Северный клинический центр: современные подходы плюс добрые традиции №6(70), 2014 год
Северный медицинский клинический центр им. Н.А. Семашко ФМБА России имеет интересную историю, а сегодня он находится на новом, очень важном этапе своего развития: здесь открыли первый на европейской территории России возведённый с нуля Центр ядерной медицины, в котором оказывается высокотехнологичная помощь жителям всей страны. Руководитель Центра профессор Елена Казакевич с увлечением рассказывает о жизни учреждения, которое в Архангельске знают и любят, пожалуй, все жители города.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства» является многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением, которое оказывает медицинскую помощь 33,5 тыс. населения в г. Архангельске.
В структуру центра входят: стационар на 315 коек и 10 коек отделения радионуклидной терапии, Центральная, Соломбальская и детская поликлиники. 35 % коечного фонда работают в режиме круглосуточного оказания скорой и неотложной помощи.
Северный медицинский центр имени Н.А. Семашко имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ФС-29–01–000645 от 16.01.2013.
В стационаре ежегодно пролечивается до 10 тыс. пациентов больше чем по двадцати профилям.
В Северном медицинском центре в Архангельске работают 1303 человека, в том числе 248 врачей и 511 медицинских сестёр. В коллективе восемь кандидатов медицинских наук, четыре заслуженных врача РФ, два заслуженных работника здравоохранения Российской Федерации и двадцать семь отличников здравоохранения.
С 2003 года СМКЦ включён в перечень медицинских учреждений России, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи за счёт средств федерального бюджета. В Центр направляются пациенты из Архангельска и Архангельской области, Вологодской области, Республики Коми, Ненецкого автономного округа и других регионов.
— Наш Центр — одно из старейших медицинских учреждений на российском Севере. Оно создавалось в 1922 году как больница для моряков. Отдавая дань традиции, нас и сегодня часто называют «больницей водников», хотя вообще-то мы никогда не были учреждением, подведомственным Флоту. Во время Великой Отечественной войны центр являлся госпиталем, а в мирное время вернулся к своим прежним позициям. С годами учреждение расширялось, развивалось. Особенно заметные перемены произошли у нас в последнее десятилетие. С 2009 года мы перешли в систему Федерального медико-биологического агентства, чему очень рады. При этом специфика наша не изменилась, мы продолжаем сохранять здоровье российских моряков, речников и водолазов, которые работают в напряжённых и сложных условиях. Мы получаем государственное задание на проведение их углублённых осмотров, диспансеризации, обследование и наблюдение за ними в рейсах и т. д.
В настоящее время наш Центр полностью располагается в Архангельске. В этом году к 315 койкам нашего стационара добавляются ещё десять новых — радионуклидных. В составе Центра три поликлиники на 1600 посещений, в том числе детская. С 2003 года мы включены в перечень учреждений, которые выполняют высокотехнологичную помощь, и с тех пор у нас многократно увеличились и финансирование, и объёмы выполняемой помощи.
— Елена Владимировна, получается, что вы оказываете высокотехнологичную помощь уже более десяти лет?
— Если точнее, то двенадцатый год. Время всё расставило на свои места: сейчас нашим коньком являются такие направления, как травматология и ортопедия, гинекология, урология и челюстно-лицевая хирургия. А теперь к этим видам помощи добавляется ещё и радиотерапия. Но нам не привыкать начинать с нуля. Так, в 2005 году у нас не было даже травматолого-ортопедического отделения. Тогда я, только придя к руководству Центра, пригласила к нам из Котласа заслуженного врача РФ Сергея Петровича Боканова — и сразу началась работа. В первый год мы выполнили операции более чем на 100 суставах. А сейчас счёт идёт на тысячи, и оперируем мы на уровне ведущих российских и зарубежных клиник. Все, кто к нам приезжают (в основном это жители Северо-Западного региона, но всё больше становится пациентов из Москвы и Санкт-Петербурга), очень удивляются, что в Архангельске делают такие операции на столь высоком уровне. Коленные суставы, тазобедренные суставы, причём мы делаем одномыщелковое и поверхностное эндопротезирование. Уже прооперировали плечо, а впереди операции на мелких суставах кисти.
В Центре работают действительно талантливые люди. Часто слышу от пациентов: неужели, в принципе, в больнице на самом деле можно так заботиться о людях, именно выхаживать больных? Так работают и врачи, и наши медицинские сёстры и санитарочки.
— Видимо, вам удалось сохранить прекрасные традиции, которые складывались в учреждении изначально.
— И сохранить, и преумножить. У нас всегда был очень дружный коллектив. Больница имени Семашко во все времена славилась атмосферой благожелательности — и внутри коллектива, и по отношению к нашим пациентам. Я думаю, действительно сейчас немного учреждений, где относятся к пациентам так, как у нас. Количество благодарностей не сосчитать, в каждом — тёплые искренние слова. А жалоб, которые имели бы под собой реальную почву, практически нет.
— А что вы делаете по таким направлениям высокотехнологичной помощи как гинекология, урология?
— Наше гинекологическое отделение являлось пионером многих операций в Северном регионе. Завотделением Николай Александрович Соснин выполняет эндоскопические высокотехнологичные операции без малого двадцать лет. И счёт давно идёт на тысячи пациентов. Что касается урологии, мы до сих пор единственные выполняем эндоскопически внебрюшинным доступом простатэктомию при раке предстательной железы, никто больше на Северо-Западе этого не делает. Наш хирург — заведующий отделением Владимир Александрович Кислов не только сам обучается в Академии последипломного образования в Милане, но и преподаёт там. Он достаточно часто бывает за рубежом, оперирует в различных клиниках (недавно пришла благодарность от пациентки из Словении!) и к нам приглашает зарубежных коллег, которые проводят здесь операции. У нас есть замечательная операционная, оснащённая системой, позволяющей проводить консультирование во время операций на очень далёком расстоянии (OR1). Когда мы впервые выполняли сложную операцию при раке толстого кишечника, её ходом руководил профессор из Милана: он видел на экране всё, что происходит в операционном поле, и направлял наши действия. Сейчас мы подобные операции успешно проводим сами.
Ещё одно подразделение, о котором хочется рассказать, — отделение реабилитации, уже более года функционирующее в нашем центре. Оно занимается восстановлением пациентов после операций эндопротезирования, там же проходят реабилитацию пациенты после инсультов. Отделение оснащено современным оборудованием и располагает штатом специалистов ЛФК, массажистов. Благодаря этому мы сократили пребывание пациентов в стационаре.
Кроме стационара, как уже было сказано, у нас имеются три поликлиники, расположенные в разных районах города. Все поликлиники очень востребованы, а потому перегружены — все хотят наблюдаться у нас. Мы укомплектованы и узкими специалистами. Так, например, в детской поликлинике есть логопед и психолог, что является редкостью. Сейчас пациент имеет право прикрепиться к любой поликлинике, и я думаю, что если бы это право всегда можно было реализовать на практике, весь город лечился бы в наших поликлиниках, потому что они действительно лучшие. Не зря ведь девиз нашего Центра звучит так: «Семашко — лучше всех!». И все у нас в коллективе действительно настроены на то, чтобы эти слова были подкреплены делом.
Зарплаты у нас не выше, чем в других учреждениях, а после оптимизации финансирования в 2014 году сохранить коллектив и уровень заработной платы удаётся только благодаря внебюджетной деятельности, большая часть средств от которой идёт на зарплату. В «Семашко» работают патриоты, мы все надеемся, что вместе преодолеем трудный период. Для сотрудников созданы такие условия, чтобы им легко и радостно работалось. Практически во всех структурных подразделениях у нас сделан ремонт, в Центре удобные светлые помещения, хорошее оборудование.
— А ещё, наверное, вы сотрудникам иногда спасибо говорите.
— Это обязательно. Я считаю, что каждый руководитель прежде всего должен обеспечить людям хорошие условия работы и достойную заработную плату, а уже потом спрашивать с них. Стараюсь так и делать. Люди это чувствуют, многие говорят про больницу: это наш дом.
— Елена Владимировна, расскажите, как прошло открытие нового медицинского модуля? Теперь у вас появилось совершенно новое направление работы.
— Значение открытия центра ядерной медицины огромно. Это новая эпоха не только в жизни нашего учреждения, но и в жизни всей российской медицины. Реализация пилотного проекта началась именно с нашего центра, первого среди 300 учреждений ФМБА России. Как отметил во время открытия центра руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Викторович Уйба, нужна была подготовленная клиническая база и кадры, способные выполнить поставленную задачу. Быть первыми всегда нелегко. С учётом нашего опыта подобный проект в Красноярске был выполнен в более короткие сроки. Отделение радионуклидной терапии рака щитовидной железы нашего центра будет работать не только на Архангельскую область, но и на другие регионы России, в первую очередь на Северо-Западный.
Мы показали нашим высоким гостям все структурные подразделения нового модуля. В диагностическом отделении для контроля проведённой терапии имеется гамма-камера, для диагностики — ОФЭ/КТ. Проектная мощность отделения радионуклидной диагностики составляет до 3000 исследований в год. В технологическом модуле имеется роботизированная иммунологическая гистохимическая лаборатория, компьютерный и магнитно-резонансный томографы.
На третьем этаже расположены десять одноместных палат отделения радионуклидной терапии рака щитовидной железы. Одна из палат полностью приспособлена для лиц с ограниченными возможностями. В отделении функционирует самая современная из имеющихся в мире система вакуумной канализации, обеспечивающая безопасность проведения радионуклидной терапии. Баки для сбора радионуклидных отходов находятся в помещении глубиной 9 метров от уровня первого этажа. Проектная мощность отделения — до 450 пациентов в год.
Сегодня радионуклидная терапия — единственный метод, который позволяет полностью излечить пациентов с некоторыми формами рака щитовидной железы. У нас в стране за год выявляется более 9000 случаев рака «щитовидки», и больше половины пациентов нуждается в проведении РНТ. Однако до последнего времени в России функционировал только один центр для проведения такой терапии — в Обнинске. Его оборудование и пропускная способность не обеспечивают лечение и малой толики нуждающихся в РНТ пациентов. Обычно пациенты Северо-Западного округа едут на платное лечение в Эстонию, Финляндию и Белоруссию. А теперь будут лечиться у нас бесплатно.
Технологический медицинский модуль — современный четырёхэтажный комплекс площадью более 5 тыс. кв. м. На третьем этаже расположены десять одноместных палат отделения радионуклидной терапии (РНТ) рака щитовидной железы. Одна из палат полностью приспособлена для лиц с ограниченными возможностями. В отделении функционирует самая современная в мире система вакуумной канализации, обеспечивающая безопасность проведения радионуклидной терапии. Пропускная способность — до 450 пациентов в год.
В диагностическом отделении для контроля проведённой терапии имеется гамма-камера, для диагностики — ОФЭ/КТ. Имеющаяся аппаратура позволит существенно улучшить диагностику в кардиологии, неврологии, пульмонологии и др. За год в отделении могут обследоваться до 3 тысяч человек.
Отделение РНТ технологического модуля предназначено для радионуклидной терапии дифференцированного рака щитовидной железы (папиллярный и фолликулярный гистологический варианты) в форме радиойодабляции остаточной тиреоидной ткани после тиреоидэктомии, а также радиойодтерапии отдалённых метастазов дифференцированного рака щитовидной железы в лёгкие, кости и другие органы.
— Центр имени Н.А. Семашко находится в самом центре Архангельска, сама его территория имеет глубокие исторические корни. Я знаю, что это важно для вас.
— Очень важно. На месте Центра в XIX — начале ХХ века до революции располагался дом, где жила Евгения Фрезер, автор известной книги «Дом над Двиной», трогательно описывающей жизнь Архангельска начала XX века. Когда эта книга вышла на Западе, то сразу стала бестселлером. А в 1994 году Евгения Фрезер за своё произведение получила звание почётного доктора литературы университета города Данди, Шотландия. В помещении нашего нового модуля на первом этаже на стенах в красивых рамах висят старинные фотографии из книги «Дом над Двиной». Когда Евгения Фрезер после долгих лет жизни в Шотландии в 1990 году приехала в Архангельск, она сказала: «Осталась только Двина…». Думаю, что сейчас она сказала бы иначе.
На территории Центра планируется поставить памятник врачу, прообразом которого будет один из наших хирургов — Георгий Степанович Грицук, стоявший у истоков создания хирургической службы. У нас есть мемориальная доска, посвящённая Георгию Андреевичу Орлову, профессору с мировым именем, который начинал делать первые на нашем Севере операции на сердце. Мы очень дорожим традициями и продолжаем их сегодня. Средний возраст наших сотрудников — около 40 лет, но при этом у нас много людей, которые проработали в нашем учреждении несколько десятилетий. А стаж работы в Центре нашего инструктора ЛФК превысил полвека и сегодня равен 55 годам! На таких «аксакалах» держатся наши традиции и успешно передаются молодым.