Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Госпиталь для ветеранов войн № 3 г. Москвы: особенный подход, повышенное внимание №7(64), 2013 год

Геннадий Габриэлян

Московский госпиталь для ветеранов войн № 3 открылся в 1991 году, к нему прикреплены ветераны войн пяти административных округов: Северо-Восточного, Северного, Северо-Западного, Западного и Зеленоградского, а также Новой Москвы. В многопрофильном стационаре госпиталя 17 отделений. В медучреждении имеется стационар на 972 койки, консультативно-диагностический центр, рассчитанный на 100 тыс. посещений в год. ГВВ № 3 является клинической базой Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Работой коллектива, в составе которого 290 врачей и 711 человек среднего медперсонала, руководит главный врач госпиталя Олег Румянцев.

— Олег Николаевич, чем ваш госпиталь отличается от других лечебных учреждений?

— Госпиталь создавался для оказания помощи особой категории общества — ветеранам войн, в первую очередь Великой Отечественной. Абсолютное большинство тех, кто у нас лечится, именно ветераны, а также лица, к ним приравненные: труженики тыла, вдовы военнослужащих и так далее. Это люди очень пожилые (в год у нас бывает несколько пациентов старше ста лет), и потому требующие повышенного внимания. Здесь нужна особая выучка и врачей, и среднего медицинского персонала.

— Видимо, и болезни вы лечите специфические?

— Надо отметить, что нашему контингенту свойственна полиморбидность, или множественность заболеваний. Поступающие больные, к великому сожалению, часто обладают целым комплексом болезней, которые не протекают как бы параллельно, а наоборот, пересекаются, взаимно отягощая друг друга. Это требует неординарного подхода к их лечению — иногда совершенно иных, чем традиционные, назначений лекарств, иных дозировок. Следующая особенность — значительный риск осложнений при проведении анестезии и оперативных вмешательств. Более того, иногда само обследование больного затруднено тяжестью его состояния, вплоть до полной непереносимости какого-либо исследования.

Ограничения в самостоятельном передвижении пациентов — ещё один узел проблем: их может вызывать и плохое зрение, и недостаточный слух, и расстройство опорно-двигательного аппарата. А как быть с низкой степенью самообслуживания некоторой части нашего контингента? Так что гериатрия для нас — это не просто раздел геронтологии, занимающийся изучением, профилактикой и лечением болезней старческого возраста, то есть не только теоретический раздел медицины, но и повседневная практика…

— Как же вашим специалистам удаётся оказывать медицинскую помощь при столь сложном театре действий?

— Во-первых, мы применяем тактику очно-заочных консультаций. Возможно, с точки зрения классической медицины этот термин неточен, но суть здесь простая: на догоспитальном этапе мы требуем от поликлиник, к которым приписаны наши пациенты, максимально подробные выписки из медицинских документов и затем коллегиально решаем вопрос о госпитализации с назначением точной даты. В итоге наш ветеран, которому лишний раз прийти в консультативно-диагностический центр бывает очень непросто, поступает на лечение без лишних формальных процедур.

Во-вторых, в нашей повседневной деятельности мы стремимся перенести все виды обследования и лечения как можно ближе к койке больного. Это, собственно говоря, вопрос правильной логистики: в огромном шестнадцатиэтажном здании госпиталя больному иногда приходится проделать целое путешествие, чтобы попасть на рентген или в лабораторию — так вот мы стремимся максимально сократить этот путь. Все диагностические и лечебные процедуры, какие возможно, делаются в палате. Палаты четырёхместные, и там есть для этого необходимые условия.

— Как на вашем лечебном учреждении отражается программа модернизации столичного здравоохранения?

— Начну с того, что госпиталь получил самое современное оборудование, в том числе так называемое «тяжёлое»: это компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, ангиографическая установка, радиоизотопные гамма-камеры, цифровые рентгеновские аппараты и диагностические комплексы. Всего получено сорок с лишним наименований различной техники на сумму свыше 350 млн рублей.

Эта техника открывает перед врачами новые возможности: за счёт её эффективности и действенности сокращается время постановки диагноза и выбора адекватного метода лечения, а следовательно, можно с полным основанием говорить о повышении качества медицинской помощи.

— Какие достижения в работе госпиталя в уходящем году вы считаете наиболее значимыми?

— В рамках общемосковской программы модернизации системы здравоохранения мы создали первичное сосудистое отделение, в которое входит неврологическое отделение для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения и отделение для лечения инфаркта миокарда. Оно работает очень активно: сюда поступают больные по скорой помощи, при необходимости, переводятся больные из других отделений стационара. Мы эффективно лечим инсульты, участвуя, опять же, в соответствующей столичной программе.

Стоит отметить также успешную деятельность консультативно-диагностического центра, который даже превышает «расчётную мощность», принимая 108–109 тыс. человек в год. В КДЦ (а это третий уровень оказания амбулаторно-поликлинической помощи) работают врачи восемнадцати специальностей, из них шесть кандидатов и один доктор наук. Причём этот центр доступен не только ветеранам, но и жителям Северо-Восточного административного округа, прикреплённым к четырём амбулаторным центрам второго уровня.

Наконец, эпизод, важный для истории госпиталя: заведующая 14-м терапевтическим отделением Марина Николаевна Сморжевская получила в конце ноября из рук мэра Москвы диплом «Врач года». Это, разумеется, её личная заслуга, но и заслуга всех врачей госпиталя, в среде которых она смогла добиться столь высокой оценки своей деятельности. Кстати говоря, теперь наши доктора и медсёстры получают достойное вознаграждение за свой труд: с 2011 года их заработная плата выросла соответственно на 111 и 116 %.

— Перспективные планы развития госпиталя — как они выглядят?

— В перспективе мы продолжим разработку и внедрение малоинвазивных методов обследования и лечения — с учётом специфики нашего контингента эту задачу следует считать очень важной. Будем работать над тем, чтобы обеспечить равномерную загрузку нашего лечебного учреждения в течение всего календарного года. В частности, для этого будут активизированы мероприятия диспансерного характера. Необходимо и дальше укреплять материально-техническую базу учреждения, условия пребывания больных. Впереди очень важная юбилейная дата: 70-летие Победы в Великой Оте­чественной войне.

— Госпиталь для ветеранов, без сомнения, должен сотрудничать с ветеранскими и другими общественными организациями. Каково содержание этого взаимодействия?

— При госпитале был создан в нынешнем году общественный совет, в который вошли наши врачи, а также представители Московского городского совета ветеранов, Московской городской общественной организации пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, а также представители соответствующих окружных организаций. На заседаниях медики рассказывают о работе госпиталя и выслушивают замечания и пожелания ветеранов. В частности, те с пониманием отнеслись к проблеме равномерной загрузки госпиталя и обещали провести «разъяснительную работу» среди, если можно так выразиться, целевой аудитории.

Мы успешно работаем также с волонтёрскими организациями — прежде всего с той, которая симпатично называется В.Н.У.К.: «Ветеранам нужен уход и компания». Молодёжь одним своим присутствием доставляет большую радость находящимся у нас старикам, многие из которых попросту одиноки…