Юрий Остапенко, директор ФГБУ НПТЦ ФМБА России: «Важно сделать информационную помощь более доступной для населения» №2(66), 2014 год
Государственное учреждение «Информационно-консультативный токсикологический центр Министерства здравоохранения Российской Федерации» учреждено в 1992 году по инициативе выдающегося отечественного токсиколога Виктора Дагаева, его первого директора. В ходе административных реформ организация претерпела ряд изменений и сегодня существует в статусе Научно-практического токсикологического центра Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУ НПТЦ ФМБА России). Руководит Центром заслуженный врач РФ Юрий Остапенко.
— Юрий Николаевич, в чём суть работы вашего Центра?
— Научно-практический токсикологический центр — важное звено в системе оказания экстренной помощи при острых отравлениях. В мире существуют два основных вида медицинской помощи при этой патологии: стационарная, представленная лечебными токсикологическими центрами, и информационная. Если первая у нас в стране была развита со времён существования СССР, то вторую необходимо было формировать, взяв за образец существующие за рубежом центры по контролю за отравлениями, где не лечат, а предоставляют круглосуточную экстренную информацию по случаю острого химического воздействия, и это существенно. Преодоление отставания от развитых стран в процессе информатизации отечественной клинической токсикологии было одной из основных задач при создании нашего Центра, наряду с организацией в системе здравоохранения России постоянной круглосуточной информационно-консультативной помощи врачам-токсикологам и специалистам другого профиля в диагностике и лечении острых химических отравлений, а также населению по вопросам химической безопасности бытовой среды и т.д.
Итак, в чём суть работы? Если человек вступил в контакт с токсичным веществом и не знает, что делать, он обращается к нашему дежурному врачу-токсикологу. А тот уже даёт рекомендации к действию. Беседа проходит по телефону, специалист консультирует абонентов. В этом главное отличие нашей структуры от лечебно-токсикологического центра, который оказывает именно медицинскую помощь, причём в пределах города, мы же консультируем по всей стране, а иногда и в странах СНГ. В основном звонят из Москвы и области. Обращаются врачи «скорой помощи» и из больниц, а также рядовые жители. Если медицинские работники хотят уточнить диагноз или просят нашего содействия в дальнейшем оказании медпомощи, то желание населения — получить совет, как поступить в случае контакта с токсичным веществом, сделать анализ крови на токсичные вещества, т.е. провести лабораторное обследование. Сталкиваемся и с такими ситуациями, как, к примеру, разлитая в подъезде ртуть. Мы объясняем абонентам, куда позвонить и какие принять меры.
С клинической точки зрения мы важное для ФМБА России учреждение. Если необходимо, врач из центра выезжает на место ЧС вместе с бригадой Агентства.
— Несколько слов об основных научных направлениях.
— Мы разрабатываем научно-методические материалы, касающиеся методов диагностики и лечения отравлений: обобщаем материал, создаём стандарты лечения больных, в частности сейчас работаем над рядом стандартов и федеральными клиническими рекомендациями. Один из приоритетов нашей деятельности — разработка русскоязычных компьютерных информационных медико-статистических программ для внутреннего употребления в РФ. В нашей научной и практической работе мы тесно сотрудничаем с Московским городским центром отравлений НИИ им. Н.В. Склифосовского.
— И о проблемах, если таковые имеются.
— Проблема токсикологов России — это слаборазвитая связь с удалёнными от столицы регионами. Причина понятна: звонок, например, с Камчатки в Москву с целью получения телефонной консультации обойдётся недёшево. Поэтому в целях приближения информационной помощи к людям нашей страны необходимы организация и дальнейшее совершенствование информационных токсикологических отделений и центров в пределах России, что важно с точки зрения обеспечения химической безопасности населения страны.