×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Елена Жидкова: «Достойный имидж системы здравоохранения РЖД сохраним и укрепим» №3(81), 2016 год

Василий Верменский

Система здравоохранения открытого акционерного общества «РЖД» — огромное хозяйство, являющееся по сути частью здравоохранения Российской Федерации. Оно представлено 173 негосударственными учреждениями здравоохранения (НУЗ), расположенными в 75 регионах России. Руководство деятельностью данных учреждений осуществляет Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД», возглавляет которую дипломированный организатор здравоохранения, выпускница Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Елена Жидкова, интервью с которой мы представляем на этих страницах.

— Елена Анатольевна, каковы главные направления деятельности системы здравоохранения РЖД?

— Приоритетными задачами НУЗ ОАО «РЖД» являются медицинское обеспечение безопасности процесса перевозок, экспертиза профессиональной пригодности, предупреждение профессиональных заболеваний и производственного травматизма работников, оказание первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи работникам ОАО «РЖД», членам их семей, неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта. В ряду основных вопросов находятся также ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и обеспечение профессионального долголетия работников компании.

— Как организовано здравоохранение в крупнейшей отрасли экономики — железнодорожной?

— Железнодорожное здравоохранение в настоящее время является одной из самых крупных корпоративных систем здравоохранения, работающей по принципам производственной медицины. В этой сфере занято около 70 тыс. человек — 16,5 тыс. врачей, до 30 тыс. среднего медицинского персонала, остальное — младший медицинский персонал и иные службы.

В 2010 году в целях совершенствования комплексной работы по улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации, условий труда на объектах РЖД, профилактики профессиональной заболеваемости, снижения уровня производственного травматизма, сохранения профессионального долголетия работников компании создана координационно-управленческая вертикаль. Она представлена Центральной комиссией по охране труда и здоровья работников РЖД, одно­имёнными региональными комитетами, инженерно-врачебными бригадами (ИВБ) в структурных подразделениях филиалов.

Основными задачами ИВБ являются улучшение условий труда и отдыха работников; профилактика профессиональной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, производственного травматизма; формирование у работников культуры безопасности на рабочем месте и пропаганда здорового образа жизни. В настоящее время в структурных подразделениях филиалов компании функционируют более 1500 ИВБ, в которых занято более 700 цеховых терапевтов негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД».

В состав ИВБ включаются начальники участков, цехов и других производственных подразделений, специалисты по охране труда и промышленной безопасности, медицинские работники НУЗ ОАО «РЖД», кадровые и инженерно-технические работники, представители профсоюзной организации.

— Что такое цеховая служба и цеховой терапевт?

— Цеховая служба является основой производственной медицины. В Положении о цеховом терапевте к его основным задачам, помимо оказания рабочим и служащим участка квалифицированной терапевтической помощи, отнесены также участие в проведении профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональных болезней и травматизма, улучшению санитарно-гигиенических условий труда. В настоящее время основные функции цехового терапевта включают участие в проведении диспансеризации, предрейсовых медицинских осмотрах, работе врачебных комиссий, инженерно-врачебных бригад, школ здоровья, санитарно-просветительной работе и т.д.

Необходимо отметить, что у нас в стране отсутствует такая медицинская специальность, как «производственная медицина». Цеховой врач-терапевт как ключевая фигура в производственной медицине получает специальные знания только в процессе своей непосредственной деятельности, в течение многих лет нарабатывая опыт по проведению предварительных, периодических, предрейсовых (или предсменных) медицинских осмотров, принимая участие в работе врачебных комиссий, психофизиологическом обеспечении, работая в составе инженерно-врачебных бригад.

— Медицинское обеспечение безопасности движения поездов — расскажите, пожалуйста, об этом специфическом виде деятельности медиков.

— Медицинское обеспечение безопасности движения поездов является одной из главных задач железнодорожной медицины. Проблемы безопасности движения на транспорте существуют во всём мире, значительная доля аварийных ситуаций связана с так называемым «человеческим» фактором, то есть с состоянием здоровья человека, управляющего транспортным средством. Результатом нашей работы в этом направлении является сохранение жизни людей, грузов, подвижного состава и обеспечение бесперебойности движения.

Медицинское обеспечение безопасности движения поездов включает в себя проведение обязательных предварительных при поступлении на работу, затем периодических медицинских осмотров, профессиональный психофизиологический отбор и сопровождение профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, а также проведение обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров.

С целью выполнения работ по медицинскому обеспечению безопасности движения поездов организована работа 160 врачебно-экспертных комиссий, 237 лабораторий психофизиологического обеспечения и кабинетов психолога и свыше полутора тысяч кабинетов предрейсовых медицинских осмотров.

Что характерно, около 90 % предрейсовых осмотров работников локомотивных бригад проводится с использованием автоматизированной системы, что позволяет осуществлять динамический контроль их здоровья и функционального состояния. Система объединяет в едином информационном пространстве работников кабинетов предрейсовых осмотров, цеховых терапевтов, психологов, а также специалистов дирекций здравоохранения на железных дорогах и Центральной дирекции здравоохранения — филиала ОАО «РЖД». В условиях единой информационной сети работает 859 терминалов кабинетов ПРМО, 565 терминалов цеховых терапевтов и психологов, 62 административных терминала.

— Участие в экспертизе профессиональной пригодности, её обеспечение — это большая ответственность. Как организована и выполняется эта объёмная работа?

— В учреждениях здравоохранения РЖД функционируют 160 линейных врачебно-экспертных комиссий, 16 региональных врачебно-экспертных комиссий и центральная врачебно-экспертная комиссия в НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД». В 2015 году врачебно-экспертными комиссиями проведено более 1,5 млн обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров поступающих на работу и работников, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, а также занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда.

Благодаря сформированной трёх-уровневой системе экспертизы профессиональной пригодности и внедрению принципов индивидуального подхода к оценке состояния здоровья работников в 2015 году показатель уровня профнепригодности работников, обеспечивающих движение поездов, составил 0,8 случая на 100 осмотров. При этом ещё семь лет назад данный показатель составлял 1,2 случая на 100 осмотров.

— Известно, что система здравоохранения вашей компании оказывает помощь в отдалённых и труднодоступных регионах России, где практически нет медицинских учреждений. Расскажите об этом подробнее.

— В настоящее время в РЖД функционируют пять передвижных консультативно-диагностических центров (ПКДЦ), созданных на базе железнодорожных вагонов, оказывающих медицинскую помощь жителям отдалённых регионов Российской Федерации: «Хирург Николай Пирогов» (Северная железная дорога), «Здоровье» (Западно-Сибирская железная дорога), «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)» (Красноярская железная дорога), «Академик Фёдор Углов» (Восточно-Сибирская железная дорога), «Терапевт Матвей Мудров» (Дальневосточная железная дорога).

ПКДЦ востребованы населением отдалённых регионов России, в зонах их обслуживания проживают около 1 млн железнодорожников и пенсионеров железнодорожного транспорта, более 2 млн населения муниципальных образований. В этих передвижных центрах работают врачи-специалисты: невролог, эндокринолог, офтальмолог, терапевт, кардиолог, гинеколог, стоматолог, хирург, оториноларинголог, дерматовенеролог. Медицинским персоналом ПКДЦ оказывается первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, проводится экспертиза профессиональной пригодности работников ОАО «РЖД», выполняются рентгеновская и ультразвуковая диагностика, эндоскопия, функциональная диагностика, клиническая лабораторная диагностика. За 2015 год число посещений к врачам — специалистам ПКДЦ составило более 154 тысяч, из них на жителей муниципальных образований приходится 82 %.

— Расскажите об участии Центральной дирекции здравоохранения в мероприятиях, направленных на повышение качества транспортного обслуживания пассажиров в 2016 году, объявленном Годом пассажира.

— Центральной дирекцией здравоохранения, дирекциями здравоохранения на железных дорогах и НУЗ РЖД будут проводиться акции «Здоровый пассажир» на базе медицинских пунктов на железнодорожных вокзалах, непременно будет обеспечиваться контроль медико-противоэпидемического обеспечения перевозок организованных детских групп к местам отдыха и культурного досуга в период летней детской оздоровительной кампании и зимних школьных каникул, запланировано много других мероприятий. Центральной дирекцией здравоохранения, кроме того, направлены предложения о потребности в проведении реконструкции, капитального и текущего ремонта медицинских пунктов на железнодорожных вокзалах, дооснащении их немедицинским оборудованием с акцентом на медицинские пункты на железнодорожных вокзалах в городах — участниках Чемпионата мира по футболу — 2018.

— Каким образом модернизируется система здравоохранения РЖД? Как выглядит использование информационных технологий, оказание высокотехнологичной помощи и так далее?

— Модернизация учреждений здравоохранения РЖД осуществляется в основном за счёт финансовых средств НУЗ ОАО «РЖД», а также из средств инвестпрограммы нашей компании.

В системе здравоохранения ОАО «РЖД» создано единое информационное пространство, включающее в себя мощную телемедицинскую сеть, позволяющую осуществлять дистанционные консультации пациентов с ведущими специалистами российских и зарубежных клиник, а также проводить совещания, трансляции семинаров и конференций. Существующая телемедицинская сеть объединяет 35 центров НУЗ ОАО «РЖД» с 80 центрами в России, 12 — в странах СНГ и 26 — в странах дальнего зарубежья. Кроме того, в своей деятельности НУЗ используют компьютерные технологии и цифровые каналы связи.

Развитие высокотехнологичной медицинской помощи — одно из приоритетных направлений нашей работы. 31 НУЗ РЖД имеет лицензии на право оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь по восемнадцати профилям. Созданы специализированные центры по кардиологии, нейрохирургии, травматологии, онкологии и другим направлениям.

— По каким основным каналам происходит взаимодействие с Министерством здравоохранения РФ?

— По нашему мнению, в сложных социально-экономических условиях особенно важным является создание такой системы здравоохранения в общенациональном масштабе, которая позволила бы консолидировать усилия всех министерств, ведомств, органов управления государственными фондами и организациями, а также медицинских организаций: государственных, ведомственных, частных. Это позволит снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, будет способствовать более рациональному использованию финансовых ресурсов, приведёт к увеличению доступности медицинской помощи, повысит её качество.

Так, 15 марта этого года состоялась встреча президента ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова с министром здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой по вопросу «О возможных направлениях сотрудничества Министерства здравоохранения Российской Федерации и здравоохранения ОАО «РЖД» в обеспечении охраны здоровья населения России». Особое внимание было уделено проблемам деятельности НУЗ РЖД в системе ОМС, в том числе порядку включения и объёмам государственного задания.

Были обсуждены также проблемы деятельности ПКДЦ, которые в отдалённых регионах России чрезвычайно востребованы населением. Однако расширению их деятельности препятствуют значительные эксплуатационные затраты ОАО «РЖД»: доходы ПКДЦ возмещают лишь затраты на медицинскую деятельность. Рассмотрен и вопрос о низких объёмах участия НУЗ ОАО «РЖД» в оказании высокотехнологичной медицинской помощи населению. Вместе с тем есть резервы оказания медицинских услуг в НУЗ ОАО «РЖД» по профилям: офтальмология (39 %), травматология и ортопедия (15 %), сердечно-сосудистая хирургия (12 %). Предложено шире использовать возможности НУЗ ОАО «РЖД» центрального подчинения, расположенных в Москве, в том числе Центральной клинической больницы № 2 им. Н.А. Семашко, которая располагает уникальными возможностями современной диагностики и лечения онкологических заболеваний.

В результате проведённой встречи было решено подготовить Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и ОАО «РЖД» в области здравоохранения. Для проведения территориального планирования ОАО «РЖД» передало в Минздрав России информацию обо всех НУЗ компании, объёмах государственного заказа, возможностях и резервах в оказании медицинской помощи. Надеемся, что данная информация будет полезной и позволит более точно планировать территориальные программы в регионах.

— Какие задачи ставит перед собой Центральная дирекция здравоохранения РЖД на обозримое будущее?

— Будем и дальше развивать железнодорожную, производственную медицину.

Следующее направление — это образование. В системе здравоохранения РЖД существует Научно-клинический центр, а в нём, в свою очередь, — Центр постдипломного образования. У него большое будущее: с каждой неделей количество слушателей увеличивается. Пока, к сожалению, там нет ординатуры и аспирантуры, но к концу года мы обязательно откроем эти возможности для наших сотрудников, а также для сторонних организаций и станем работать в общей образовательной системе.

Дальше — многопрофильная реабилитация. Участие в соответствующих программах получило одобрение как со стороны ФОМС, так и со стороны Минздрава России. РЖД располагает превосходными реабилитационными центрами в Подмосковье, Иркутске и в других городах.

Надо сказать, что негосударственные учреждения здравоохранения ОАО «РЖД» обладают значительным авторитетом в медицинском сообществе и пользуются огромным спросом у пациентов. Неоднократно номинантами в конкурсе «Лучшее лечебно-профилактическое учреждение» становились центральные и дорожные больницы различных регионов (Москва, Челябинск, Ростов-на-Дону, Чита и др.).

Например, согласно исследованиям рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010, 2012 и 2013 годах в номинации «Цена — качество» НУЗ «Центральная поликлиника ОАО «РЖД» трижды занимала первое место среди всех амбулаторно-поликлинических учреждений города Москвы. Это старейшее лечебно-профилактическое учреждение отрасли, основанное в 1922 году, в настоящее время является современным многопрофильным амбулаторно-поликлиническим учреждением.

Сегодня в условиях растущей конкуренции среди учреждений здравоохранения большое значение приобретает формирование положительного имиджа учреждения. Основой позитивного имиджа негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» является высокое качество оказываемой медицинской помощи. Работа в этом направлении — наша приоритетная задача.

По состоянию на 31.12.2015 на медицинском обеспечении в НУЗ ОАО «РЖД» находилось 2,8 млн человек.
Структура прикреплённого населения:
• работники РЖД и члены их семей — 40,7 %;
• неработающие пенсионеры РЖД — 16,8 %;
• население муниципальных образований — 33,9 %;
• работники дочерних обществ РЖД — 6,3 %;
• работники НУЗ РЖД — 2,3 %.