Халил Галимзянов: «Классика и новации — для сегодняшних целей» №6(63), 2013 год
Астраханской медицинской академии исполняется 95 лет. За этой датой стоит накопленный опыт в преподавании медицины. Сегодня мы задали актуальные вопросы, касающиеся кадровой подготовки в этой сфере, ректору академии Халилу Галимзянову.
— Халил Мингалиевич, какие методы передачи знаний преобладают в астраханской высшей медицинской школе — классические или инновационные?
— Реализация Концепции модернизации российского образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, значительно усилившие требования к качеству подготовки специалистов в сфере практического здравоохранения, диктуют необходимость внедрения инновационных и оптимизации уже апробированных, классических подходов и методов обучения. Их органичное сочетание позволяет в полной мере решать различные аспекты практических задач системы непрерывной подготовки медицинских кадров.
— Ведётся ли работа по улучшению качества образования в вузе?
— В рамках улучшения качества образовательного процесса у нас создана система менеджмента качества, которая сертифицирована на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008 и его национальному аналогу ИСО 9001–2008. Область сертификации распространяется на все три уровня ВПО. Проводится постоянная разработка и внедрение новых методов и технологий преподавания, реализация модульного принципа подготовки специалистов, улучшение учебно-методического обеспечения образовательного процесса, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, балльно-рейтинговая система оценки текущего, рубежного контроля с промежуточной и итоговой аттестацией уровня знаний студентов с электронной системой учёта их посещаемости и успеваемости. Внедрение принципов компетентностного подхода, практической ориентированности, индивидуализации программ обучения позволяют реализовать создание, передачу, сохранение и применение академических ценностей, развитие научных школ и направлений, востребованных рынком, развивать приоритетные направления подготовки программ непрерывного образования для высокотехнологичных секторов экономики. В учебном процессе используются современные информационно-технологические средства обучения: компьютерная техника, мультимедийные материалы, симуляционные аудитории, оборудованные специальными тренажёрами и фантомами, экспериментальная операционная. Всё это позволяет студентам и слушателям наглядно и качественно получить теоретическую и практическую профподготовку, освоить навыки работы не только со специальным, но и современным медоборудованием. В вузе реализован и постоянно совершенствуется принцип открытости информационного сервиса: свободный доступ к онлайн-ресурсам библиотечных систем и электронной полнотекстовой базе изданий сотрудников академии. Немаловажную роль играет развитие системы интеграции образования и науки — привлечение студентов к работе в студенческих научных кружках при кафедрах академии, в международных молодёжных образовательных форумах, ежегодное проведение студенческих научно-практических конференций, олимпиад и конкурсов как регионального, так и всероссийского уровней, организация малых инновационных предприятий. Значительное внимание уделяется совершенствованию воспитательной работы со студентами, привлечению их к общественной жизни академии, патриотическому воспитанию — участие в работе студотрядов, спортивных секций, творческих групп. В вузе достаточно большое внимание уделяется созданию условий для продуктивной и творческой работы профессорско-преподавательского состава: оптимизация условий труда, улучшение их материального и социального положения, повышение квалификации и совершенствования профкомпетентности в соответствии с новыми требованиями высшей медицинской школы.
— Какая проблема в части медобразования, на ваш взгляд, самая волнующая на сегодня?
— В Госпрограмме развития здравоохранения РФ от 24.12.2012, утверждённой Правительством РФ, стоят чёткие цели: увеличение продолжительности жизни россиян как минимум до 74 лет, укрепление их здоровья, снижение смертности от всех заболеваний на 15 %. Поэтому перед руководством медицинских вузов РФ сейчас остро стоят вопросы по совершенствованию системы практической подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, повышению уровня квалификации медицинских работников и обеспечению кадрами системы здравоохранения России.