Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Непрерывное медицинское образование в области судмедэкспертизы — веление времени №3(81), 2016 год

Василий Верменский. Фото Анастасии Нефёдовой

Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области привлекло внимание профессиональной общественности, когда в 2015 году выступило инициатором создания кафедры судебной медицины при факультете усовершенствования врачей МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского. Соответствующее решение коллегии областного министерства здравоохранения состоялось, и 1 января нынешнего года кафедра открыла свои двери. О логике данной инициативы и о том, как динамично Бюро СМЭ стало на рельсы непрерывного медицинского образования, рассказывают доктор медицинских наук, профессор Владимир Александрович Клевно — начальник Бюро и заведующий названной кафедрой, а также его соратники.

— На смену традиционному постдипломному образованию, — отмечает Владимир Клевно, — естественным образом, но также и в законодательном порядке приходит непрерывное медицинское образование (НМО). В НМО участвуют три субъекта. Ключевым из них является врач медицинской организации, в нашем случае врач — судебно-медицинский эксперт Бюро СМЭ. Второе звено — профессиональное сообщество, для нас это в первую очередь существующая с 2014 года Ассоциация судебно-медицинских экспертов. Согласно Федеральному закону № 323, она имеет право проводить учебные мероприятия, в том числе и в формате дистанционного обучения, что немаловажно. Замыкающим звеном стала кафедра судебной медицины МОНИКИ. Первый набор обучающихся составил 49 человек. С этого момента и врачи, и средние медработники имеют все возможности, чтобы получать по 50 зачётных единиц, или кредитов, в год, чтобы в итоге быть допущенным к аккредитации по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Каждый медик начнёт формировать своё портфолио, получая ежегодно как минимум 50 кредитов, чтобы за пять лет заработать необходимые 250 зачётных единиц.

Чем в первую очередь отличается наша кафедра? Тем, что преподавание ведут профессионалы, сотрудники Бюро СМЭ. Все они — практикующие врачи, и почти все — кандидаты медицинских наук. При этом они участвуют в учебном процессе, оставаясь работать в своих коллективах.

О том, как устроен сам учебный процесс, рассказывает Сергей Кучук, вице-президент Ассоциации СМЭ, заместитель начальника Бюро СМЭ по организационно-методической работе и одновременно доцент кафедры судебной медицины МОНИКИ.

— Образовательные кредиты, — говорит доктор Кучук, — можно набирать в результате посещения научно-практических конференций, которые проводятся под эгидой Ассоциации СМЭ. Эти мероприятия, в свою очередь, должны получить аккредитацию со стороны Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования при Министерстве здравоохранения РФ. Один учебный час даёт один кредит. В прошлом году, ещё до официального внедрения НМО, мы провели генеральную репетицию в виде ряда научно-практических конференций для членов Ассоциации, и в результате каждый из 250 докторов набрал по 51 баллу. Тем самым была превышена годовая норма. Темы конференций были самые разнообразные. Вот названия некоторых из них: «Процессуальные вопросы производства судебно-медицинской экспертизы»; «Судебно-медицинская экспертиза черепно-мозговой травмы, современные аспекты»; «Совершенствование медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Пути снижения смертности». Состоялась также масштабная международная конференция «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики». Прошёл цикл научно-практических мероприятий, посвящённых реализации указа президента о совершенствовании государственной политики по снижению смертности от туберкулёза, новообразований, дорожно-транспортных происшествий. Стоит также упомянуть конференцию «Вопросы логики в судебно-медицинском заключении, экспертные ошибки в составлении выводов».

Темпов мы не снижаем. В этом году уже состоялись конференции «Непрерывное медицинское образование судебно-медицинских экспертов — новые вызовы» и «Тактика врача — судебно-медицинского эксперта при подозрении на особо опасную инфекцию». График составляется до конца года, но актуальную тему мы можем добавить в любой момент. Однодневная конференция даёт шесть кредитов, двухдневная — двенадцать. На сегодняшний день и организатор, и докладчик, и простой участник получают то количество кредитов, которое было заявлено в Координационном совете по НМО. Участие само по себе является и учебным мероприятием.

Заведующий танатологическим отделом Бюро СМЭ, доцент кафедры судебной медицины Максим Кислов рассказывает о новом элементе НМО — электронных образовательных модулях.

— Это учебный материал, который предназначен для самостоятельного изучения врачом. Он размещается на образовательных интернет-ресурсах, например, на сайте «Консультант врача». Идея состоит в том, чтобы, усвоив информацию, ответить на тестовые вопросы либо решить какие-либо ситуационные задачи. В таком случае модуль будет считаться пройденным. Если человек по разным причинам будет не в состоянии ответить на контрольные вопросы, он возвратится к началу материала и пройдёт его неограниченное количество раз. В настоящее время на кафедре разрабатывается 26 электронных обучающих модулей по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Тематика охватывает ключевые разделы: судебно-медицинская экспертиза трупа, судебно-медицинская экспертиза живых лиц, а также судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и другие. Модули составляют профессионалы в соответствующих областях, после чего материал поступает на рецензирование в координационный совет Минздрава России по медицинскому образованию. Параллельно пять рецензентов от нашей Ассоциации проверяют, насколько модуль соответствует своему разделу судебной медицины. Это пилотный проект, и мы являемся первыми, кто делает что-то подобное. В середине мая модули будут готовы, и тогда каждый специалист, который освоит модуль — на это потребуется, по расчётам, всего час, — сможет получить один образовательный кредит.

Что интересно: описанным механизмом сможет воспользоваться любой врач, где бы он ни находился. Мы делаем эту работу бескорыстно, стремясь поделиться своими знаниями. Если будет что-то появляться новое: передовые технологии, интересные диссертации, — мы будем выпускать новые модули, отвечающие трендам времени.

Олег Лысенко — в недалёком прошлом один из ведущих сотрудников Бюро СМЭ, а сегодня доцент кафедры судебной медицины МОНИКИ. Он обращает внимание на то, что обсуждаемые темы никогда не берутся с потолка. Их продуцирует повседневный контекст, в котором действует эксперт. Из практического материала, который вызывает порой неоднозначные трактовки или толкования, формулируется повестка образовательных мероприятий. Становясь докладчиками на конференциях, эксперты используют собственный практический багаж. И в ходе дискуссий приходят к определённому выводу, который складывается из мнения большинства. Таким образом, вырабатывается единый подход к решению той или иной актуальной проблемы. Кафедра же выступает в роли организатора процесса. Замечу, говорит доктор Лысенко, что НМО пока не отменяет традиционных курсов повышения квалификации, и в этом случае из 144 часов сертификационного цикла усовершенствования 108 часов являются аудиторными, а 36 — дистанционными. В будущем данный механизм получит сопряжение с НМО.

С интересной и актуальной темой, касающейся подготовки профессионального стандарта по специальности «Судебно-медицинская экспертиза», в беседу вступает судебно-медицинский эксперт медико-криминалистического отдела Бюро СМЭ, доцент кафедры судебной медицины МОНИКИ Галина Золотенкова.

— Предстоит разработать, — говорит она, — профессиональный стандарт, который включает в себя обобщённую трудовую функцию, разделяющуюся при этом на несколько подчинённых трудовых функций, каждой из которых соответствует своя квалификация. Ассоциация СМЭ как раз и является тем профессиональным сообществом, перед которым стоит данная задача. 

В Ассоциации удачно сочетаются и специалисты, и кадровые педагогические работники.

— Обобщённая функция, — продолжает доктор Золотенкова, — определяется как «экспертное сопровождение деятельности правоохранительных органов и судебной системы в делах, связанных с преступлениями против жизни и здоровья граждан; содействие органам здравоохранения и их подведомственным учреждениям в улучшении качества оказания медицинской помощи населению». Эти задачи реализуются, в свою очередь, через такие функции, как проведение судебно-медицинской экспертизы живых лиц, судебно-медицинская экспертиза трупа, проведение судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, проведение судебно-медицинской экспертизы по материалам дела, организация деятельности подчинённого медицинского персонала.

В каждой трудовой функции будет учтён ряд знаний и умений, которыми должен овладеть специалист в ходе подготовки. Самих специалистов в области судебно-медицинской экспертизы профессиональный стандарт обеспечит базовым алгоритмом профессиональной деятельности, который позволит найти правильное решение в многообразии ситуаций и профессионально реализовать обоснованные действия. На основании созданных профессиональных стандартов будет переработана программа подготовки в ординатуре. Профессионально-общественное обсуждение этого документа будет обязательно проведено на сайтах Министерства труда РФ и Ассоциации СМЭ, и после полугодичного обсуждения стандарт может быть принят.

Елена Григорьева, заведующая отделом экспертизы в отношении живых лиц Бюро СМЭ и ассистент кафедры судебной медицины, дополняет беседу рассказом о непрерывном медицинском образовании средних медицинских работников.

— На кафедре МОНИКИ, — сообщает она, — уже прошли переподготовку по специальности «судебно-медицинская экспертиза» специалисты со средним медицинским образованием: фельдшеры-лаборанты и медицинские лабораторные техники. Они получили соответствующие сертификаты. В дальнейшем предусматривается вовлечение данной категории медработников в программу учебных мероприятий: семинаров, конференций, дистанционных и телекоммуникационных форм обучения, — что позволит им участвовать в системе персонифицированного учёта знаний и точно так же набирать требуемые 250 кредитов в течение пяти лет. Средний медперсонал Бюро СМЭ, а это около 250 человек, активно участвует в мероприятиях Ассоциации СМЭ. В середине апреля впервые был проведён форум средних медицинских работников по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Он стал частью международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики — 2016», посвящённой памяти профессора В.Н. Крюкова.

В центре внимания

Основная работа Бюро СМЭ продолжается с прежней интенсивностью. Как рассказал Александр Максимов, заведующий танатологическим отделом Бюро, в центре внимания остаётся сопоставление судебно-медицинского и клинического диагнозов, повышение качества этой работы. По её результатам формируется ежегодный бюллетень, который рассылается руководителям лечебно-профилактических медицинских организаций, находящихся на территории Московской области. Для обучаемых на кафедре судебной медицины бюллетень даёт ценный материал при проведении практикума. Бюро подготовило и выпустило также руководство, нацеленное на единое научно-методическое обеспечение судебно-медицинского диагноза. В результате должна повыситься объективность судебно-медицинской статистики.

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЙ ДИАГНОЗ: РУКОВОДСТВО

ISBN 978–5-9905503–4-6

[Клевно В.А., Кучук С.А., Лысенко О.В. и др.]; под ред. проф. 

В.А. Клевно. — М.: Ассоциация СМЭ, 2015. — 315 с.: ил. В книге представлены основные термины и понятия, используемые при формулировке судебно-медицинского диагноза, перечислены причины смерти.

Изложены правила построения и структура судебно-медицинского диагноза, а также порядок оформления медицинского свидетельства о смерти, заключения о причине смерти, клинико-анатомического эпикриза, алгоритм сопоставления клинического и судебно-медицинского диагнозов. Сформулированы подходы к составлению заключения судебно-медицинского эксперта, включая выводы с аргументированными ответами на поставленные вопросы с учётом требований уголовно-процессуального законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и производства судебно-медицинской экспертизы в учреждениях государственной системы здравоохранения. Приведены коды причин смерти в соответствии с МКБ-10 и 125 примеров судебно-медицинских диагнозов, медицинских свидетельств о смерти, клинико-анатомических эпикризов и заключений экспертов по наиболее часто встречающимся причинам смерти при травмах и заболеваниях.

Настоящее издание направлено на создание единого научно-методического подхода к формулировке и сопоставлению клинического и судебно-медицинского диагнозов, повышение качества оформления судебно-медицинской документации. Руководство предназначено для врачей — 

судебно-медицинских экспертов и патологоанатомов, врачей-клиницистов и врачей — организаторов здравоохранения, оно может быть полезным для судей, лиц, производящих дознание, следователей, адвокатов, преподавателей, аспирантов и студентов.