Профсоюзные структуры — реальная сила №2(73), 2015 год
2015 год очень значим для нашего Профсоюза. В этом году исполняется 110 лет отраслевого профсоюзного движения, 25 лет образования Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации. Мы, как и вся страна, отмечаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, когда каждый человек, от мала до велика, чувствует своим долгом почтить память погибших при защите Родины в 1941–1945 годах.
Не менее значим для нас и предшествовавший год — год воссоединения Крыма с Россией. На полуострове Крым в медицинских учреждениях прошли учредительные конференции по созданию первичных, городских, районных организаций Профсоюза работников здравоохранения России, и в мае-июне 2014 года были созданы две новые региональные организации: Крымская республиканская и Севастопольская территориальная организации Профсоюза.
Только что закончились отчёты и выборы в региональных организациях Профсоюза, и мы вплотную подошли к логическому завершению отчётно-выборной кампании в Профсоюзе — VI Съезду Профессионального союза работников здравоохранения РФ. На этом форуме, который созывается 20–21 мая 2015 года, делегаты подведут итоги пятилетней деятельности, определят цели и задачи на предстоящий период.
За прошедший период мы организационно окрепли, в целом была выстроена работоспособная структура, умножены кадровые, информационные, финансовые ресурсы и, как показывает жизнь, мы продолжаем подтверждать наши возможности противостоять различным внешним вызовам и угрозам. Безусловно, это способствует повышению авторитета Профсоюза среди медицинской общественности.
Нельзя забывать, что прошедший период был насыщен важными событиями в жизни многих региональных организаций Профсоюза — одни из них уже отметили, а другие продолжают отмечать юбилейные даты своей истории. Это стало хорошей традицией — в торжественной обстановке проводить организационные мероприятия, на которых профсоюзные лидеры не только анализируют пройденный путь, но и советуются с профсоюзным активом по вопросам дальнейшей деятельности, совершенствования форм и методов работы в современных условиях.
Труд социально значимой важности
Одними из важнейших направлений деятельности Профсоюза продолжают оставаться вопросы обеспечения со стороны государства достойного материального вознаграждения работников за труд социально значимой важности.
Нельзя не отметить, что в последние годы решению этой проблемы органы государственной власти всех уровней уделяют достаточно большое внимание. В ряду принципиальных решений в этом отношении — Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года, в рамках которых определены контрольные показатели роста заработной платы основных профильных категорий работников здравоохранения на период до 2018 года.
Анализируя статистические данные, мы отмечаем повышение уровня средней заработной платы среди врачебного, среднего и младшего медперсонала. Более того, после майских Указов Президента РФ произошло уменьшение разрыва между уровнем зарплаты в здравоохранении и средней заработной платы в целом по экономике, и сегодня это соотношение составляет 87 %.
Однако в отличие от органов государственной власти мы оцениваем сложившиеся показатели в увязке с объёмом и напряжённостью труда работников. Ведь не секрет, что источником роста заработной платы в значительной части случаев стало сокращение штатной численности. На фоне имеющегося дефицита кадров это, в свою очередь, привело к ещё большей интенсификации труда работающих.
Мы видим здесь две стороны проблемы. Одна заключается в методике расчёта средней заработной платы, когда учитываются все виды работ, осуществляемые как в пределах, так и за пределами установленного рабочего времени. Как я уже сказал, в связи с недоукомплектованностью штатов объёмы этих дополнительных видов работ зачастую существенны. Именно поэтому мы предлагаем и будем настаивать на изменении подходов к оценке показателей средней заработной платы, исходя из необходимости расчёта её на одну ставку.
Не менее значимой представляется и вторая часть проблемы, связанная с нормированием труда медицинских работников. Исторически сложилось так, что в здравоохранении все нормы труда носят рекомендательный характер, и Профсоюз всегда настаивал на разработке типовых норм труда. Ведь сложилась парадоксальная ситуация: на медицинскую услугу, оказываемую по единому стандарту и клиническим протоколам, время выделяется в каждом учреждении разное. Сегодня правовая основа решения этой проблемы имеется, и в соответствии с программой поэтапного совершенствования оплаты труда Министерство приступило к разработке типовых норм труда. Мы активно участвуем в этой работе в рамках созданной при Минздраве межведомственной рабочей группы.
Здесь уместно вспомнить, что осенью 2014 года Профсоюз участвовал в разрешении ситуации, которая была вызвана нарушениями трудовых прав работников при осуществлении мероприятий, связанных с сокращением штатов. Люди не были готовы к масштабам и формам проведения реструктуризации лечебных учреждений. Пришлось «догонять» ситуацию… Вместе с Минздравом и Департаментом здравоохранения мы пришли к пониманию (это коснулось затем не только Москвы, но и регионов), что кадровая оптимизация должна проходить на основе консенсуса между общественными организациями и административными инстанциями. Московским медикам было прямо сказано: без работы никто не останется, все будут переучены за счёт бюджета на те специальности, которые нужны столице. Достигли договорённости на тему трудоустройства и с Московской областью. Плюс компенсации уволенным… Сейчас реструктуризация продолжается, в мягком режиме. Проявляется другая её сторона — перегрузка остающихся кадров. Как я уже отмечал, этой проблемой Профсоюз тоже предметно занимается. Есть стандарты лечения, стандарты оснащения кабинета — должен быть и стандарт нагрузки врача, где бы он ни работал.
Очевидно, что процесс решения этой проблемы предстоит нелёгкий, и это показал первый пробный шаг по разработке норм труда для семи врачебных специальностей. В последующем работа продолжится, и задача ЦК Профсоюза на данном этапе — обеспечить контроль реального отражения трудовых затрат при обобщении хронометражных исследований. Ещё более серьёзные задачи будут стоять перед профкомами, ведь на основе типовых норм на местах будут разрабатываться конкретные нормативы времени, нагрузки и объёмов планируемых работ.
В теме оплаты труда проблемными являются и другие вопросы, начиная с самой системы исчисления заработной платы, её структуры. При этом я вновь вынужден вернуться к теме стандартизации медицинской помощи, что логически требует также некой стандартизации оценки труда персонала, осуществляющего медицинские услуги. Сегодня это соответствие полностью отсутствует, стройной системы гарантий по оплате труда, с учётом специфики деятельности, отрасль до сих пор не имеет. В результате за труд равной сложности по одной специальности работники получают зарплату, в несколько раз отличающуюся не только по субъектам РФ, но даже и внутри одного региона.
Нельзя не отметить, что именно благодаря настойчивости профсоюзов президент страны поставил перед Правительством РФ задачу утверждения базовых окладов по профессиональным квалификационным группам (ПКГ), которые должны стать основой этой системы гарантий. Вплотную данным вопросом мы станем заниматься уже в текущем году, понимая, что лёгких решений он не имеет. Но мы будем твёрдо отстаивать свои предложения, в основу которых заложен постулат: минимальный базовый оклад — не ниже МРОТ.
В рамках подготовки к решению этого вопроса сейчас в регионах идёт активная работа по фактической ревизии всех составных частей в структуре заработной платы. Мы исходим из необходимости увеличения доли гарантированной работнику заработной платы — должностного оклада — до 55–60 %. Одновременно предстоит актуализация размера выплат стимулирующего характера, которые должны в полном объёме базироваться на качестве и эффективности деятельности и каждого работника, и учреждения в целом.
Согласовывая с Минздравом России рекомендации для субъектов РФ по увеличению гарантированной части заработной платы, мы реально представляли, насколько сложен будет на местах этот процесс. Ведь каждый компонент в структуре отраслевой зарплаты отстаивался именно профсоюзами, в том числе коллективными действиями, и любые изменения в этой части должны быть глубоко проработаны. Фактически, на сегодня это очень весомый первый шаг для наших региональных и первичных организаций: насколько мы сможем учесть и отстоять специфику деятельности каждого учреждения, структурного подразделения, категорий работников; насколько доходчиво организуем информирование в коллективах. Самое главное, чтобы эти реформы не привели к уменьшению заработной платы конкретного работника, а изменившаяся структура зарплаты стала бы мощным мотивационным фактором к привлечению новых работников в отрасль и закреплению на рабочих местах опытных квалифицированных специалистов.
Оценивая предстоящий фронт работ, связанный с совершенствованием оплаты труда, мы понимаем, в какой сложной экономической обстановке придётся решать эти задачи в ближайший период — в условиях сложившегося в стране финансового кризиса. Ведь первые свидетельства нарастания проблем и в нашей сфере мы видим уже сегодня. Я имею в виду поправки в федеральный бюджет на 2015 год, проект которого предусматривает оптимизацию объёмов финансирования федеральных учреждений здравоохранения. Кроме того, прогнозируется снижение поступлений страховых взносов в бюджет Фонда ОМС, что может ухудшить условия деятельности большинства учреждений и в рамках территориальных программ ОМС.
Затронет общая экономическая ситуация и оплату труда. Изменениями в федеральный бюджет планируется отмена ранее планируемой индексации оплаты труда на 5,5 % с октября 2015 года, а субъектам РФ предложено провести очередную корректировку региональных дорожных карт в части показателей, направленных на повышение заработной платы.
В ходе обсуждения предложенного проекта профсоюзы высказали твёрдое убеждение, что результатом предлагаемой оптимизации расходов станет ухудшение ситуации не только в части предоставления населению бесплатной медицинской помощи, но и в обеспечении трудовых и профессиональных прав и гарантий работников здравоохранения.
К сожалению, консолидированная позиция профсоюзов по недопустимости подобных предложений Правительством РФ пока не услышана, и не исключено, что нам предстоит пройти очередной виток социального напряжения из-за возможного снижения уровня зарплаты, сокращения рабочих мест, увеличения интенсификации труда. Есть и возможность столкнуться с подзабытыми проблемами по несвоевременной выплате зарплаты.
Это налагает ещё большую ответственность на профсоюзные организации. Именно в нынешних сложных условиях нашей общей задачей является недопущение поспешных и кулуарных решений органов власти по сокращению рабочих мест, снижению зарплаты, ухудшению условий труда. Мы — за широкое общественное обсуждение, участие в котором требует от лидеров Профсоюза всех уровней профессиональных знаний и аргументированной настойчивости.
И, конечно, принципиально важна консолидация усилий, вплоть до активных коллективных действий, против сомнительных реформ, за конструктивный диалог с целью обеспечения социальной стабильности в отрасли, да и, в целом, в стране.
Социальное партнёрство: новое развитие
Сегодня высокая социальная напряжённость у медиков возникла в связи с проводимыми в сфере здравоохранения реорганизационными мероприятиями, поскольку избыточная коечная мощность вызвала необходимость в сокращении кадров. Недовольство медиков связано также с бессистемным принятием управленческих решений, отсутствием диалога между органами управления здравоохранением и медицинским сообществом. Всё это послужило основанием для принятия закона, позволяющего сокращать медицинские учреждения в рамках реорганизации системы здравоохранения только по согласованию с общественными комиссиями, которые будут созданы в каждом субъекте России. Тем самым социальное партнёрство получило новое развитие. С точки зрения профсоюзов, такой способ защиты трудовых прав работников обладает рядом неоспоримых преимуществ.
Трудовые отношения в системе здравоохранения имеют сложную природу. Медицинские работники заинтересованы в увеличении заработной платы, улучшении условий труда, а действия работодателей, представляющих интересы государства, нацелены на уменьшение издержек медицинского производства. Разнонаправленность интересов участников трудового процесса в здравоохранении неизбежно создаёт противоречия и напряжённость в трудовых коллективах. Однако и работодатели, и работники заинтересованы в стабильности трудовых отношений.
Профсоюз работников здравоохранения РФ имеет сегодня наработанный опыт социального партнёрства, который выражается в различных формах взаимодействия между федеральными органами государственной и законодательной власти (в том числе и субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления, работодателями и первичными организациями Профсоюза.
В субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти с участием организаций Профсоюза и работодателей проходит работа по совершенствованию системы социального партнёрства. Контроль по исполнению соглашений и коллективных договоров обеспечивается республиканскими (краевыми, областными) организациями Профсоюза через трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Преобразования в системе здравоохранения, реорганизация, реструктуризация, совершенствование системы оплаты труда в учреждениях сопровождались сокращением вакантных рабочих мест и усилением интенсификации труда для оставшихся медицинских работников. Поэтому коллективно-договорное регулирование для представителей работников в лице Профсоюза работников здравоохранения РФ являлось важнейшим механизмом сохранения достигнутого ранее уровня социально-трудовых прав работников.
В сложившейся экономической ситуации перед организациями Профсоюза всех уровней стояли следующие главные задачи:
- сохранение рабочих мест;
- индексация минимальных гарантий по заработной плате;
- увеличение фондов оплаты труда и недопущение снижения уровня заработной платы работников отрасли;
- сохранение бюджетного финансирования основных социальных обязательств;
- обеспечение эффективного финансового контроля и мониторинга использования средств федерального и региональных бюджетов.
Отраслевой Профсоюз всегда выступал за объединение усилий в интересах медиков и сам активно участвовал в защите их прав, а также в изменении ситуации в здравоохранении в лучшую сторону. Эти задачи остаются главными и сегодня. Потому Министерство и Профсоюз стремятся выступать равноправными партнёрами, чтобы приоритет здоровья нации, а следовательно, и медиков, был поставлен на государственный уровень. Стороны согласились включить в отраслевое Соглашение взаимные обязательства, которые направлены на повышение престижности профессии медицинского работника, уровня социально-экономической и профессиональной защиты, на обеспечение комплексного подхода к решению кадровой политики в отрасли.
Профсоюз и Министерство договорились о пересмотре самой структуры заработной платы медработников, и в частности, о том, что гарантированная часть оплаты труда медиков не может быть ниже 60 %.
Ведь очевидно, что выстраивание эффективной системы гарантий заработной платы, ликвидация сложившейся диспропорции в уровнях оплаты труда специалистов по различным субъектам России невозможны без этой составляющей. Поэтому мы будем совместно готовить предложения в Правительство РФ об утверждении единых базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских работников учреждений здравоохранения.
Приоритетным направлением в деятельности Профсоюза на предстоящий период будет участие в разработке нормативных правовых актов, закрепляющих трудовые и социально-экономические права работников отрасли в ходе реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 и 598 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.
Принципиальной остаётся позиция Профсоюза о необходимости формирования действенной системы гарантий в уровнях оплаты и нормирования труда медицинских работников. Данные вопросы будут важны при внедрении стандартов медицинской помощи и профессиональных стандартов. При подписании Соглашения с Министерством эти принципиальные позиции оговаривались и были поддержаны министром здравоохранения РФ В.И. Скворцовой. Положения Соглашения являются обязательными для выполнения руководителями учреждений здравоохранения. Они не ограничивают их права в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии собственных средств для их обеспечения и служат основой при заключении региональных (территориальных) отраслевых соглашений, коллективных и трудовых договоров. Одним из важных разделов Соглашения является раздел оплаты труда работников. По действующему трудовому законодательству, когда единые нормы условий и размеров заработной платы в бюджетной сфере сведены к минимуму, в основу их регулирования должен быть положен договорный механизм на всех этапах социального партнёрства. В этих целях для реализации отдельных положений Трудового кодекса РФ Профсоюз и Министерство проводят совместную аналитическую и экспертную оценку проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы работников здравоохранения.
Большая роль в диалоге между работодателями и региональными организациями Профсоюза принадлежит также отраслевым Соглашениям, которые заключаются на уровне субъектов Российской Федерации с учётом как федерального, так и регионального законодательства. Они определяют основные подходы в регулировании социально-трудовых отношений в субъекте. Как же решаются вопросы социальной защиты медицинских работников на местах?
В условиях реструктуризации здравоохранения особенно актуальными становятся разделы соглашений, направленные на снижение влияния негативных последствий этого процесса и касающиеся трудоустройства и занятости работников. По условиям ряда соглашений сокращение штата, ликвидация организаций и их подразделений, полное или частичное приостановление работы могут быть осуществлены только после предварительного уведомления соответствующего выборного органа организации Профсоюза и согласования с ним проводимых мероприятий, в том числе и по сохранению рабочих мест. Не допускается увольнение одновременно двух работников из одной семьи; предоставляется оплачиваемое время для самостоятельного поиска работы. Перед пенсионерами, подпадающими под увольнение, у работодателя возникают дополнительные финансовые обязательства. В Соглашениях основной упор делается на следующие задачи: реализация отраслевых программ содействия занятости населения; определение критериев массового увольнения; гарантии и компенсации при увольнении работников; привлечение и закрепление кадров, содействие их профессиональному росту.
Так, в отраслевом соглашении Тульской области уделено большое внимание развитию кадровых ресурсов работников здравоохранения. Предусмотрен комплекс мер, направленных на поэтапное устранение дефицита кадров, в том числе оказание мер социальной поддержки медработникам, в первую очередь дефицитных специальностей — терапевтов, педиатров участковых, рентгенологов и др. Общий бюджет программы на период до 2017 года составляет 1 млрд рублей.
По отраслевому соглашению Воронежской области увольнение руководителей учреждений здравоохранения, являющихся членами Профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2,3,5 части 1 статьи 81, пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, должно производиться с предварительного согласия Профсоюза. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников учреждений здравоохранения численность сокращаемых работников определяется с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Совместная работа всех сторон социального партнёрства по привлечению и закреплению молодых работников в организациях является одним из приоритетов кадровой политики в здравоохранении. В большинстве региональных отраслевых соглашений есть разделы по поддержке молодых работников и предоставлению социальных льгот и гарантий молодым специалистам.
В отраслевом соглашении Владимирской области в целях закрепления и привлечения в отрасль молодых специалистов предусматриваются: отмена испытательного срока для молодых специалистов, впервые поступающих на работу в течение трёх лет со дня окончания вуза или ссуза; запрет на увольнение по инициативе работодателя молодого специалиста, работающего в государственной системе здравоохранения, в течение первых двух лет, за исключением оснований, предусмотренных п. 6 и 10 части 1 ст. 81 ТК РФ. В Челябинской области (г. Златоуст) молодым специалистам делаются единовременные выплаты в размере 150 тыс. рублей и выплачиваются ежемесячные надбавки в течение трёх лет после окончания учебного заведения в размере 30 % должностного оклада, предоставляются целевые субсидии на компенсацию расходов, связанных с наймом жилых помещений в размере 50 % или предоставляется служебное жильё.
Коснусь защиты социальных прав работников и обеспечения их социальными гарантиями. По инициативе Профсоюза в декабре 2014 года постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1607 был решён вопрос о ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях.
На региональном уровне вопросы социальной защиты в рамках проработки отраслевых соглашений решаются по-разному, так как всё зависит от наличия в бюджете субъекта финансовых средств. В региональном отраслевом соглашении в Белгородской области в обязательствах Департамента здравоохранения содержится норма, предусматривающая установление работникам минимальной заработной платы не ниже уровня 8046 рублей, а также индексация базовых окладов. Соглашением предусмотрено установление предельного уровня соотношения заработной платы руководителей ЛПУ и работников — один к пяти, установление надбавок в размере 25 % за работу в сельской местности, рабочих посёлках и посёлках городского типа, доведение постоянной составляющей заработной платы до уровня не менее 70 % от общего её размера, включение в коллективные договоры ЛПУ конкретного размера дополнительных выплат врачам дефицитных специальностей, обязательное страхование жизни и здоровья работников здравоохранения.
Региональным отраслевым соглашением Курской области установлена оплата за работу в ночное время в повышенном размере — 50 % оклада, рассчитанного за час работы, а работникам, осуществляющим оказание экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи — до 100 % оклада (та же норма содержится и в региональном отраслевом соглашении Пензенской области). В региональном отраслевом соглашении Краснодарского края предусмотрены дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, льготы: стимулирующие выплаты за сложность и напряжённость выполняемой работы работникам инфекционной, психиатрической службы и центров здоровья в размере 50 % оклада, работникам фтизиатрической службы в размере 125 % оклада; выплата единовременного денежного пособия в размере 100 тыс. рублей семьям работников организаций здравоохранения, погибших во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований и др. В соответствии с региональным отраслевым соглашением Новгородской области оказывается социальная поддержка медицинским работникам в виде предоставления 20–30%-й скидки при приобретении путёвок на лечение в санатории.
Возмещение молодым специалистам расходов по найму жилья имеет место в Приморском крае, Воронежской и других областях; выделение транспорта медработникам, обслуживающим население на дому — в Карачаево-Черкесии, Марий Эл, Чувашии, а также в Краснодарском и Красноярском краях, Воронежской, Владимирской, Ивановской, Свердловской, Тверской областях; проведение бесплатного обследования и лечения работников здравоохранения — в Ставропольском крае, Воронежской, Владимирской, Магаданской, Омской, Тверской, Тамбовской областях.
Хотелось бы особо остановиться на одном из самых актуальных вопросов — специальной оценке условий труда. Спецоценка устанавливает новые правила игры в реализации прав работников на гарантии и компенсации, в том числе на льготную пенсию по спискам № 1 и 2 за работу в условиях воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Сейчас они определяются в законодательстве как компенсационные меры. Влияние закона о спецоценке на социальную защищённость работников значительно, и подход к её проведению, предложенный в действующей методике, не может устроить Профсоюз. Поэтому мы не остаёмся в стороне при разработке Министерством труда нормативных актов, которые вносят изменения в действующую правовую базу по спецоценке.
Профсоюз неоднократно обращал внимание представителей Минтруда России на то, что в настоящее время отсутствует целый ряд методик оценки вредных факторов (в том числе и напряжённости трудового процесса); нет нормативной правовой базы для проведения объективной специальной оценки условий труда; сужен круг вопросов по установлению наличия ряда особых факторов трудового процесса. К ним относится учёт и подтверждение присутствующего контакта с пациентами с неуточнённым эпиданамнезом или носителями инфекционных заболеваний; наличие у медицинских работников высокой опасности инфицирования сложными и трудноизлечимыми заболеваниями (туберкулёз, ВИЧ, гепатит и др.); эмоциональное истощение; возникающие угрозы для жизни или здоровья медиков; наконец, их ответственность за лечение больного.
Профсоюз работников здравоохранения РФ озабочен в последнее время тем обстоятельством, что проводимая специальная оценка в организациях системы здравоохранения имеет низкое качество: в нормативных правовых актах не учитывались основные и постоянно присутствующие и неустранимые факторы производственной среды и трудового процесса, а именно биологический фактор и психоэмоциональные нагрузки. Профсоюз всегда отстаивал принципиальные отраслевые позиции и особенности по созданию работникам безопасных условий труда, основанных на их качественной оценке, а также безусловное обеспечение медицинских работников гарантиями и компенсациями. В результате для отдельных категорий медицинских работников спецоценка будет проводиться с учётом определённых особенностей: благодаря настойчивой и принципиальной позиции Профсоюза были сняты противоречия по лицензированию отдельных видов деятельности при оценке биологического фактора. Результатом проделанной работы стало принятие приказа Минтруда России, который позволяет при спецоценке рабочих мест медицинских работников учитывать этот фактор. Однако применение этого закона на местах вызывает множество вопросов. По нашим данным, примерно на 80 % рабочих мест, где проведена спецоценка, работники лишились защиты временем, дополнительного отпуска, повышенной оплаты труда и права на льготную пенсию.
Хотелось бы отметить в этой связи роль профсоюзного актива в осуществлении общественного контроля за состоянием условий и охраны труда. Благодаря своевременным действиям во многих учреждениях здравоохранения, где по результатам проведения спецоценки работники лишались компенсационных мер, после вмешательства технических инспекторов или уполномоченных лиц по охране труда, которые есть в каждом медицинском учреждении (их более 35 тыс.), аккредитованные лаборатории пересматривали результаты оценки условий труда, принимались во внимание результаты производственного контроля, оценивались все вредные производственные факторы. Это позволило сохранить ранее предоставляемые гарантии и компенсации не только врачам, медицинским сёстрам, фельдшерам, санитаркам, но и поварам и другим техническим сотрудникам.
Учитывая важность вопроса о сохранении за медицинскими работниками специализированных учреждений здравоохранения (противотуберкулёзная и психиатрическая службы, СПИД, ВИЧ) сокращённой продолжительности рабочего времени, дополнительного отпуска за работу во вредных или опасных условиях труда, Профсоюз активно действовал в рабочих группах Российской трёхсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, Минздрава и Минтруда России, и в результате было принято постановление Правительства России о сохранении за данными категориями работников этих компенсаций.
В целом за последние пять лет профсоюзными органами было проведено более 540 тыс. проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и выявлено более 800 тыс. нарушений. Осуществляя защиту гарантированных законодательством прав членов Профсоюза, используя все формы правозащитной работы, в отчётный период Профсоюз добился выплаты медицинским и другим работникам учреждений здравоохранения компенсаций на сумму свыше 2 млрд рублей.
Ряд позиций Профсоюза были учтены в ходе подготовки стратегии развития пенсионной системы в России до 2030 года. Речь идёт, в частности, о возражениях против предложений о повышении страхового стажа, увеличении пенсионного возраста (в том числе при выходе на досрочную трудовую пенсию), прекращении выплат пенсий работающим пенсионерам, отмены досрочного пенсионного обеспечения.
Первоочередные задачи
В условиях продолжающегося экономического кризиса резко возрастает потребность в коллективной защите членов Профсоюза. Мы уверены, что профсоюзные структуры остаются единственной реальной силой, способной противостоять попыткам переложить последствия кризиса на плечи работников. Организации Профсоюза всех уровней, да и Профсоюз в целом, должны совершенствовать свою деятельность, так как их ответственность в деле защиты социально-экономических, профессиональных прав и интересов работников здравоохранения, а также обучающихся в медицинских вузах и ссузах только возрастает.
Сегодня первоочередной задачей для нас является максимальное вовлечение работающих и обучающихся в Профсоюз, создание первичных организаций в абсолютном большинстве учреждений, независимо от форм их собственности.
Кроме того, мы не должны выпускать из поля зрения тот факт, что в стране продолжаются процессы реформирования и реструктуризации бюджетной сферы: изменение правового положения учреждений со снятием ответственности государства за деятельность государственных учреждений, перемена форм собственности муниципальных учреждений с передачей их в собственность субъектов РФ, присоединение одних учреждений к другим и т.д. Такие процессы в системе здравоохранения проходили и продолжают проходить небезболезненно.
Это ставит перед нами задачу реформирования собственной структуры на местах, усиления деятельности региональных организаций Профсоюза, на уровне которых необходимо иметь кадровые и финансовые ресурсы: грамотных профсоюзных лидеров и специалистов по социально-экономическим, правовым, организационным, финансовым вопросам, а также по охране труда. Без профсоюзных кадров и актива эти позиции реализовать невозможно. В первую очередь следует обращать внимание на молодёжь, вовлекая её в профсоюзную деятельность и рассматривая в качестве резерва на должности руководителей организаций Профсоюза всех уровней.
Понятно, что результаты нашей деятельности будут зависеть от того, как мы сумеем повысить профессионализм, компетенцию и образовательный уровень профсоюзных работников и активистов. Это, безусловно, связано с тем, как будет организовано их обучение. Данному вопросу мы будем уделять особое внимание, в том числе расширяя практику проведения стажировки в аппарате Профсоюза вновь избранных в 2014 году председателей региональных организаций Профсоюза.