбережения здоровья работающих граждан. По данным ВОЗ, к 2050 году в России будет числиться 149 млн человек — это мало для такой огромной страны. К тому же здоровых людей у нас всего 20 %, а абсолютно здоровых — около 8 %, это тоже мало — с учётом экономического, социального, интеллектуального, культурного потенциала. Нам предельно важно поддерживать здоровье граждан, и в этом — огромная задача наших курортов.
Кстати, вернёмся в советское время — ведь тогда у нас было гораздо больше здорового населения. К 90-м годам наш санаторно-курортный комплекс мог принимать более 32 млн человек ежегодно. Свои санатории имело 7431 предприятие, в санаториях имелось в целом 1299 тыс. коек, и 23 % из них приходилось на санатории и пансионаты с лечением, а всё остальное приходилось на оздоровление! Сегодня (на 2015 год) 1733 санатория, число койко-мест в России в целом всего 425 тысяч! Таким образом, мы не можем уделить большое внимание оздоровлению людей, повышению их трудоспособности. И мы решили сейчас посвятить этому вопросу большое исследование, обратить на эту проблему пристальное внимание. В масштабах нашего государства строительство новых центров, санаториев пока не решило полностью эту задачу, то есть нужно разработать отдельную стратегию народосбережения государства.
— Как развивалось это направление в ХХ веке?
— Мы можем сказать, что к порогу нового тысячелетия человечество подошло с солидным грузом научно-практических достижений в медицине, но и с не менее тяжёлой поклажей нерешённых проблем в области охраны здоровья.
Основное направление отечественной медицинской науки и здравоохранения развивалось и развивается как симптомологическое, нозологическое, профилактическое, физиологическое. Но главное место заняли такие категории, как диагностика, болезнь, норма, профилактика болезни, оттесняя на периферию человека, его этико-культурное развитие, процессы формирования ценности здоровья у здорового человека с учётом особенностей этнической, природно-географической и социальной среды.
Отечественная медицина в XX веке не достигла эпохальных успехов в области профилактики и реабилитации. И это закономерно, ибо в условиях монополизма болезнецентрической концепции профилактики, в условиях слаборазвитых технологий культуры здоровья, образа жизни, качества жизни сделать больше было невозможно.
В итоге в нашей стране по-прежнему отсутствует идеал здоровья как смысл бытия и общественного престижа нации в цивилизованном обществе. Человек и его здоровье не стали нравственной ценностью.
— Сейчас проблема поддержания здоровья человека становится всё острее.
— Да, и полезно будет принять гипотезу, что XXI век — это серьёзный вал демографических, экологических, геологических катастроф и природных поликатаклизмов, что сделает проблему выживания живого на планете Земля главной для медицины. Человечество, лишившее в войнах жизни более 60 млн человек, создающее условия для преждевременного старения, ослабления жизненного и духовного потенциала, трудно признать здоровым и разумным.
Прежде всего мы должны диалектически осмыслить социально-этическую противоречивость технократического механизма медицинских успехов в методах обследования и лечения больных. XX век — век максимального использования медициной технических достижений. К примеру, в области рентгенорадиологии: томография, УЗИ, методы ядерно-магнитного резонанса открыли путь к новым успехам в диагностике и хирургии. И вместе с тем можно напомнить, что в первые часы и даже дни катастрофы на Чернобыльской АЭС практически не было возможности точно измерить количественную и качественную степень облучённости людей, воды, земли и воздуха, сделать в оперативном порядке научный прогноз последствий. Тем самым в тысячи раз были усугублены отдалённые последствия Чернобыльской аварии. Одной из причин явился тот факт, что ведущим принципом профилактики был принцип диагностики болезни на ранней стадии, а не охрана здоровья здоровых людей.
О причинах преждевременного износа здоровья говорили ещё Гиппократ и Авиценна. Состояние здоровья каждого отдельного индивидуума определяется условиями и образом жизни, питанием, климатическими условиями, условиями жизни. Развитие болезней связано с особенностями местности и климата, бытовыми условиями, нерациональным питанием, вредностями изнурительного труда, индивидуальной предрасположенностью, душевными потрясениями.
И в конце XX века учёные-медики констатировали: зарегистрировано более 4 млн химических веществ, способных разрушить здоровье. За год природные и технические источники загрязняют атмосферу окисью углерода в объёме более 150 млн тонн, углеводородами — более 200 млн тонн, соединениями серы — более 200 млн тонн, окисями азота — около 10 млн тонн. Только от транспорта в 615 городах России выброс вредных веществ составляет 15,6 млн тонн. Из 148 млн населения России 73 % проживают, трудятся и погибают в неблагоприятной социально-гигиенической обстановке. В 2828 городах превышение ПДК составило: по свинцу — в 21 раз, фенолу — в 14 раз, углероду — в 12 раз, двуокиси азота — в 8 раз. Такое загрязнение более чем в 60 % случаев обусловливает профессиональные болезни.
На нашей планете от голода умирают 30–40 млн человек в год. У 25 % населения России диагностируется недостаточность питания. В России с 1991 года начался процесс депопуляции, то есть явный признак кризиса здоровья.
Кстати, Авиценна указывал на прямую связь заболеваний с душевными потрясениями. Сегодня 3,8 млн российских граждан страдают психическими расстройствами, более 5 млн алкоголезависимых, около 8 млн приобщены к наркотическим средствам, каждый пятый регистрируемый инвалид становится таковым из-за психических расстройств. У нас в отечестве осталось не более 20 % практически здоровых людей! Во всём этом социальном негативе существенную долю занимает психическое нездоровье, душевный надлом, сниженный психофизиологический потенциал нации.
Именно из-за неучёта и даже пренебрежения этим всеобщим законом, определяющим гармонию макросистемы «человек — природа — труд», в XX веке стало возможным, что разумная созидательная деятельность человечества нанесла огромный ущерб биосфере, существенно увеличив силу последствий факторов риска для здоровья (курение, алкоголь, психоэмоциональный стресс, гиподинамия). Более того, отсутствие социальной доминанты в сознании граждан на сохранение личного и общественного здоровья привело к беспределу в части загрязнения токсическими отходами производства продуктов питания, воздушного и водного пространства.
Общий итог закономерен: геокосмический дисбаланс в информационно-энергетической организации ноосферы привёл к искажению созидательной функции общественного интеллекта, ослаблению нравственного и психофизиологического потенциала населения всей страны. Всё это имеет прямое отношение к медицине XXI века, так как всё сказанное — это зона профессиональной ответственности медицины в том числе.
— Как же нам справиться с этими назревшими проблемами? Какова роль современной медицины в этом вопросе?
— Конечно, мы не должны переложить вину с больной головы общества на здоровую медицинскую. Скорее наоборот: медицинской науке и практике пора серьёзно обновить мировоззренческий взгляд на роль здоровья в развитии цивилизации. Медицина должна занять новое место в управлении обществом, в экономической политике, в производственной деятельности, в подготовке кадров и воспитании здорового социума, здоровых идеалов, национальной безопасности. Медицинские науки и организация здравоохранения в XXI веке должны приобрести новые системные качества в глобальной системе «человечество — природа — культура — труд».
Медицина должна обрести экономическую составляющую в области формирования, поддержания воспроизводства здоровья как производительной основополагающей силы общества на пути восхождения к более совершенной цивилизации. Очень важна законодательная поддержка в области контроля государственных проектов за развитием и внедрением результатов энергетики, транспорта, оборонной промышленности, специальной химии, биологии и физики, которые выступают в качестве угрозы здоровью. Нужно повышать медицинскую защиту работающих на вредных и опасных производствах. Наконец, медицина должна обрести и культурно-этическое значение в области образования, воспитания, теологии, просвещения, организации быта, отдыха, труда, учёбы как социальный механизм, обеспечивающий нравственное отношение к здоровью со стороны индивидуумов и общества.
Современные демографические вызовы обусловлены старением и ростом численности населения, увеличением числа хронических заболеваний, возрастанием расходов на здравоохранение и удорожание медицинских услуг, экспоненциальным развитием технологий и глобализацией, кадровым кризисом в промышленности, науке, образовании, медицине. Старение населения и увеличение заболеваемости хроническими заболеваниями поднимут спрос на медицинские услуги, в том числе и на санаторно-курортное лечение. В свою очередь все эти явления усилят ценность здоровья как экономической составляющей в развитии цивилизации.
Демографическая ситуация в России, так же как и в других развитых странах, характеризуется снижением числа трудоспособного населения и, соответственно, увеличением числа нетрудоспособного населения.
В 2050 году каждый третий человек будет старше 65 и каждый десятый будет старше 80 лет. В 2015 году 12 % населения было старше 60 лет, в 2050 году таких людей будет 22 %. Каждую секунду в мире своё 60-летие отмечают два человека.
По данным Всемирной организации здравоохранения, неинфекционные заболевания, в основном сердечно-сосудистые, онкологические, хронические респираторные и диабет, являются причиной 63 % всех случаев смерти в мире. Более 9 млн случаев смерти от неинфекционных заболеваний происходит среди людей в возрасте до 60 лет. Согласно прогнозам, к 2030 году диабет станет седьмой ведущей причиной смерти в мире и уже сейчас является ведущей причиной слепоты, ампутации и почечной недостаточности. Избыточная масса тела и ожирение стоят на пятом месте среди ведущих причин смертности в мире. По меньшей мере 2,8 млн взрослых умирают каждый год в результате избыточной массы тела и ожирения. Распространённость избыточной массы тела и ожирения среди взрослого населения России составляет 75 %. Каждый третий взрослый человек в мире и России страдает повышенным артериальным давлением. В ближайшие 20 лет совокупная потеря от неинфекционных заболеваний в денежном выражении составит 47 трлн долларов.
Основными причинами развития этих заболеваний являются недостаточная физическая активность, нерациональное питание, употребление алкоголя и табака. Все эти причины относятся к разряду корректируемых и зависят исключительно от отношения человека к своему здоровью.
Таким образом, нужна другая философия, другой взгляд каждого гражданина, учёного-медика, философа, психолога, курортолога, государственных мужей на здоровье здоровых людей.
Академик Юрий Лисицын замечал, что «главная задача заключается в трансформации медицины патологии, какой она остаётся до сих пор, в медицину здоровья здоровых…». Представляется чрезвычайно актуальным и важным высказывание известного патологоанатома Ипполита Давыдовского, который ещё в 1941 году говорил о том, что «диагностика болезней должна начинаться не у постели больного человека (это скорее пройденный этап медицины), а в клинике здорового человека».
— Вы отмечаете, что поддержание здоровья населения крайне важно с точки зрения политико-экономической. Как на экономике страны отражается ухудшение здоровья работающего человека?
— Усилиями президента России Владимира Путина социальная политика в стране направлена на снижение демографических потерь, на «сбережение народа», на возрождение медицинской профилактики и совершенствование системы управления отечественным здравоохранением. В современной мировой экономике здоровье нации признаётся ключевым элементом стабильности её экономического потенциала. Население России не только уменьшается, но и становится менее здоровым, а значит, теряет способность служить движущей силой экономического возрождения страны. И Владимир Путин уже назвал стремительное старение населения России тревожным демографическим фактором. Сегодня на тысячу работающих приходится 276 детей и 323 пенсионера, а это угрожает экономике страны.
Серьёзной проблемой является смертность людей трудоспособного возраста, 80 % которых — мужчины. Президент прямо указывает: «Очевидно, что ключевым фактором смертности являются условия и образ жизни людей, и потому при разработке региональных демографических программ надо учитывать не только вопросы повышения уровня здравоохранения, но и развитие системы санаторно-курортного оздоровления, досуга, физкультуры, спорта, улучшения условий труда».
Преобразования в социально-экономической сфере длятся уже 25 лет. Но пока не определена основная причина развития медико-демографического кризиса, не определены основные механизмы снижения жизнеспособности нации. Без решения этих проблем усилия по сбережению народа могут оказаться недостаточно результативными.
Требованием системной и просчитанной политики в сфере охраны здоровья, учитывающей условия и образ жизни и труда людей, является Концепция охраны здоровья здорового человека, которая была принята у нас и утверждена Минздравом России в 2003 году.
— Каковы основные цели Концепции? Удаётся ли в итоге выполнять поставленные в рамках программы Концепции задачи?
— Основной целью Концепции является радикальное снижение оттока из популяции здоровых лиц в популяцию больных и предусматривает переход приоритетов здравоохранения от системы, ориентированной только на лечение больных, к направленной профилактике болезней и формированию у населения культуры здоровья.
Концепция основана на признании роли здоровья как фактора национальной безопасности и как социального свойства личности, обеспечивающего в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие и обеспеченную старость.
Успешная реализация Концепции обеспечивается высокой медико-профилактической эффективностью оздоровительных программ. Например, применение комплекса немедикаментозных методов профилактики у часто болеющих детей снижает число респираторных заболеваний в 1,5–2 раза, а у беременных женщин позволяет в 3–5 раз снизить число осложнений беременности и родов. Профилактические программы дают и высокую экономическую эффективность: соотношение затрат на оздоровление и экономия за счёт предупреждения потери трудоспособности достигает 1 : 8.
Программой была предусмотрена разработка нормативно-правовой документации в сфере охраны и укрепления здоровья здорового человека, включая все её составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты оздоровительных услуг, обеспечение материальными ресурсами, подготовку кадров, порядок финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями системы здравоохранения.
Важный шаг был сделан в подготовке кадров по проблемам охраны здоровья здоровых. Так, в 2003 году в практику здравоохранения была введена специальность «врач восстановительной медицины», в 2004 году были разработаны образовательный стандарт и учебные программы для системы дополнительного образования врачей по восстановительной медицине, включая вопросы охраны здоровья здоровых. Была введена должность врача по восстановительной медицине в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработаны типовые учебные программы не только для врачей, но и среднего медперсонала.
К сожалению, заложенные в этих программных документах масштабные преобразования в системе отечественного профилактического здравоохранения в силу разных причин, в том числе и в результате разразившегося в 2008 году экономического кризиса, остались нереализованными. А созданные в субъектах Российской Федерации центры здоровья для взрослых и детей по своим функциям ограничивались в основном диагностическими исследованиями, изучением рисков развития заболеваний, оставляя за пределами своей деятельности важное направление применения профилактических и оздоровительных технологий восстановительной медицины.
Но сегодня мы можем со всей уверенностью констатировать, что выполненные работы по реализации концепции охраны здоровья здорового человека и мероприятия по отраслевой программе охраны здоровья здоровых не прошли даром. Гуманистический подход, связанный с усилением роли человеческого фактора и приоритетами здоровьесбережения нации, вошёл во все основные программные документы стратегического планирования развития России.
Среди них следующие:
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее — Госпрограмма), (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 294);
• Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
• Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года);
• Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р);
• Климатическая доктрина Российской Федерации (утверждена распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп);
• Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утверждена Президентом РФ 01.11.2013 №Пр-2573).
— Вы считаете, что сейчас назрела необходимость принятия новой стратегии в направлении поддержания здоровья населения?
— Многочисленные вызовы и угрозы здоровью человека определяют необходимость создания единого программного документа стратегического планирования, которым, по моему убеждению, могла бы стать Стратегия здоровьесбережения населения России.
Схожий по замыслу проект был разработан и представлен для обсуждения в Национальную медицинскую палату в 2016 году. Но в той программе было уделено недостаточное внимание применению целевых медицинских технологий здоровьесбережения. В частности, из всех возможных в этом отношении подходов кратко упомянут лишь один: «Внедрение в практику работы всех санаторно-курортных организаций практики выявления факторов риска и их коррекции, а также пропаганды здорового образа жизни».
Не решает всех проблем и утверждённый 21 декабря 2016 года на Президентском совете по модернизации экономики План реализации национальной технологической инициативы (НТИ) в сфере здравоохранения HealthNet. (HealthNet — это рынок персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств, обеспечивающих рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств профилактики и лечения различных заболеваний.) В основу дорожной карты легли шесть наиболее перспективных направлений: информационные технологии в медицине, медицинская генетика, биомедицина, спорт и здоровье, превентивная медицина, здоровое долголетие.
Новая философия медицины должна быть здоровьецентристской. Главная черта этой философии — наращивание здоровья нации. Эти подходы должны прослеживаться во всех областях жизни общества. В области политики — создание социально-нравственной доминанты в индивидуальном, коллективном сознании на ценность здоровья как национальную черту, как на личную ответственность перед собой, семьёй и государством. В области экономики — придание ценности здоровью человека как природной базы профессионального долголетия, в достижении экономических целей. Первое правило экономики: охрана здоровья есть социальная функция руководства предприятий любой экономической формации. Субъектом профилактической медицины становится не больной, а здоровый человек. Отличительная содержательность нового направления в области профессиональной профилактической медицины состоит как в технологиях преморбидной диагностики, коррекции нарушенных функциональных состояний, оценках уровней здоровья, туристических, спортивных, курортных видов оздоровлений, так и в методологии и мировоззрении на процесс охраны и наращивания здоровья. Цель охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации — создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни, снижения темпов старения, преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в стране.
Таким образом, существует настоятельная необходимость в кратчайшие сроки разработать и осуществить Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие системы охраны здоровья здорового человека, формирование здорового образа жизни и культуры здоровья у населения Российской Федерации». Заказчиком-координатором данной программы должен выступить Минздрав России. Разработка и реализация Федеральной целевой программы является наиболее эффективным путём решения указанной проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
— В чём вы видите преимущества нового программно-целевого метода в рамках ФЦП?
— Комплексный и системный подход к решению проблемы позволит учесть все аспекты развития системы охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации, а направления финансирования чётко определят приоритетность реализации мероприятий Программы. Можно будет распределить полномочия и ответственность между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Участие в реализации Программы смогут принять общественные организации, коммерческие структуры и другие хозяйствующие субъекты, что повысит эффективность выполнения мероприятий в рамках Программы. А эффективное планирование и системный мониторинг, наблюдение за степенью удовлетворённости населения услугами оздоровительно-профилактических организаций обеспечат ежегодную оценку результатов реализации этапов Программы.
В ходе реализации ФЦП мы сможем повысить медицинскую и экономическую эффективность деятельности центров здоровья и отделений восстановительной медицины, санаторно-курортных учреждений, центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений образовательных учреждений и предприятий путём внедрения современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления). На профилактику болезней будут более рационально использоваться бюджетные средства. Будет создан системный подход к активному сохранению, восстановлению и укреплению здоровья людей.
Нужно создать условия для реализации человеком потенциала здоровья, обеспечивающего ведение активной производственной, социальной и личной жизни. Снизить уровень заболеваемости, инвалидизации и преждевременной смертности населения, увеличить среднюю продолжительность и повысить качество жизни. Наконец, удовлетворить спрос населения на доступные здоровьесберегающие технологии, повысить эффективность и качество экспресс-диагностики и оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
— А какие нужны действия со стороны государства, чтобы такая система охраны здоровья здоровых в Российской Федерации развивалась?
— Нужно сочетание нескольких важных факторов. Это законодательное и нормативно-правовое обеспечение оздоровительно-профилактической деятельности, наличие федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие системы охраны здоровья здорового человека, формирование у населения здорового образа жизни и культуры здоровья. Эффективное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, а также общественными организациями, реализующими программы по охране здоровья здорового человека, формированию здорового образа жизни и культуры здоровья.
Нужно ликвидировать диспропорции между потребностью людей в оздоровительно-профилактических услугах и отсутствием возможности приобретения этих услуг в коммерческих оздоровительных учреждениях из-за низкой платёжеспособности населения. Я считаю, что важно существенно увеличить расходы на оздоровление работников и членов их семей за счёт средств Фонда социального страхования.
Стоит усилить социальную рекламу и развивать систему информирования населения о преимуществах профилактической охраны здоровья, о разрешённых к применению оздоровительных технологиях и ограничить рекламу непроверенных и незарегистрированных в Росздравнадзоре средств и способов оздоровления. Вообще, прививать навыки культуры здоровья в современном обществе крайне важно, и уже сейчас это становится трендом. Нужно создавать эффективную систему организации и обеспечения научных исследований по разработке современных оздоровительных технологий, включая средства и способы самооздоровления. Государство должно выработать политику в вопросах создания механизмов активного внедрения рационов здорового и профилактического питания. И ещё один важный момент — это создание системы мониторинга здоровья детей-спортсменов, профилактики последствий профессиональных занятий спортом. Стоит создать механизмы льготного налогообложения, введение системы страховых льгот и поощрения работодателей в связи с затратами на охрану здоровья и профилактику заболеваний работающего населения.
Мы должны разработать научно обоснованные стандарты и критерии лицензирования оздоровительно-профилактических технологий. Кстати, в этом ключе будет крайне важна подготовка и переподготовка кадров на основе новых образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.
Наконец, нужно развивать инфраструктуру оздоровительных организаций, центров восстановительной медицины, необходимо улучшение материально-технической базы центров медицинской профилактики, центров спортивной медицины, физкультурных диспансеров. И в этом ключе очень важно восстановление системы санаторно-курортного оздоровления работающего населения.
— Какую роль в вопросе сохранения и повышения здоровья населения вы отводите курортам?
— Курорты являются одним из важнейших направлений медицинской помощи в борьбе за снижение заболеваемости и предупреждение инвалидности, сохранение здоровья здоровых и должны развиваться в теснейшей связи со всей системой здравоохранения.
Лечение в санаторно-курортных организациях позволяет в 2–6 раз уменьшить число обострений как у взрослых, так и у детей. У пациентов, прошедших санаторный этап реабилитации, в 2–3 раза снижается временная и стойкая нетрудоспособность.
Стоит заметить, что на территории нашей страны курорты начали развиваться уже в XVII столетии. А в 1883 году Правительство России приняло решение о выкупе курортов у частных лиц и создании правительственного комиссара и департаментов по управлению курортами. К 1941 году функционировало уже около 50 санаториев и домов отдыха, в них ежегодно лечились и отдыхали 150 тысяч человек. С 1960-го по 1990 год был расцвет курортного строительства, к 90-м годам ХХ столетия санаторно-курортный комплекс мог принимать на отдых и лечение ежегодно более 32,7 млн человек. Но сейчас основные показатели, характеризующие деятельность санаторно-курортного комплекса России, выявляют отрицательную динамику. А к 2020 году, согласно прогнозным показателям, число граждан России, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, составит около 14 млн человек. Нам нужно возродить работу наших курортов и по максимуму использовать их потенциал.
26 августа 2016 года под председательством Владимира Путина состоялось заседание президиума Государственного совета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации». Президент страны в своём докладе подчеркнул социально-экономическую значимость развития курортной отрасли России, направленного на профилактику заболеваний, оздоровление и сохранение здоровья граждан России, их трудоспособности и активной жизни.
По итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов был сформулирован перечень поручений президента Правительству Российской Федерации, направленных на решение острых вопросов санаторно-курортной отрасли.
Было принято решение разработать и утвердить стратегию развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, внести в законодательство РФ определённые изменения. Например, было решено ввести курортный сбор, доходы от которого могут быть направлены на развитие санаторно-курортного комплекса страны, а Федеральное агентство по туризму наделить полномочиями по продвижению туристического продукта, в состав которого включены услуги санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, на внутреннем и мировом туристических рынках. Медицинские организации, граждане России и зарубежные клиенты наших санаториев должны быть информированы о возможностях нашего санаторно-курортного комплекса.
Санаторно-курортные организации независимо от их организационно-правовой формы обяжут предоставлять сведения для внесения в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Президент страны поручил Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести государственную экологическую экспертизу проектной документации объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также рассмотреть вопрос о возможности создания территорий опережающего развития на территориях курортов. Решено также стимулировать и привлечение частных инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, предусмотрев возможность реализации инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнёрства, в том числе на условиях концессионного соглашения, и обеспечить его выполнение.
Крайне важно обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах округов санитарной (горносанитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая границы зон, входящих в состав этих округов, а также внедрить систему оценки (определения категорий) для санаториев в зависимости от уровня оказываемых в них медицинских, сервисных и других услуг.
России нужна принципиально новая система управления динамикой здоровья населения, построенная по профилактическому принципу. Данная система потребует поддержки всех государственных, общественных институтов страны и будет способна при этих условиях стать базисной для развития отечественной системы здравоохранения.