×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Якутский республиканский наркологический диспансер: современные технологии, эффективная работа №1(72), 2015 год

Светлана Лыбина

В 2015 году Якутский республиканский наркологический диспансер отмечает 35-летний юбилей. Сегодня это базисное учреждение, оказывающее специализированную наркологическую помощь жителям Республики Саха (Якутия) и проводящее профилактическую работу среди населения. Кроме того, ЯРНД является организационно-методическим центром, координирующим деятельность районных наркологических кабинетов и отделений, а также клинической базой для подготовки по наркологии студентов медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

— Ежегодно к нам обращаются от 20 до 23 тыс. человек, — рассказывает главный врач П.С. Тумусов. — Диспансер располагает 110 круглосуточными койками, 30 — реабилитационными, 10 койками дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом отделении и кабинетом анонимного лечения.

К юбилею руководство республики сделало нам хороший подарок — выделены деньги на разработку проектно-сметной документации для строительства нового здания республиканского наркологического диспансера.

Важно, что учреждение не стоит на месте, а растёт и развивается, несмотря на материальные трудности и нехватку специалистов. У нас имеются отделение неотложной наркологической помощи, отделение для больных с психотическими формами алкоголизма, приёмное отделение с дежурными врачами. Оснащены новым оборудованием лабораторные службы и кабинет наркологических экспертиз. И это благодаря федеральным субсидиям на развитие наркологической службы. Работает первоклассный аппарат УЗИ, цифровой флюорограф. Интенсивно развивается новое для нас направление — реабилитация. В результате совместных усилий диспансера, Министерства здравоохранения, Правительства республики за короткие сроки удалось создать все компоненты разветвлённой системы реабилитации, которая ныне успешно и эффективно работает.

— Пётр Сысоевич, в июле 2014 года Минздравом России была принята Концепция модернизации наркологической службы, предусматривающая оптимизацию работы профильных медицинских учреждений. Как это повлияло на вашу работу?

— Хочу заметить, что Правительство Республики Саха приняло свою Концепцию развития наркологической помощи на период до 2020 года ещё в 2012 году. Мы используем все ресурсы, чтобы внедрить в лечебную практику современные технологии диагностики и лечения, приобрести современную медицинскую технику, новые лекарственные препараты. Ну и, конечно, проектирование и строительство нового здания наркодиспансера с поликлиникой мощностью 50 посещений в смену, социореабилитационным блоком тоже прописано в этом документе. В начале 2015 года проектно-сметная документация объекта будет готова и встанет вопрос инвестиций для строительства. Проект современный, из лёгких конструкций, быстровозводимый, да и стоимость сравнительно низкая. Если сумеем построить, то наркологическая помощь в регионе поднимется на качественно новый уровень. Что касается оптимизации, к нашей радости, вопрос сокращения коечного фонда нашей службы ставится не так остро, как, скажем, в терапии. Показатели работы наших коек достаточно высоки и стабильны. Наша помощь востребована, что, в общем-то, не типично, однако это говорит о том, что народ нам доверяет.

— «Нам» — то есть коллективу? Как бы вы охарактеризовали его?

— Тут могу сказать одно: каждый из 160 наших работников трудится с максимальной отдачей. Средний возраст их достаточно солидный — 45 лет. Это настоящие профессионалы, в числе которых Мария Ивановна Афонская — заслуженный врач республики, Лия Михайловна Неустроева — отличник здравоохранения РФ, Лена Алексеевна Иготти, награждённая республиканским знаком «Гражданская доблесть», Анна Алексеевна Наумова — заслуженный врач республики, кандидат медицинских наук, Татьяна Петровна Краснова — главный врач Алданского психонаркологического диспансера и многие другие. Радует не только большое количество ветеранов, но и то, что в последние годы наблюдается приток молодых докторов.

— Как вы решаете проблему обслуживания отдалённых улусов?

— У нас существуют специальные мобильные наркологические бригады. Учитывая бездорожье и огромные расстояния, активная доставка медицинской помощи по месту жительства населения является актуальной проблемой. По сути, мы изобрели инновационный метод оказания наркологической помощи отдалённым труднодоступным районам. Мобильная бригада состоит из врача психиатра-нарколога, клинического психолога, равного консультанта. Работает в районе не менее двух-трёх недель и занимается всем комплексом вопросов профилактики, лечения и реабилитации наркологических больных. Один и тот же район мобильная бригада посещает не менее двух раз в году. Первый раз — выявление, лечение и краткосрочные программы реабилитации, продолжающиеся при втором посещении. И это довольно эффективно.

В каждом районе нужен постоянно работающий психиатр-нарколог. У нас не укомплектованными наркологами остаются ещё 10 отдалённых арктических районов. Для создания мотивации для врачей глава Республики Саха (Якутия) подписал специальный Указ о бонусе в миллион рублей и приличной зарплате врачам психиатрам-наркологам, изъявившим желание работать в этих районах. Пользуясь случаем, хочу пригласить к нам на работу врачей-наркологов из регионов России. Те, кого это предложение заинтересует, могут обратиться непосредственно ко мне (taragay@yandex.ru).

— Пётр Сысоевич, насколько действенна профилактика наркологических расстройств? Какие профилактические мероприятия проводятся?

— Болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта истина справедлива и для наркологических болезней. Минздрав РФ, главный нарколог МЗ РФ Е.А. Брюн ставят перед нами чёткие задачи. Мы, выполняя эти задачи, работаем в направлении коренной перестройки наркологической службы в сторону профилактической медицины. Что означает профилактическая медицина в сфере наркологии? Если коротко, это развитие первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичная — направлена на подрастающее поколение, начиная с антенатальной, перинатальной профилактики и продолжая детской и подростковой наркологией, массовой общественной пропагандистской работой, ЗОЖ. Вторичная профилактика — обширный комплекс мероприятий по выявлению, мотивации и лечению наркологических расстройств.

Благодаря усилиям наркологического сообщества России появляются новые инструменты и возможности выявления алкоголизма в стадии злоупотребления. Зло­употребление — источник алкоголизма как болезни. Проблемы алкоголизма, будоражащие общество, формируются в большей степени злоупотребляющими алкоголем. Социальные, экономические, медицинские последствия алкоголизма во многих случаях актуализируются в среде злоупотребляющих. В то же время злоупотребляющие более сохранны психически, социально, поэтому более мотивированы и легче поддаются терапевтическому вмешательству. Мы сейчас начинаем проработку проблемы интеграции узкоспециализированной наркологии с широкой сетью первичной медико-санитарной помощи. И далее, с таким расчётом, чтобы через разработку проблем коморбидности теснее работать с соматической медициной. Убеждены, что только комплексная работа позволит добиться качественных изменений ситуации.

— Какие методы лечения применяются в отношении тех, кто уже переступил грань «культурного» употребления алкоголя и наркотических веществ?

— В нашем арсенале такие классические методы, как активная противоалкогольная терапия и терапия против наркомании, психотерапия, реабилитация. Хорошие результаты даёт рассчитанная на год программа реабилитации «Точка трезвости» с применением препарата Вивитрол. В течение двух лет работы программы мы ежегодно охватываем порядка 100 больных наркоманией. Что интересно, отсев больных из этой программы минимален, порядка 18–20 человек в год. Остальные успешно заканчивают лечение и находятся в ремиссии. В 2015 году планируем научно оценить результаты работы этой инновационной амбулаторной программы реабилитации наркозависимых. Наши реабилитационные программы при алкоголизме, разработанные на основе рекомендаций Научного наркологического центра МЗ РФ, также весьма эффективны. Ремиссия свыше трёх лет наблюдается у 56 % реабилитированных. При этом считаем, что в республике создана и действует уникальная комплексная система отслеживания ремиссий у наших пациентов с участием наркологов и системы социальной работы.