Детская стоматологическая поликлиника № 26: полвека на передовом рубеже №3(67), 2014 год
Детская стоматологическая поликлиника № 26 Северо-Западного административного округа Москвы имеет 60,5 тысячи приписанного детского контингента, из них 8 тысяч – подростки от 14 до 18 лет. Здесь работают 54 врача при укомплектованности 92% и 45 человек среднего медперсонала. В 2013 году в поликлинике зарегистрировано 172 тысячи посещений; ожидаемое количество посещений в текущем году – 177 тысяч. Главный врач Наталия Ёлкина – человек, всей душой преданный своему делу: в этом учреждении она работает 47 лет без перерыва, причём четверть века – на главной должности. Кроме того, Наталия Михайловна уже долгие годы – окружной детский стоматолог.
— Наталия Михайловна, каковы актуальные задачи охраны детского здоровья в области стоматологии?
— Отвечу на этот вопрос, рассказав о структуре детской стоматологической поликлиники. Первое — это профилактическое отделение. Оно действует, в организованных коллективах. Другими словами, речь идёт о школьных стоматологических кабинетах. Они — основа поликлиники. За нашей поликлиникой закреплено 39 таких кабинетов, которые обслуживаются четырнадцатью врачами, у другой специализированной поликлиники округа (№ 41) 37 кабинетов, во всех — достаточно качественное оборудование. Там детей осматривают, выявляют патологию: хирургическую или ортодонтическую. Часто это или кариозные заболевания, или некариозные поражения твёрдых тканей зубов — ни о тех, ни о других родители могут даже не подозревать. Что такое профилактика? Это определение гигиенического индекса полости рта — попросту говоря, мы смотрим, насколько хорошо ребёнок чистит зубы. И, если надо, учим его делать это правильно. Лично я большой приверженец такой работы, потому что в медицине важна «сортировка по Пирогову»: надо понимать, кому, в какой очерёдности и в какой степени следует оказывать помощь. Незакрытая фиссура может причинить впоследствии массу проблем — вот мы и должны поймать этот момент, пока не будет поздно. Если мы плохо лечим детей, то даём работу взрослым ортопедам. Дальнейшее развитие профилактической направленности в работе детских стоматологов лежит как в области стоматологического просвещения и мотивации здорового образа жизни, так и на пути более тесного контакта детских стоматологов и педиатров.
Следующий этап, после школы, уже непосредственно у нас, в поликлинике. Кроме упомянутых патологий, бывают травмы зубов, которые надо восстановить так, чтобы было красиво. Здесь хорошее оборудование, в том числе цифровой панорамный рентгеновский аппарат, а также одно из самых больших ортодонтических отделений в Москве плюс физиотерапия.
Но техника и технология — это ещё не всё. Главное, чего я ожидаю от врача, — это его понимание психологических аспектов при лечении детей. Сначала с маленьким ребёнком надо поиграть — на этом стоит поликлиника. На этажах у нас — небольшие игровые зоны, аквариумы и даже выставки ретроигрушек, которые памятны родителям наших пациентов. Маленький человек не должен бояться фигуры в белом халате. Ему не следует, кроме того, сидеть в одном кабинете с подростком. И подростков надо щадить — они считают себя взрослыми, и мы выделили для них собственные «взрослые» зоны со специалистами, которые способны работать с этой возрастной категорией, — это в основном молодые мужчины-врачи.
— А в чём состоят текущие задачи окружного детского стоматолога?
— Этот специалист должен координировать работу службы, не вмешиваясь в организационную деятельность главных врачей, и в то же время консультировать сложные случаи, оказывая содействие коллегам и принимая нестандартных пациентов. Такой деятельностью мне приходится заниматься последние тридцать лет.
Если говорить сугубо о медицине, то в поле зрения окружного специалиста находятся в первую очередь проблемные зоны стоматологии, например, консультативная и лечебная помощь по комплексному лечению пациентов с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области. Что касается административно-управленческого аспекта, то здесь есть много разделов: проверка статистических данных учреждений с целью повышения их достоверности, ежемесячный разбор обращений и жалоб населения на работу врачей, обобщение данных о диспансеризации детей у стоматологов. Отдельная тема — обслуживание детей в школьных стоматологических кабинетах, и к ней примыкает методическая помощь по организации работы стоматологов в летних оздоровительных лагерях на базе школ. Не забыты и совсем маленькие: готовим материалы по гигиеническому обучению воспитателей и воспитанников детских садов. В последнее время занимаемся также вопросами открытия отделений по оказанию платных услуг, не включённых в реестр медицинских услуг в системе ОМС. Наконец, если брать общемосковский масштаб, то это — участие в работе городской квалификационной комиссии по детской стоматологии: молодые амбициозные врачи растут, и надо правильно и вовремя оценивать их профессиональные устремления.
Базовая задача, однако, это обеспечение качества медицинской помощи, что полностью отвечает одному из программных положений идущего в столице процесса модернизации здравоохранения. Возможно, стоматологические поликлиники — и детские, и взрослые — перейдут со временем на автономный режим деятельности, и пока неясно, что делать со стоматологическими отделениями в общих, соматических поликлиниках, но процесс развивается поступательно. Не такая уж беда, если высококвалифицированное учреждение нашего профиля не будет находиться в шаговой доступности: при хорошей организации дела, правильно поставленной профилактике ребёнка достаточно показывать стоматологу один раз в полгода. Есть такое понятие — «нуждаемость в определённом виде медпомощи», и работа по оптимизации такого показателя является важным полем деятельности для всех организаторов здравоохранения. В СЗАО по нашей специальности нуждаемость составляет 38 %, что является вполне приемлемым уровнем.
— Чем обернулась для вас модернизация?
— Мы были и без того хорошо оборудованы, имея 24 современных рабочих места для врачей. А по программе модернизации у нас внедрены современные методы ортодонтического лечения, в терапии стали доступны все виды материалов, включая гелиоматериалы последних поколений. С точки зрения многоуровневой организации тоже всё в порядке: первый уровень — это кабинеты в школах, как я говорила, второй — наша поликлиника, где сосредоточена специализированная и узкоспециализированная помощь, а третий уровень — это стоматологические институты, куда мы направляем выявленные у себя сложные случаи, например, онкологию. Направляем на детские кафедры медико-стоматологического университета, со стационаром.
В соответствии с требованием времени открываем платные услуги — те, которые не входят в перечень по ОМС. Это может быть сложное терапевтическое лечение с материалами экстра-класса, ортодонтия, а также часть хирургии. Хочу отметить по этому поводу, что, согласно статистике, семь процентов подростков по разным причинам нуждаются в качественном протезировании. Для детей из малообеспеченных семей услуга может быть оказана в рассрочку или вовсе в рамках ОМС — соответствующее решение способен принять наш медсовет.
— Какой проект вам особенно дорог?
— Семейная клиника, которая существует уже десять лет. Если родители хотят лечиться вместе со своими детьми — милости просим. Таких семей у нас больше ста. И, в заключение, не могу не высказать убеждения, что всё зависит от рук врача. Совсем простым материалом можно сделать самую качественную работу. И вот этого я как раз добиваюсь.