Виноградная косточка Николая Горяева и её плоды №7(71), 2014 год
Этимология слова «руководитель» указывает на то, что образовано оно из двух слов — «водить» и «рука». Но верно и целенаправленно вести за собой, как рука об руку, весь коллектив, удаётся не каждому лидеру — и главная рука, вместо направляющей, становится, к сожалению, простой указкой. Но сегодня речь пойдёт о человеке, который верен другой — противоположной истине, связанной с правильным пониманием дела руководителя. Эти слова относятся к выдающемуся лидеру нашей отечественной медицины, заслуженному врачу РФ, главному врачу Краевой больницы № 3 Забайкальского края Николаю Ильичу Горяеву. Он знает свои устремления и умеет объединить коллектив вокруг одной задачи, ведя его к лучшим горизонтам. Его сильные руки, как крылья, дают такие мощные взмахи, что этой воздушной волны хватает на весь журавлиный клин (именно такое сравнение любит Николай Ильич, говоря о своём коллективе). И эта самая волна — и по закону физики, и по закону жизни — усиливается от звена к звену. Происходит это потому, что в его коллективе работают люди, которые верят ему и верят в себя! В 2012 году Николая Ильича во Всероссийском конкурсе «Лучший врач года» наградили почётным званием «Лучший руководитель медицинской организации». О победе, о делах больницы и просто о неравнодушном человеке Николае Горяеве читайте в нашем с ним интервью.
— Николай Ильич, вы постоянный герой наших публикаций, даже больше — вы давно стали желанным и дорогим гостем нашего журнала, поэтому мы разделяем с вами большую радость в победе на Всероссийском конкурсе «Лучший врач года» в номинации «Лучший руководитель медицинской организации». Это уже не первое ваше звание. Но эта высокая награда давно искала вас, ведь слава о том, как мудро вы ведёте вверенное вам учреждение, давно облетела всё профессиональное медицинское сообщество не только России, ваше имя и больница известны и за границей. Таким образом, предлагаю поделиться уже пережитым волнением ещё раз и рассказать, какие главные выводы делаете, уже будучи в ранге признанного управленца?
— Эта победа стала для меня полной неожиданностью. Признаюсь, и конкурсы-то воспринимал не всегда с высокой долей доверия. Но именно этот конкурс является одним из престижных у нас в России, поэтому на что-то рассчитывать даже не мог. Помнится, это было приурочено к Дню медицинского работника, и я как раз направлялся в очередную командировку, однако в пути мне позвонил коллега из Кемерова и поздравил с наградой, потом раздались звонки из Москвы и других городов, и все с одной и той же целью — поздравить меня с званием лучшего руководителя.
В процессе трудовой деятельности у меня были разные оценки самого себя: были и положительные эмоции, но и имела место быть неудовлетворённость собственными делами и шагами. Да, престижно быть победителем в такой достойной номинации. Но стать победителем — это одно, а пронести это звание через определённый, даже небольшой период времени, — это очередное испытание. Ведь заслуживших победу судят и после высокого признания. Вся тяжесть общественной нагрузки, новые ожидания — всё это ложится на плечи потом, и нужно доказать, что ты был достоин этой победы. К счастью, мы и по сей день остаёмся лидерами здравоохранения в Забайкальском крае. Подведение итогов в ранжировании медицинских организаций края показало, что Краевая больница № 3 не уступает передовых позиций. И мы гордимся этим. Почему говорю «мы»? Потому что я искренне считаю, что такая, на первый взгляд, индивидуальная номинация звучит для меня всё-таки как заслуга всего нашего коллектива.
— Журавлиный клин — ваша любимая метафора о коллективе. Он по-прежнему следует за вами?
— Да, руководитель без коллектива не сможет ничего. И отрадно, что все остались в клине, никто не сбился с пути, никто не покинул стаю. Наш журавлиный косяк подрос, окреп, он уже не требует вынужденных посадок, идём уверенно к своим горизонтам. Я могу сказать о своём первом заместителе Елене Павловне Вырупаевой — это один из лучших руководителей. Она целеустремлённа, она активна, она же постоянный участник профессиональных конференций, хороший аналитик. Могу добрые слова сказать в адрес Ирины Валентиновны Вайнштейн — это заместитель по организационно-методической работе, в полной мере овладевшая вопросами управленческого процесса, надёжный коллега. Много добрых слов можно сказать об одном из выдающихся хирургов Забайкальского края, заслуженном враче РФ, руководителе центра плановой хирургии Юрии Константиновиче Кокотове. Человек, обладающий выдающимися способностями, выполняющий сложные хирургические вмешательства на различных органах и системах с применением самого современного оборудования и технологий. Татьяна Викторовна Старицина — руководитель диагностического центра. Иногда я поражаюсь её способностям одинаково разбираться в различных направлениях работы центра. Она прекрасный специалист и руководитель. То же самое можно сказать и о других руководителях подразделений больницы, врачах, среднем медицинском персонале.
— Как вы уже заметили, многие ваши коллеги — постоянные участники профессиональных встреч. В недавнем прошлом вы также приняли участие в VI Международном конгрессе «Санаторно-курортное оздоровление, лечение и реабилитация больных социально значимыми и профессиональными заболеваниями». Какие важные тезисы были представлены присутствующим в вашем докладе?
— Вот уже шестой раз специалисты медицинской отрасли собираются в Сочи, чтобы обсудить вопросы лечения и реабилитации больных с социально значимыми и профессиональными заболеваниями. Это мероприятие имеет большое значение на современном этапе развития отечественной медицины. Почему так актуальна именно эта тема? С середины 90-х годов практически полностью разрушена система медицинского обеспечения для работающих во вредных и опасных условиях труда. Прекратили своё существование санатории-профилактории и многие другие социальные проекты, предусмотренные для защиты и восстановления здоровья работающих в указанных условиях труда. Учитывая сложившуюся на данное время социально-экономическую ситуацию в регионе, на прошедшем конгрессе мы смогли организовать и теперь представить собственную систему по реабилитации этой категории граждан. Один из тезисов говорит о реалиях дня — да, в ближайшей перспективе возврат к ранее сложившейся системе медицинского обеспечения невозможен. Всё это несёт огромные экономические затраты. Поэтому нужно исходить из тех возможностей, которые имеем. Я поделился опытом, который есть в Забайкальском крае для реабилитации такой категории граждан. У нас в течение длительного времени реализуются программы по оздоровлению населения от перенесённых социально значимых заболеваний: инфаркт миокарда, мозговой инсульт, до реабилитации больных после оперативных вмешательств на жизненно важных органах желудочно-кишечного тракта и др. Для этого в Забайкалье существуют специальные реабилитационные центры. То, что касается больных, страдающих профессиональными заболеваниями, — к сожалению, у нас нет санаториев-профилакториев, но действуют больницы восстановительного лечения, в которых за счёт средств ОМС пролечиваются больные, имеющие определённые факторы воздействия вредного производства. Эти больницы хорошо оснащены для лечения профзаболеваний, укомплектованы кадрами.
— Вы являетесь главным внештатным профпатологом края. Удавалось ли вам проанализировать позицию самих работодателей? Ищут ли они пути-решения по этой проблеме?
— В роли главного внештатного профпатолога я побывал на многих промышленных предприятиях и знакомился с условиями работающих на этих предприятиях. И хочу отметить, что в последнее время взгляд работодателей на эту проблему начал меняться в лучшую сторону. Многие владельцы предприятий повернулись лицом к проблеме здоровья своих сотрудников. Например, на Харанорской ГРЭС (это огромный комплекс, где работают свыше тысячи человек) есть собственный реабилитационный центр, который осуществляет предсменную адаптацию и послесменную реабилитацию работников. Речь идёт не только о медицинских аспектах: массаж, иглорефлексотерапия и другие методы физиолечения, но есть и баня, сауна, бассейн, фитобар. На многих наших промышленных предприятиях, особенно горнорудных, работники привлекаются вахтовым методом. Продолжительный рабочий цикл именно на таких предприятиях, где работодатель проявил заботу, позволяет многим работникам впервые в жизни обратить внимание на своё здоровье. И владельцы предприятий понимают: лучше они будут вкладывать в здоровье своего работника, чем столкнутся с потоком больничных листов.
Итак, цепочка, в которую входят работодатели, региональные центры по реабилитации, больницы восстановительного лечения, Фонд социального страхования, — выстраивает вполне стойкий заслон для развития профессиональных заболеваний.
— Вы встречались с работодателями, а удавалась ли вам пообщаться с самими работниками?
— Да, я спускался в горнорудные шахты на глубину один-полтора километра. По натуре я не трус, но признаюсь честно, что работать там год-два, восемнадцать лет, наверное, не смог бы. Там трудятся люди своеобразной железной закалки. И шум, и вибрации, и микроклимат, и постоянный риск потерять жизнь не останавливают их, и они спускаются в забой и работают, отдавая силы и здоровье. И поэтому шахтёры, да и другие труженики заслуживают того, чтобы об их здоровье заботились.
— Один из красноречивых фактов из жизни вашей больницы: в гостевой книге учреждения есть и отметка лётчика-космонавта Георгия Гречко, которая сформулирована так: «Я удивлён, оснащение больницы — на мировом уровне!» Думается, что космонавта с мировым именем, повидавшего много и на Земле, и за её пределами, трудно чем-либо удивить!
— Да, Георгий Гречко тогда прошёл по нескольким нашим отделениям и был удивлён, что в таком отдалённом от центральной России крае имеется оборудование высокого класса. Восхищался он этим и в личной беседе со мной. А буквально недавно у нас в гостях побывал депутат Государственной думы, народный артист СССР Иосиф Кобзон. Певец посетил отделение амбулаторного гемодиализа, которое у нас также считается храмом: белизна стен, новейшее оборудование. Вначале Иосиф Давидович вёл себя несколько сдержанно при встрече с коллективом больницы, но когда он узнал, что врачи в нашей больнице получают заработную плату от 70–80 до 200 тысяч рублей не в год, а в месяц, то был приятно удивлен, порадовался успехам наших врачей, их условиям работы, сказав: «Поверьте, я был во многих зарубежных клиниках, но то, что я увидел у вас, заслуживает огромного уважения!». Потом был концерт для жителей посёлка в Доме культуры. Певец поблагодарил наш коллектив и выразил признательность и мне, спев песню «Виноградную косточку в тёплую землю зарою», завершив её глубоким поклоном. Видя такое уважительное, искреннее отношение Иосифа Давидовича, я, конечно, был очень тронут. Поверьте, это дорогого стоит.
— Чувствуя такое уважение и признание, наверняка хочется совершать ещё больше добрых и необходимых дел. Ваш взгляд в будущее о дальнейшем пути развития больницы?
— Совсем недавно на базе нашей больницы открыт сосудистый центр. С открытием подобных центров стало возможным получать современное лечение, диагностику, реабилитацию больных, страдающих сосудистыми заболеваниями, из самых отдалённых районов Забайкальского края. В ближайших планах планируется открыть реабилитационный центр для детей с пограничными расстройствами. У нас есть подобный центр в г. Чите, но, согласитесь, не всегда у родителей имеется возможность, особенно из села, на долгое время покинуть дом, хозяйство, чтобы провести необходимое обследование, лечение своему ребёнку. Поэтому в задачи будущего центра будет включена абсолютная доступность нуждающимся в этих медицинских услугах, учитывая указанный фактор.
— В течение ряда лет у нас в стране проходит реформирование здравоохранения. Что, на ваш взгляд, является определяющим?
— Когда мы говорим о реформе здравоохранения, нужно заглядывать в будущее и иметь весомые аргументы того, для чего это всё делается. Но, реформируя систему здравоохранения, мы не должны переоценивать её возможностей. Охрана здоровья населения — это всеобъемлющая задача государства, имеющая ряд направлений. На некоторых моментах я остановлюсь.
Безусловно, при реформировании в центре системы здравоохранения должен находиться пациент, а финансовая составляющая должна обеспечивать грамотное управление ресурсами, касающихся всех вопросов организации оказания лечебно-профилактической помощи населению. Это и управление потоками пациентов, и управление потреблением лекарственных средств, формирование не аморфных ежегодно недофинансированных, а конкретных дифференцированных программ государственных гарантий, связанных с оценкой возврата на инвестиции того или иного вложения в эти программы. В этом случае мы выстраиваем совсем иную организацию системы здравоохранения, эффективность которой будет существенно выше, чем существующая сегодня. В то же время следует сказать, что если не будут законодательно жёстко регламентированы обязанности населения по сохранению собственного здоровья, любые инвестиции в здравоохранение не дадут должного эффекта. Иногда я задаю вопрос аудитории: «Давайте на мгновение представим, что у нас организационная структура построения системы здравоохранения, аналогичная японской, или канадской, или израильской… Что изменится в состоянии здоровья населения?». Недолго думая, аудитория практически в большинстве отвечает: «Ничего!». Алкоголизация населения, табакокурение, употребление наркотиков не лучшим образом сказываются на состоянии здоровья населения страны. При одном из самых высоких в мире показателей заболеваемости туберкулёзом мы не можем обязать население в 100 % случаев проходить флюорографическое обследование. При существующих проблемах материнства и детства мы не можем обязать беременных женщин в 100 % случаев встать на учёт в ранние сроки беременности. Это можно перечислять бесконечно. Здесь одними беседами сложно добиться результатов. И третье, что имеет существенное значение в охране здоровья, — это улучшение качества жизни населения страны. Это среда обитания, качество пищевых продуктов и воды, безопасные условия труда. К сожалению, сегодня приходится констатировать, что более 30 % россиян трудятся во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщины детородного возраста, что способствует развитию как производственно обусловленных заболеваний, так и профессиональных. Это далеко не всё, без чего нельзя существенно улучшить состояние здоровья населения страны.
— Николай Ильич, из будущего обратимся вновь к прошлому: держа в уме победу в конкурсе лучших врачей, что бы вы могли пожелать молодым руководителям, которые пробуют или начинают свой руководящий путь? Как добиться таких успехов в работе, как у вас? Раскройте секрет такого выдающегося личного примера.
— Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к методам управления медицинскими организациями. Для обеспечения управляемости и эффективности таких сложных специфических систем, как медицинские организации, необходимы новые методы, соответствующие сложности внутренней и внешней среды. На первый план выходит роль финансово-экономической службы, повышаются требования к гибкости управления. Одним словом, вопросы управления непросты, здесь одного желания не достаточно, нужно иметь силу и волю, чтобы реализовывать свои планы и не допускать непоправимых ошибок. А главное, чтобы воплотить свои идеи, нужен свой журавлиный клин. Без коллектива руководитель — как без рук. Не секрет, что в коллектив приходят люди с различными амбициями, с разным уровнем образованности, воспитания, ответственности. Задача руководителя — привести всех и вся к общему знаменателю и направить на реализацию одной функции: организация оказания качественной медицинской помощи. Другая задача руководителя вытекает из предыдущей: для того, чтобы обеспечить качество оказания медицинской помощи, нужно дать всё необходимое для обеспечения этого качества. Речь идёт не только о врачах, но и о среднем и младшем медицинском персонале. Это и диагностическое оборудование, комфортные рабочие места, расходный материал и т.д. Один из индикаторов полезности каждого члена коллектива — это уровень заработной платы. Я могу сказать, что заработная плата отдельных выдающихся работников доходит до 200 тысяч рублей, и это не предел. Ещё один немаловажный момент в управлении — это умение предвидеть, просчитать и продумать свои шаги и последствия предпринимаемых решений. Могу сказать, что существующую ситуацию в здравоохранении мы предвидели лет 20 назад. Последовательно занимались адаптированием организационной структуры построения нашей больницы к меняющимся социально-экономическим условиям. У нас никогда и ни в чём не было проблем. В то же время, на глазах, от неумелого руководства приходили в упадок больницы, распадались коллективы.
— Мы снова сказали о будущем. И всё же, Николай Ильич, какое ваше звание вы считаете самым главным?
— Я хочу сказать, что мне везло с учителями по жизни. Судьба сводила и сводит с хорошими людьми. Благодарен моим институтским преподавателям, дело было в Омском медицинском институте. И дальше по жизни. Если я увлекался чем-либо, то делал это горячо и с огромным рвением. Один мой друг научил меня искусству фотографии, так я свои снимки публиковал в изданиях. Или — увлёкся пчеловодством, да так, что мои дела приобрели немалый масштаб. Другой мой наставник научил охотничьему делу — и был вынужден признать, что из меня получился меткий стрелок, как-то я даже получил первое место по стрельбе на крупных соревнованиях. Но моему сердцу нет признания дороже, чем слова моих внуков, их у меня трое. Они мне так и говорят: «Ты у нас самый лучший дедушка!», а младший Артём добавляет: «Во вселенной». Что может быть дороже!
Послесловие
После интервью я ещё раз решила напомнить для себя мотив и слова песни, которую спел для признанного врача признанный певец. Выбор песни поистине неслучаен. В песне о виноградной косточке много любви, добра и созидания. Её слова, как эхо. И когда заклубился «закат, по углам залетая», то предо мной проплыл, как наяву, журавлиный клин.
Клин этот — олицетворение не только людей, соратников, но и череды добрых дел, которые они творят своими руками и умами. И если снова не говорить, а петь словами песенными, то важно сказать, что впереди всего этого стоит человек, живущий по вдохновению, которое звучит так: «на любовь своё сердце настрою, а иначе зачем на земле этой вечной живу…». Оно же находит отклик и в соседних сердцах.