Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Иван Голоусиков: «Сегодня система здравоохранения работает на пациента» №6(63), 2013 год

Нина Злаказова

Сегодня медицина Зеленоградского административного округа города Москвы меняется на глазах. В позитивную сторону. Поликлиники, амбулаторные центры, больницы приобретают теперь совершенно иные возможности, нежели несколько лет назад — до начала модернизации столичного здравоохранения. Об этом в интервью нашему журналу рассказал руководитель Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Зеленоградского административного округа города Москвы, главный врач Городской больницы № 3 г. Зеленограда Иван Яковлевич Голоусиков.

— Иван Яковлевич, вы руководите Дирекцией и возглавляете городскую больницу. Как вам удаётся совместить эти две важные и ответственные должности?

— Совместить два направления было предложением Леонида Михайловича Печатникова. В итоге мой опыт в должности главного врача помог наладить цепочку последовательных действий между всеми лечебными учреждениями, что и было задачей Дирекции.

Наблюдая и анализируя сегодняшнюю работу медицинских учреждений округа, делаю вывод, что нашей команде удалось сформировать механизм, при котором уже нет разрозненности в лечении больного, и запустился необходимый процесс полной преемственности. По сути, в Зеленограде создано территориальное медицинское объединение. Организационно такой структуры на бумаге нет, но на деле оно существует, работает и оправдывает себя. Это определение Леонида Михайловича, и оно, вы знаете, на мой взгляд, очень точное.

— Продолжим тему точных определений. Итак, насколько логично и последовательно то, что происходит на нынешнем этапе реформирования здравоохранения? Ведь одно дело — описать процесс реформы на бумаге, и совсем другое — воплощать задуманное в реальности.

— Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Зеленоградского административного округа существует с 2011 года. С этого времени одной из главных задач Дирекции стало налаживание лечебного процесса в округе. Констатирую факт, что здравоохранение округа теперь заметно приближено к пациенту. И работа в этом направлении не останавливается, а продолжается и на сегодняшний день. Как эти общие фразы выражаются на деле? Как я уже сказал, фактически на территории административного округа действует территориальное медицинское объединение, посредством которого все медучреждения начали действовать сообща. Ещё одна сторона происходящих изменений — это усиление технической базы. Здесь важно отметить, что закупить оборудование — это одна задача, а другая, не меньшей важности, — научиться его правильно использовать, обучая специалистов. В этой связи ведётся целенаправленная работа.

Ещё одно позитивное изменение: если раньше в амбулаторной сети не было бактериологических лабораторий, а существовали они только при стационарах, то сегодня включены и в первичное медицинское звено. И ещё один пример. До перемен окружная биохимическая лаборатория занималась только определёнными поликлиниками, а сейчас она обслуживает абсолютно все учреждения округа. Слияние сил означает, что пациентами теперь занимаются последовательно по выстроенной системе — и ветеранами, и диспансеризацией, и прививочной кампанией, и т.д.

Ещё один важный момент по работе Дирекции: мы в значительной степени освободили амбулаторные центры от ненужной работы. Сейчас они больше внимания уделяют лечебному процессу. А всеми хозяйственными функциями занимается Дирекция. Здесь работают хорошие специалисты, причём, как оказалось, их требуется не так много, как это было в амбулаторных центрах.

Наша цель — практическое воплощение новых законов. Занимаясь этим делом, мы видим, что сегодня система здравоохранения выстроена логично. Допустим, раньше медицинские учреждения округа существовали сами по себе. А сейчас, взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают оперативную поэтапность в лечении каждого пациента: от амбулаторного звена до стационарного, и в обратном порядке. Так работают и детские учреждения, и взрослые.

— Вы упомянули о преемственности в лечении больного. Как выглядит, например, маршрут пациента, получившего сердечный инфаркт, что, к сожалению, очень часто происходит в наше время?

— Да, допустим, к нам прибыл пациент с подозрением на инфаркт миокарда. Ему проводится оперативная диагностика, далее — лечение, и что очень важно, буквально на 8-й день после госпитализации мы можем выписывать пациента. Делается сигнальный лист, который посылается в амбулаторный центр, и если человек не является сам, то врачи приглашают его на дневной стационар для обязательного продолжения лечения. Также при таких патологиях организуется стационар на дому. А по истечении определённого срока кардиопациента ставят на диспансерный учёт.

— Как пациенты относятся к происходящим переменам, сориентировались ли в происходящем?

— Думаю, что сориентировались. Но работа по информированию населения в этом ключе продолжается. И всё-таки пациенты должны отметить тот факт, что за последнее время медицинская помощь любых уровней стала намного доступней, чем раньше. Были времена, и многие их помнят, когда очередь к врачам занимали чуть ли не с пяти утра. Сейчас такого явления в принципе не может быть. Однако, чтобы записаться к некоторым специалистам, надо предварительно посетить терапевта, и это правильно. Терапевт определяет маршрутизацию больного, что влияет на сокращение сроков оказания медицинской помощи.

— А если всё-таки случай требует срочного вмешательства?

— Все срочные случаи попадают под разряд неотложной помощи. В каждом поликлиническом филиале выделены специальные врачи-терапевты, которые принимают по неотложке, вплоть до экстренной госпитализации. Экстренная помощь оказывается независимо от места проживания и места регистрации.

Я удовлетворён трёхуровневой системой оказания медицинской помощи. В настоящий момент её надо отладить, чтобы всё работало, как положено, чтобы каждый человек получал медицинскую помощь в полном объёме.

Факты
В Зеленоградской клинике «Мик­рохирургия глаза» будет закончен ремонт и установлено новейшее оборудование. Специалисты клиники смогут проводить операции любой сложности. На базе бывшего детского нефрологического санатория появится современный реабилитационный центр.
Семейные врачи начнут работать на базе негосударственных медицинских центров, но при этом будут принимать и пациентов по системе ОМС. Состоялся первый аукцион на аренду помещения для семейной клиники. Первый кабинет откроется в 20-м микрорайоне.
Скоро возможности электронной записи к врачам амбулаторных центров дополнятся выпиской электронных рецептов и больничных листов.

— Давайте приведём конкретный пример.

— Возьмём ситуацию с лекарственным обеспечением. Все знают, что существовали очень большие проблемы с льготным обеспечением лекарствами. Так вот, начиная с 2012 года у нас в округе не было ни одного случая, когда по льготному рецепту препарат не был выдан пациенту в тот же день при его обращении.

— Как же вам удалось изменить ситуацию?

— Ничего сверхсложного мы не придумали, просто организовали систему. Специалисты Дирекции проанализировали и систематизировали эту работу, совместив полученные данные по необходимому лекарственному обеспечению с  реестром нуждающихся больных. Поэтому сейчас нет очередей за лекарствами. Мы даже выдаём препараты на 2–3 месяца, если человек уезжает в отпуск или есть другие объективные причины.

— Многие пациенты сегодня выбирают частную медицину, потому что там создаются исключительные комфортные условия. Что делается в государственных учреждениях в этом отношении, в частности, в Зеленоградском округе?

— У нас также ведётся работа по созданию комфорта для пациентов. Сейчас в поликлиниках и больницах округа созданы зоны комфортного пребывания для пациентов, пока последние ожидают приём к врачу или процедуру. Да, мы стараемся точно обозначить явку для больного, но многие приходят пораньше, а пожилые люди в этом плане проявляют сверхобязательность, то есть могут прийти и на час, и на два раньше установленного времени. Соответственно, нужно, чтобы человек провёл время ожидания в комфортных условиях. Для этого в зонах для ожидания есть места для сидения, работают кондиционеры, установлены кулеры с водой. Здесь же — телевизоры, по которым транслируют не только обычные программы, но и социальные ролики о профилактике и сохранении здоровья.

— В городе выходит газета «Будь здоров, Зеленоград!». В чём состоит суть этой газеты?

— Выпуск данной газеты — очень важная часть нашей общей работы. Когда ещё в апреле 2011 года возникла идея выпускать собственное издание, мы и не думали, что «Будь здоров, Зеленоград!» станет столь популярной среди зеленоградцев. Читая её, они узнают обо всём новом, что происходит в наших учреждениях. Ещё один важный момент: в городе существовала разобщенность частной и государственной медицины, но, участвуя совместно в выпуске газеты, нам удалось преодолеть бывшие барьеры. Периодичность издания один раз в месяц, при этом на сегодняшний день печать собственной газеты не является затратным делом. Газета — это возможность не только поделиться информацией, но и получить обратную связь. Ведь в редакцию обращаются наши же пациенты. И мы анализируем их обращения. Надо отметить, что сейчас жалобы людей стали совсем иными, нежели раньше. Например, в 2011-м, когда Дирекция только начинала свою деятельность, люди обращались с просьбой навести порядок, приводя случаи неоказания медицинской помощи, грубости со стороны персонала больниц, встречались с трудностями по приёму к врачу и т.д. Сейчас же жалобы носят другой характер, например, «мы не можем записаться по инфомату сразу к врачу-кардиологу, нам отвечают, что нужно пройти терапевта», или люди интересуются «почему на бесплатном протезировании ставят простые протезы, а не металлокерамику, к примеру». То есть вопросы такого рода возникают по причине неинформированности. Поэтому мы уделяем внимание и этим обращениям, описываем ситуации в нашей газете, объясняем в радиоэфирах.

— Иван Яковлевич, какую оценку работе учреждений в этих меняющихся условиях даёте вы сами?

— В целом все наши учреждения работают нормально, возникающие вопросы решаем в обычном рабочем порядке. Но нужно всегда помнить, что цена медицины — это человеческие жизни. Поэтому, будучи не только руководителем, но и доктором, я сам редко бываю спокоен, если это касается здоровья пациентов, и своих подчинённых я всегда нацеливаю на небезразличное отношение к своему делу. Как руководитель чутко понимаю то, что всё в нашей системе должно работать так, как следует, в медицине нет неважных деталей. Например, могу отметить значительное достижение в сфере неонатологии в больнице. Наш родильный дом, который относится к 3-й городской больнице, получив новые технические возможности, только за один год по программе вынашивания новорождённых с малым весом от 500 граммов достиг больших успехов. С экстремально низким весом у нас родилось тридцать три ребёнка —  и ведь тридцать детей нам удалось спасти и выходить. Заметьте, этих результатов удалось достичь с низкой летальностью. Раньше такое считалось невозможным, а теперь, с модернизацией отрасли, с получением нового оборудования, обновлением реанимационных отделений, палат интенсивной терапии, мы это делаем, и делаем с успехом!

— Кстати, расскажите об оборудовании, которое вы получили для больницы за последнее время? И какие перемены потребовали закупки новой техники?

— На сегодняшний момент наша больница оборудована практически всем, что нужно для её работы. Плановое её оснащение тем временем продолжается, и в этом отношении большую поддержку оказывает Департамент здравоохранения.

Также у нас открылся региональный сосудистый центр, для которого тоже полностью поставлено оборудование. Мы получили ультразвуковые аппараты экспертного класса. Полностью переоснастили биохимическую и клиническую лаборатории, что позволяет качественно и оперативно делать анализы. После этого мы открыли круглосуточную экспресс-лабораторию.

В этом году мы запустили новую поликлинику. На её базе открыли Центр амбулаторной хирургии. Ещё из нового — запуск нескольких дневных стационаров на 10 коек, практически по всем профилям.

— Получается, что сегодня второй уровень учреждений очень серьёзен.

— Да. Причём за время модернизации учреждения второго уровня отлично оснастили. Раньше мы, к примеру, и не мечтали о нагрузочных пробах в амбулаторном центре и о многом другом. А сегодня функциональная диагностика здесь такая же, как в стационарах.

— Если так пойдёт, учреждения третьего уровня новой структуры здравоохранения могут остаться без работы.

— Да, но, к сожалению, такого не бывает. И всё же количество больных уменьшилось, это правильное развитие ситуации.

— Как вы представляете себе дальнейшее развитие событий в деле о реформировании медицины?

— События и дальше будут развиваться по восходящей, потому что реформа на одном месте стоять не может. При этом при любых переменах есть моменты, которые нужно поправить и уточнить по ходу. Вот именно этим мы сейчас и занимаемся совместно с Департаментом здравоохранения.

Всё это делается для того, чтобы врач больше внимания уделил человеку, который пришёл на приём. И вы знаете, медицина у нас не хуже, чем в Европе. Мы работаем хорошо и будем работать ещё лучше. А если говорить о 3-й городской больнице, то я могу сказать, что это прекрасное учреждение. В наших сотрудниках мне больше всего нравится то, что они с удовольствием учатся, постигая последние нововведения в медицине. Полученные знания используются в работе, поэтому у нас хорошие результаты. Здесь отсутствует понятие о накатанной плоскости, так как каждый месяц, каждый год мы внедряем что-то новое.