Раиса Юрьева: «Идеология нашего учреждения — командный принцип работы» №7(78), 2015 год
Санкт-Петербургский городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями существует уже 32 года, его ведущей профилирующей патологией является неврология и сопряжённые с ней нарушения. Подробнее о работе медучреждения рассказывает Раиса Геннадьевна Юрьева, возглавляющая Центр с 1993 года.
— Первым главным врачом нашего Центра была Ж.Н. Грошева, в последующие годы его возглавляли
Г.С. Строжева, Б.Г. Варман, которому (а также главным специалистам города) мы обязаны научно-практической идеологией.
Наш Центр является специализированным амбулаторным учреждением, обеспечивающим этапное восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию детям с опорно-двигательными нарушениями. Восстановительное лечение и реабилитацию пациентам оказывают квалифицированные неврологи, травматолог-ортопед, психотерапевт, педиатр. Учитывая, что наш ведущий профиль — неврологический, центральной фигурой, вокруг которой концентрируются другие специалисты, является невролог. Но при этом к лечению каждого конкретного ребёнка мы подходим комплексно, выбирая оптимальный набор методик для наиболее эффективного лечения. Идеология нашего учреждения — командный принцип работы.
Нашими специалистами применяются такие методы диагностики и лечения, как биоуправление с обратной связью (БОС), транскраниальная микрополяризация структур головного и спинного мозга, компьютерная оптическая топография позвоночника, эхография, электроэнцефалографическая диагностика, допплерография, нейропсихологическая диагностика, рефлексотерапия и др.
Активно используем психокоррекционные и медико-психологические методики, особые техники логопедической ритмики, лого-дефектокоррекцию, творческую реабилитацию.
Большую роль в процессе восстановительного лечения играют специализированные методики массажа, лечебной физкультуры, а также тренажёры и физиотерапия.
В 2000 году у нас открылась служба абилитации и раннего вмешательства. Абилитация предусматривает прежде всего психолого-педагогическо-воспитательный процесс. Но мы на первое место поставили медицину, изначально рассматривая, что максимально можно сделать для лечения ребёнка. Ведущим специалистом является педиатр-абилитолог. С ним в команде работают невролог, психолог, логопед или коррекционный педагог, физический терапевт — специалист лечебной физкультуры, владеющий определёнными навыками и методиками для индивидуальной коррекции двигательной функции.
Абилитация, предусматривающая комплексный механизм междисциплинарной работы, предполагает активное включение в процесс восстановления семьи. Именно семья помогает развиваться ребёнку по определённым методам. Под наблюдением специалистов-медиков родители учатся, как развивать ту или иную функцию. И чем раньше семья включается в работу, тем большую эффективность приносит процесс лечебных мероприятий. Методы разработаны Институтом Раннего Вмешательства по шведским технологиям.
Медико-социальный аспект работы в учреждениях, занимающихся восстановительным лечением и медицинской реабилитацией, крайне необходим. С самых первых лет нашей работы мы придерживаемся принципа треугольника: ребёнок, семья и специалист. Безусловно, мы совершенствуемся, вводим современные реабилитационные методики, но общий принцип остаётся прежним.
— Раиса Геннадьевна, насколько удаётся социализировать детей, прошедших у вас лечение?
— Часть детей с сохранённым интеллектом успешно социализируется. Они поступают в колледжи, институт Герцена, в котором есть кафедры, ориентированные на детей с ограниченными возможностями. Некоторые наши бывшие пациенты, окончив учебные заведения, работают в различных сферах. Государство и общество в последние годы успешно формируют среду равных возможностей для каждого гражданина России, независимо от уровня его здоровья.