Яков Накатис, главный врач КБ № 122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России: «Как с нуля построить клинику для автодороги?» №3(74), 2015 год
Почему этим вопросом задался доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ и главный врач Клинической больницы № 122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России Яков Александрович Накатис? Что последовало за постановкой этого вопроса? А главное, какое практическое решение созрело в итоге? На всё это есть ответы у одного из самых опытных организаторов здравоохранения в России.
— Яков Александрович, недавно перед вами была поставлена амбициозная задача — создать в России новую из сети придорожных больниц клинику для оказания экстренной медицинской помощи для пострадавших в ДТП. С чего всё началось? Ведь не секрет, что российская статистика жертв ДТП уже давно пугающая и настораживающая.
— Начну с предыстории, которая такова: в 2012 году, весной, руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Викторович Уйба обратился ко мне с предложением: «Есть идея, исходящая от президента страны Владимира Владимировича Путина, о создании в России центров для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, это связано с госпрограммой помощи на дорогах при выраженной аварийности. К сожалению, известная трасса М-10, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, как раз и является такой магистралью, поэтому я поручаю вашему учреждению стать частью данного проекта и первыми создать в России больницу данного конкретного назначения». Соглашусь с этим: одним из самых аварийных участков в стране является Валдайская возвышенность — 600 метров над уровнем моря, извилистая дорога, всего три полосы и средняя реверсная. Данная трасса к тому же очень загружена. И, к сожалению, по этим причинам там погибает много людей. Как известно, помощь на дороге должна быть оказана в течение «золотого часа», и пострадавший должен доставляться бригадой скорой помощи в хорошо оснащённое медучреждение. Для этого у нас есть машина реанимации. И для соблюдения требований «золотого часа» машина снаряжена рацией, по которой происходит оповещение автоводителей грузовиков о незамедлительном освобождении средней полосы для прохождения медицинского транспорта. Вблизи больницы оборудована и вертолётная площадка. Но вертолёта мы пока не имеем, эту технику должно получить Новгородское МЧС, которое будет работать совместно с нами. Отмечу, что больница принимает пострадавших не только с трассы М-10, но и со всей территории Новгородской области в радиусе восьмидесяти километров.
— За какое время удалось построить больницу, ставшую филиалом КБ № 122?
— Проект был запущен весной 2013 года, и 27 октября этого же года уже была произведена разметка фундамента. По локализации объекта: он занял золотую середину, расположившись в городе Валдай непосредственно на территории ЦРБ, в 360 километрах от Петербурга, и такое же расстояние до Москвы. В мае закончился основной этап строительства, проведена отделка, далее — ввоз оборудования, включая компьютерный и магнитно-резонансный томографы, оснащение для двух операционных залов по последнему международному стандарту,
ультразвуковую и эндоскопическую технику, клиническую лабораторию в полном комплекте. Технический надзор осуществляли наши специалисты из службы директора КБ № 122. Они буквально жили на объекте более восьми месяцев и сопровождали все отделочные работы, монтаж и регулировку медицинского оборудования. В итоге мы имеем двухэтажное здание на 1,5 тыс. квадратных метров, и очень важно, что финансирование данного проекта осуществлялось бесперебойно. Общая сумма проекта составила более 400 000 млн рублей. Из них оборудования приобрели на 280 млн рублей. Ровно через одиннадцать месяцев мы получили все лицензии.
— Пострадавшие в ДТП — это особая категория пациентов. Соответственно, требуются особые специалисты. Каким образом вы привлекали кадры?
— Кадровая неукомплектованность в Валдайской районной больнице не позволяла в полной мере задействовать её возможности для обслуживания нового медицинского объекта. Поэтому кадровое обеспечение было возложено на ФМБА России. В итоге принятое решение — организовать вахтовый метод работы для сотрудников КБ № 122 — оправдало себя. В вахтовую бригаду вошли наши врачи реаниматологи-анестезиологи, нейрохирурги, травматологи-ортопеды, общие хирурги, лучевые диагносты и медицинские сёстры. Первая вахта заехала в больницу 16 октября 2014 года. На наше счастье, рядом велось строительство новых домов, и мы купили четыре квартиры для вахтовиков, где проведён прекрасный ремонт, они меблированы, то есть сотрудники живут в комфортных условиях. Вахта длится две недели.
Для обслуживания больницы дополнительно потребовался и технический персонал, который привлекли из Валдая. Так, понадобились сотрудники для работы на водо-очистительной станции, санитарки и т.д. Пробы валдайской воды не прошли по медицинским требованиям, поэтому в подвальном помещении больницы на 60 квадратных метрах размещено специальное водоочистительное оборудование.
— Всё-таки сочетание «врачи-вахтовики» звучит непривычно.
— Да, вахта — это типичный вид рабочего распорядка для работников газо- и нефтедобывающей отрасли, поэтому все трудовые нормативы там давно действуют и утверждены. А вот для медработников пока нет нормативных документов по оплате и режиму работы в этих условиях, поэтому в оперативном порядке пришлось принимать решение и по этим нюансам. Радует тот факт, что наши сотрудники, в свою очередь, не подвели и откликнулись на предложение работать удалённо. Также мы бросили клич — и на наше предложение о трудоустройстве отозвались специалисты из центральных регионов России. Когда мы формировали валдайскую команду, то учитывали факт, что работа в условиях оказания экстренной помощи предполагает стопроцентную психологическую совместимость — это сродни условиям работы у космонавтов: бок о бок каждый день выполнять тяжелейшую работу.
— Как осуществляется связь головного учреждения и филиала?
— Для этого установили телекоммуникационную систему. В случае острой необходимости данные рентгеновского аппарата, нейрохирургического операционного микроскопа, эндоскопической техники, компьютерного томографа, магнитно-резонансного томографа, электрокардиографа, электроэнцефалографа выводятся в реальном времени в систему телекоммуникации, и специалисты клинической больницы в оперативном режиме дают консультации коллегам на Валдае.
— Помощь в больнице оказывается только экстренным пациентам?
— Отмечу, что мы довольно открыто о себе здесь заявили: и по радио, и по телевидению, и в местных СМИ, также по трассе через каждые 30 километров стоят информационные щиты, извещающие о местонахождении нашей специализированной больницы, которая работает в круглосуточном режиме. По замыслу проекта не предусматривается, что экстренные пациенты будут находиться в комплексе после проведения основных хирургических и реанимационных действий: для дальнейшего лечения их переводят в Валдайскую районную больницу.
В настоящий момент разворачивается и консультативно-плановая работа, налаживаем функциональную диагностику. И, конечно же, местные жители также к нам потянулись. Район небольшой, всего 28 тыс. жителей. Для наших масштабов маловато, но летом здесь население увеличивается до 100 тысяч, так как в округе много домов отдыха. Мы начинаем заключать контракты с предприятиями Новгородской области. У нас будут действовать оздоровительные программы: «Здоровое сердце», «Женское здоровье», «Здоровье руководителя», «Здоровые глаза», «Гастроэнтерологическая неделя».
— Если судить по первым месяцам работы, насколько оказалась востребована помощь ваших врачей именно для первоочередной цели — спасти людей, побывавших в ДТП?
— Скажу, что очень востребована. Реанимационное отделение постоянно принимает пациентов. Помню первую пациентку. Так получилось, что её травма не была связана с ДТП, но была очень тяжёлой: девушка повредила позвоночник в результате падения с лестницы. Ей была оказана первая экстренная помощь, и потом, учитывая тяжесть травмы, было принято решение перевезти её в Санкт-Петербург. В итоге эта история оказалась со счастливым концом.
— Удалось ли запечатлеть торжественное открытие Валдайского филиала?
— Да, уже в декабре мы встречали у себя в гостях министра здравоохранения Веронику Игоревну Скворцову. В итоге торжественный момент открытия мы приурочили к её приезду. Так, мы все вместе, вчетвером: министр, наш руководитель Владимир Викторович Уйба, губернатор области и я, — перерезали символическую красную ленту. Мы имеем документы всех этапов создания микроклиники.
— Я внимательно слушала ваш рассказ о возведении больницы. И, конечно же, обратила внимание на упоминаемые сроки, они оказались очень сжатыми: больница на Валдае возникла, словно по мановению волшебной палочки.
— Да, была проведена колоссальная работа. Назревшая необходимость этого дела обязывала нас работать не покладая рук. Огромную помощь организаторам оказала администрация Новгородской области в лице губернатора С. Митина, вице-губернатора А. Смирнова, руководителя Департамента здравоохранения области Г. Михайловой. При их содействии были проведены все коммуникации — тепло, вода, электроснабжение, а также налажены контакты с коллегами из Новгородской области.
— Яков Александрович, вы опытный организатор и многие из задач вам по плечу. Однако какой главный вывод сделали вы, взявшись за новое для вас дело? Ведь надо было работать от отметки «ноль», оттолкнувшись лишь только от идеи, исходящей от главы государства, принимая во внимание между строк и срочность, и давно назревшую необходимость воплощения в жизнь этого решения!
— Вопрос: как построить клинику у дороги — потребовал от нас больших сил. Казалось бы, наша КБ № 122 с 56 тысячами квадратных метров, по сути, целое больничное государство — но: построенные с нуля 1,5 тысячи квадратных метров Валдайского филиала потребовали от нас не меньших затрат по организации работы. Новое здание, новая вентиляция, множество нюансов. Уже под конец к нам пришла уникальная мысль: написать книгу, которая расскажет о том, как с нуля в подробностях возвести клинику буквально на дороге и для дороги. Для описания этого случая мы подключим всех участников проекта, в том числе и строителей. Это будет огромной пользой для тех, кто продолжит это нужное для России дело.
— В последнем ответе хотелось бы услышать авторитетное мнение автолюбителя Якова Накатиса. Вы построили клинику с нуля — сложное дело, но как сделать так, чтобы печальная статистика пострадавших в ДТП всё-таки стремилась к этой же цифре — к нулю?
— Думать о безопасности и просчитывать последствия. Я за рулём более 40 лет, но, несмотря на большой опыт вождения, всегда себе говорю: ты не профессионал! Каждый человек, который принял решение управлять автомобилем, должен помнить, что он в ответе за чужие жизни. Важно соблюдать ПДД, не забывать о скоростном режиме. Вот у меня есть взрослая внучка, и она обязательно пристёгивается ремнём безопасности, даже если она пассажир на заднем сидении. Почему-то у нас в России вообще не принято пристёгиваться на заднем сидении. Из всех этих моментов, кажущихся кому-то мелочами, и складывается наша общая безопасность — и водителей, и пассажиров, и пешеходов!