Информационные технологии в ЮОМЦ ФМБА России на страже здоровья населения №3(81), 2016 год
ЮОМЦ ФМБА России — многопрофильное медицинское учреждение с филиалами в нескольких городах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Высокотехнологичная медицинская помощь, сертификация качества медицинской помощи требованиям ГОСТ ISO 9001 — 2011, звание лауреата Премии Правительства РФ в области качества и ряд других дипломов и наград — вот свидетельства его высокого профессионализма и хорошего научного потенциала. О развитии информационных технологий (ИТ), перспективах и планах информатизации центра мы поговорили с его директором Виталием Криштопиным.
— Внедрение информационных технологий в практику работы Центра идёт с начала 90-х годов прошлого столетия, а с реализацией Программы модернизации здравоохранения в 2012 году это направление получило значительный толчок в своём развитии. Мы создали собственную мощную, со значительным заделом на перспективу, с высокой степенью отказоустойчивости серверную инфраструктуру, оснастили все филиалы автоматизированными рабочими местами и обеспечили электронный медицинский документооборот в минимально необходимом объёме. Сейчас мы развиваем два основных направления: телекоммуникационные системы управления и системы электронного документооборота. По большей части лечебно-диагностических процессов, по процессам бухгалтерского учёта, учёта и управления кадрами, начисления зарплаты, учёта медицинских услуг, взаиморасчёта за оказанные медицинские услуги и тому подобному информационные технологии играют стратегическую роль, и без них перечисленные процессы уже просто невыполнимы.
— Что дают Центру телекоммуникационные системы управления?
— Управление — основная задача для дирекции Центра. Это связано с особенностью инфраструктуры: значительная удалённость филиалов; разница в их материально-техническом оснащении и уровне подготовки персонала; сильная конкуренция со стороны муниципальных учреждений здравоохранения. Всё это предъявляет жёсткие требования к системе управления филиалами, а управление медорганизацией сегодня невозможно без широкого применения ИТ. Наличие филиальной структуры требует глобализации в их применении — это наше убеждение. Так мы и сделали:
- связали всю управленческую структуру Центра между собой локальной вычислительной сетью с выходом в Интернет,
- объединили системой видеоконференцсвязи руководство всех филиалов (главных врачей и их заместителей).
Создание сети позволяет нам проводить видеоселекторные совещания и медицинские советы с участием всех филиалов, проводить дистанционную аттестацию врачей и среднего медперсонала; межрегиональные конференции, дни специалистов, телелекции с созданием видеопротокола и ведением видеоархива; руководителям различного уровня — оперативно организовывать собственные видеоконференции, осуществлять видеозвонки.
Быстрота получения исходной информации и передачи управленческих решений, повышение эффективности и оперативности управления и усиление контроля работы филиалов, возможность оперативного обсуждения различных аспектов работы — вот плюсы применения видеоконференцсвязи.
— А каковы преимущества электронного медицинского документо-оборота?
— С самого начала внедрения информационных технологий мы уделяли внимание не только автоматизации работы бухгалтеров и экономистов, но и медицинского персонала: если в 2009 году, по данным Минздрава России, только 5 % рабочих мест врачей были оснащены компьютерами, то в Центре — почти 30 %. Начиная с 2011 года мы стали ставить в кабинетах поликлиники по два автоматизированных рабочих места: врачу и медсестре. Это позволило не только больше времени уделять пациентам, но и оптимизировать работу медицинского персонала. Сейчас в крупных филиалах, таких как Ростовская клиническая больница, компьютеризованы 100 % рабочих мест медперсонала. В 2012–2013 годах шло внедрение медицинской информационной системы по филиалам. Дальнейшим развитием медицинского электронного документооборота стала интеграция медицинской информационной системы с лабораторной и радиологической информационными системами. Внедрение и интеграция голосовых сервисов исходящего обзвона с напоминанием о предстоящем приёме или обследовании и записи на приём к врачу с медицинской информационной системой позволило нам более рационально использовать труд медицинских регистраторов, без увеличения штатной численности регистратуры оказывать пациентам дополнительные услуги.
И это далеко не всё. Для совершенствования работы учреждения, повышения качества медицинской помощи мы намерены и в дальнейшем развивать сферу ИТ и работаем в этом плане в нескольких направлениях, делая всё возможное, чтобы оставаться на высоте и не утратить доверие наших пациентов.