НИИГТП г. Волгограда: путь от химического оружия к нанотехнологиям №2(66), 2014 год
Научно-исследовательский институт гигиены, токсикологии и профпатологии создавался в СССР для научного медико-гигиенического сопровождения создания и производства химического оружия. В связи с подписанием Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (1993) корректировались научные направления института.
Сегодня в беседе с директором института Борисом Филатовым мы вспомнили не только прошлое, но и оценили сегодняшние достижения предприятия — к слову, некоторые из них являются уникальными.
— Борис Николаевич, вы в НИИГТП работаете почти с основания. Каков ваш взгляд на прошлое института, начиная с отправной точки?
— Отправная точка — это Постановление Совета Министров СССР о создании Научно-исследовательского института гигиены, токсикологии и профпатологии, которое было принято 14 сентября 1970 года. Однако коллектив института считает датой его создания 26 октября 1971 года, когда в Волгоград прибыл и приступил к исполнению своих обязанностей первый директор — доктор медицинских наук Е.А. Снегирёв.
Изначальной целью деятельности Института было проведение медико-биологических исследований высокотоксичных химических веществ в интересах обороны страны, изучение влияния химических факторов производственной среды на здоровье персонала, занимавшегося производством химического оружия, профилактика профессиональных заболеваний. Эта деятельность продолжалась вплоть до 1988 года, тогда две державы, СССР и США, договорились о прекращении производства химического оружия. С этого момента началась «обратная» работа, а именно: деятельность института сосредоточилась на разработке и реализации медико-гигиенических мероприятий по обеспечению безопасности производственного персонала бывших производств химического оружия. Параллельно осуществлялось научно-методическое и практическое медико-гигиеническое сопровождение создания, пуска и эксплуатации объектов уничтожения химического оружия, направленное на обеспечение безопасности производственного персонала и населения. Этой работой НИИГТП занимается и сегодня.
— Какие другие научные направления НИИ реализует в наши дни?
— Институт, являясь одним из головных научных учреждений ФМБА России в области токсикологии, гигиены и профпатологии, принимает участие в ряде федеральных целевых проектов и программ. В частности, учёные НИИГТП принимали участие в разработке концепции и программы ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности России», исполнение которой началось в 2009 году. В этой программе выполнен большой объём исследований. Например, институт участвовал в разработке и осуществлял мониторинг особо опасных предприятий России с выявлением зон повышенного риска для здоровья населения, связанного с химическим загрязнением окружающей среды, что даёт основу для управления риском возникновения химически обусловленной заболеваемости населения. Разрабатываются электронные паспорта химических производств, позволяющие вести единый динамический реестр химических предприятий РФ.
Кроме того, институт разрабатывает гигиенические регламенты безопасности для химических производств, проводит углублённое медицинское обследование персонала предприятий и жителей близлежащих территорий с целью раннего выявления и предупреждения вредного воздействия химических веществ, а также разрабатывает методические рекомендации для лечебно-профилактических учреждений.
В 2009 году мы подключились к выполнению Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружений и военной техники». Участие в ней связано с работой по обеспечению химической безопасности промышленного персонала и населения в связи с утилизацией ракетных топлив.
С 2013 года мы приступили к работе в новом для нас направлении — разработка гигиенических стандартов безопасности для производств взрывчатых веществ и порохов. Здесь предстоит чрезвычайно объёмная и сложная работа.
Большой объём исследований выполняется по отраслевым заданиям Федерального медико-биологического агентства, дающего нам отраслевые заказы, в частности, связанные с космодромом «Байконур».
Инновационным направлением в деятельности института стали научные разработки в области нанотехнологий. Мы изучаем возможность проявления вредного действия веществ с переходом от обычной величины к наночастице. Нами доказано вредное действие наночастиц таких, казалось бы, «безобидных» металлов, как золото и серебро. Эти исследования важно учитывать при внедрении нанотехнологий в массовое промышленное производство.
Ещё одним направлением работы учреждения является участие в программах международного сотрудничества с учёными США, Канады и Европы.
— Наука и достижение — родственные понятия. Чего достигла научная мысль учёных НИИГТП?
— Большой опыт исследований, связанных с работой опасных химических предприятий, позволил сотрудникам института разработать санитарные правила по конверсии опасных химических производств. Они позволяют обеспечить организацию безопасных условий труда при ликвидации и перепрофилировании опасных химических производств.
Разработка гигиенических регламентов безопасности для отравляющих веществ при проведении работ по уничтожению химического оружия привела в ряде случаев к разработке необычных нормативов. Например, до этого не было потребности в наличии предельно допустимого уровня загрязнения поверхностей уничтожаемых снарядов при передаче их для дальнейшей переработки в металлургическую промышленность. К разработке этого уникального регламента мы подошли, уже имея опыт разработки гигиенических нормативов допустимого содержания отравляющих и других опасных химических веществ в строительных конструкциях (таких нормативов тоже не существовало).
Несмотря на то что нанотехнологии для России молодая область знаний, всего 7–10 лет развития, но эта наука ежегодно увеличивает темпы роста. Эта область знания нова и необычна, в том числе и для специалистов по гигиене и токсикологии. Однако у нас здесь есть некоторые успехи. Сотрудники института первые экспериментально обосновали гигиенический регламент содержания наносеребра в воде. Пока мы не можем его рекомендовать санэпиднадзору для осуществления контроля, так как, экспериментально обосновав допустимое содержание данного металла в воде в форме наночастиц, мы столкнулись с ещё более трудной проблемой: как этот уровень контролировать. Думаю, что через 1–2 года сможем решить и эту задачу.
В прошлом году впервые в России в стенах НИИГТП была получена высокоочищенная бутирилхолинэстераза из донорской крови. Это средство может служить для оказания помощи при отравлениях фосфорорганическими веществами. Кстати, в США этот фермент получают. Стоит очень дорого. Мы его не только получили, но и посадили в липосомы, что возможно повысит эффективность препарата.
В прошлом году нашими специалистами завершена работа по созданию web-ориентированной информационной поисковой системы, база которой содержит информацию пока о 145 особо опасных для человека токсичных химических веществах. Эта система даёт возможность пользователю получить медицинскую консультацию при химических чрезвычайных ситуациях через интернет, в том числе с использованием мобильных устройств, в любой точке мира.
Перечисление заслуг учёных института можно продолжать, но если подвести некий итог, то наиболее значимым интегральным показателем последнего десятилетия считаю то, что на закреплённых за нами промышленных объектах уничтожения химического оружия не было случаев поражения отравляющими веществами. Это ли не достижение?