×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Родильный дом № 11: самое большое счастье — это ребёнок №4(61), 2013 год

Нина Злаказова

Изменения, происходящие в процессе модернизации городского здравоохранения Москвы, начинаются с амбулаторного звена, которое первым встречает человека, обращающегося за лечебной помощью. Второй уровень новой структуры системы здравоохранения сегодня представляет собой довольно крупные центры, объединившие под эгидой наиболее значительного учреждения района несколько поликлиник, кабинетов, центров и т.д. Одним из головных учреждений такого объединения стал Московский родильный дом № 11, уже второй год работающий в новых условиях. Родильный дом находится на пороге 25-летия своего существования, и все эти годы его возглавляет заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Татьяна Овешникова. Акушер-гинеколог, считает главный врач роддома, самая замечательная медицинская специальность.

— Татьяна Зосимовна, как и чем живёт учреждение в преддверии своего юбилея?

 — Наши приоритеты неизменны: главное, чтобы дети рождались хорошими, чтобы мамы были здоровыми, полноценными женщинами, чтобы через два года снова могли вернуться к рождению детей. 

— За четверть века родильный дом, можно сказать, врос в район Бибирево, обустроился, у вас прекрасная территория, вас здесь хорошо знают…

— Да, именно так. А когда-то на этом месте было просто голое пространство. Наш роддом был открыт в конце 1988 года, с 1989-го он начал принимать пациенток. Со временем до нас дотянулось метро, рядом с нами разбили парк, восстановили церковь. Получается, что с нами Божье благословение. Посмотришь вокруг — и глаз радуется. А больше всего радует, что вот уже два года мы занимаемся модернизацией нашего учреждения. Получив хорошее оснащение, мы открыли детскую реанимацию и выхаживаем детей с экстремально низкой массой тела, 500 граммов. Детская реанимация у нас даёт очень хорошие результаты. Нас оснастили прекрасной ультразвуковой аппаратурой, аппаратурой по искусственной вентиляции лёгких — в общем, Департамент здравоохранения, возглавляемый сначала Л.М. Печатниковым, а потом Г.Н. Голуховым, оснастил родильный дом полностью. 

— А если говорить о структурных изменениях — что теперь вошло в бюджетное учреждение «Родильный дом № 11»?

— Раньше родильный дом существовал как отдельно стоящий в районе объект. Теперь, в рамках модернизации, произошло объединение: к нам присоединили женскую консультацию и центр планирования семьи. Это два огромных самостоятельных учреждения, которые обслуживали 300 с лишним тысяч человек женского населения северо-востока Москвы. Благодаря такому союзу (наш роддом, центр планирования семьи и консультация) пациентки получают всю помощь в едином учреждении. Конечно, это очень удобно и для населения, и для врачей. Женщина не ездит из одного учреждения в другое, а всё получает в одном месте: обследуется в консультации, на лечение приходит в стационар, то есть идёт по удобному маршруту. Результаты очень положительные. Госпитализация в стационар происходит без всякой очереди или нарядов. По наряду оказывается только экстренная медицинская помощь, через скорую. Для людей это очень удобно, и в этом есть солидный плюс модернизации: кроме изменений в оснащении оборудованием, изменилась ещё и сама структура. Весь процесс продуман.

— Татьяна Зосимовна, помните, когда-то при родильных домах тоже были женские консультации.

— Да, потом они оказались в составе поликлиник или существовали самостоятельно, не всегда в хороших условиях. И наконец-то это вернулось, я таким переменам рада. В центре планирования семьи работает отделение медико-социальной помощи для женщин, которые оказались в тяжёлых жизненных обстоятельствах. Там работают психологи, психотерапевты, юристы. Мы сотрудничаем с отделами социальной помощи управ Бибирева, Бабушкинской, Лосиноостровской — и вместе помогаем беременным женщинам.

— А как у вас с кадрами?

— В стационаре всё хорошо, немного отстаёт амбулаторная служба, которую я пытаюсь подтянуть до надлежащего уровня. Предлагаю докто­рам подежурить в стационаре, понаблюдать за работой его сотрудников, необходимо наладить взаимозаменяемость. Уже второй год у нас единый коллектив — и понемногу люди начинают понимать, что мы делаем одно дело и должны работать сообща. Поэтому мои усилия направлены на то, чтобы сблизить амбулаторную и стационарную помощь. 

— Что вы можете сказать о нынешнем уровне зарплаты медицинских работников?

— Зарплата неплохая, и можно свободно развивать платные услуги. Я стараюсь, чтобы люди зарабатывали побольше. Это очень видно по нашим сотрудникам: тот, кому нужно заработать, берёт на себя ночные дежурства, выходные, праздничные дни. Я думаю, это хорошо, что врач не ищет подработку на стороне, а находит её на основном месте работы. Кроме того, у нас бывают пациенты — граждане стран СНГ, Вьетнама, Китая, и мы не можем и не должны обслуживать их на наши городские бюджетные средства. Бесплатно оказываем экстренную медицинскую помощь.

Отработанный маршрут для пациента

— Татьяна Зосимовна, расскажите о работе подразделений, расположенных на Октябрьской и Енисейской улицах.

— На Октябрьской улице мы открыли детское отделение, где лечатся дети — и малыши, и подростки. Это сугубо детская гинекология. Имеющийся комплекс даёт очень хорошие результаты по оказанию медицинской помощи.

В центре планирования семьи на Енисейской улице есть женская консультация, работают узкие специалисты — гинекологи-эндокринологи, специалисты по невынашиванию беременности, по бесплодию, они работают на весь округ, пациентки обращаются к ним за консультацией, а также в тех случаях, когда требуется поставить точный диагноз, провести дообследование и т.д. Если нужна стационарная помощь, женщин оттуда отправляют в наш стационар. Таким образом, маршрутизация пациентов в результате модернизации полностью замкнута по кругу: поликлиника, где идёт первичный приём, узкие специалисты в центре планирования, стационар в родильном доме и возвращение вновь на поликлинический уровень. Всё очень хорошо отработано и обдумано.

— Сейчас, в связи с такими кардинальными переменами, многие учреждения, в том числе и роддома, проходят стадию ремонта и реконструкции. Ощущаете ли вы это на себе?

— Конечно, в нашем округе тоже ремонтируется 5-й роддом. Поэтому сейчас 5–6 тысяч родов в год — наша норма, а это нешуточная нагрузка на стационар. Однако к нам приходят не только женщины нашего округа, хотя главная наша забота, конечно, о них, — многие приходят из других районов столицы, потому что мы весьма открыты сегодня для людей по линии партнёрских родов.

— Для многих семей это очень важно, и хорошо, что у вас в роддоме такую возможность предоставляют.

— Женщина не остаётся одна во время родов, наедине со своими проблемами, — рядом может находиться муж, или мама, или другие родные. Получается, что во время такого важного события, как появление ребёнка, создаётся семейный климат. Население это очень привлекает. Я два раза в неделю принимаю людей, веду беседы по поводу партнёрских родов, и, если люди правильно понимают, что такое роды, я всем даю добро. К тому же мы выхаживаем сейчас глубоко-недоношенных детей, у нас открыта реанимация на шесть коек, и это тоже важно.

— Татьяна Зосимовна, события последних двух лет существенно изменили работу вашего учреждения, и началось всё с открытия детской реанимации.

— Да, началось как раз с открытия детской реанимации: всех детишек с 22 недель мы выхаживаем. У нас перинатальная смертность за прошлый год всего 5,4‰, это прекрасно. Такой первый шаг был тогда, на мой взгляд, просто необходимостью в соответствии с новыми критериями новорождённости, и мы благодарны Департаменту, что нас так хорошо и вовремя оснастили. Первое время в отделении была проблема кадров, но сейчас мы уже всех обучили и приняли на работу новых врачей. Все наши неонатологи прошли специализацию по анестезиологии и реанимации, это врачи высшей категории. Заведует отделением Татьяна Сергеевна Сафронова, сейчас она сама в послеродовом отпуске — недавно родила ребёночка, а замещает её Наталья Игоревна Тычинкина. Все наши врачи детской реанимации просто замечательные. Вы знаете, когда приходят молодые доктора, они горят желанием работать, и когда это стремление подкреплено ещё и хорошим оборудованием, условиями для работы, у них столько инициативы! В детской реанимации все кадры достаточно молодые, многим по 30 с небольшим лет, и они очень стараются, ратуют за свои показатели. В принципе, я считаю, они молодцы. 

Наше гинекологическое отделение в связи с модернизацией получило лучшее лапароскопическое оборудование, поэтому весь объём помощи: операции на придатках, на матке, по бесплодию при спаечных процессах — делается лапароскопически. Кроме того, наши врачи проводят все пластические операции влагалищным доступом. У нас появился аппарат УЗИ экспертного класса, что позволяет как можно раньше выявлять пороки развития плода. Аппарат уже установлен, доктор обучен. 

Надо сказать, у нас вообще хороший, работоспособный коллектив. Люди, которые возглавляют отделения, прошли путь от врача до заведующих в нашем родильном доме, поэтому всё хорошо знают, всему научились, и мы понимаем друг друга с полуслова, никаких указаний не надо повторять. Врачи грамотные, владеют всеми технологиями в акушерстве, и оперативной техникой, и консервативными методами. Сейчас, например, кардионаблюдение в родах — норма жизни. Нет ни одних родов без записи кардиомонитора, расшифрованной врачом. Не бывает так, чтобы врачи не меняли тактику проведения родов, если ребёнок внутриутробно уже страдает. Все 14 боксов в родблоке оснащены кардиомониторами. Поэтому такой показатель, как смерть плода во время родов, — это практически исключённый вариант, ЧП. Сейчас просто невозможны те осложнения, которые были раньше.

Отдельно хочу отметить работу отделения анестезиологии и реанимации (возглавляет его врач высшей категории Татьяна Михайловна Браславец). Регионарные методы обезболивания всех родов, проведение всех полостных операций являются основными в работе этого отделения.

Научная кафедра, современное оборудование, лучшие доктора

— Татьяна Зосимовна, роддом в его нынешнем объединённом виде представляет собой второй уровень новой структуры городского здравоохранения. Как вы сами оцениваете своё место и свои функции сегодня?

— Уже 15 лет наш роддом работает в сотрудничестве с кафедрой акушерства и гинекологии факультета повышения квалификации 1-го Московского медицинского университета имени И.М. Сеченова. Кафедру сегодня возглавляет доктор медицинских наук, профессор Игорь Олегович Макаров — один из первых, кто начал заниматься функциональной диагностикой в акушерстве. Он постоянно проводит занятия не только с нашими врачами, но и врачами женских консультаций округа. Важно на сегодня соединить усилия современной науки и практики. Наличие на базе родильного дома кафедры поднимает работу врачей на новый уровень, они больше читают и занимаются. Это даёт возможность качественно повысить оказание медицинской помощи нашим пациентам.

— И этого нового, как мы убедились, у вас сейчас вполне хватает: новые функции, новые возможности… Вы научились в новых условиях пользоваться ресурсами, площадями, кадрами?

— У нас сейчас постоянно все места заняты — а это в целом по роддому 240 коек: 6 коек реабилитационных для новорождённых, 60 гинекологических, 60 коек отделения патологии для дородовой госпитализации беременных, остальные — послеродовые; и ещё 120 детских коечек. Но мы всё-таки стараемся положить к нам женщину в день обращения, используя всё до последнего метра. Вообще-то, во все времена мы старались подходить к делу грамотно. Ещё когда это был обычный родильный дом, мы создали централизованное стерилизационное отделение, оно находится в цокольном этаже роддома. Оборудование там современное, все мойки ультразвуковые. Я всегда считала, что стерилизация в родильном доме — это самое главное, однако нам приходилось ещё доказывать, что стерилизационное отделение роддому в принципе необходимо. Мы открыли его ещё лет десять назад, а теперь только оборудование поменяли на новое. Всё там устроено очень удобно, и уже на первых порах функционирования этого отделения нам удалось снизить гнойно-септическую заболеваемость почти в два раза. Хочу отметить, что наш роддом был одним из первых в Москве, где чётко разделялись потоки грязного и чистого инструментария и белья. 

— Давайте расскажем о людях, которые многое сделали для становления родильного дома, назовём имена хотя бы некоторых замечательных врачей.

— Вся наша работа держится на замечательных докторах, многие из которых вместе со мною прошли эти 25 лет. Это заведующая родблоком Татьяна Владимировна Федотова, мы с ней ровесники, все эти годы вместе. Родблок она возглавляет уже лет пятнадцать. Ольга Ивановна Бевз возглавляет послеродовое отделение. Эвелина Лазаревна Азоева заведует отделением патологии беременности, работа там сложная, но она справляется и при этом хорошо развивает современные методы исследования и диагностики. С моим заместителем по лечебной работе Татьяной Фёдоровной Симоновой мы работаем вместе всю жизнь. Все, кого я назвала, врачи высшей категории. В роддоме сложилась, кроме того, грамотная экономическая и бухгалтерская служба, где все сотрудники работают по двадцать и более лет. Когда-то все лечебные учреждения обслуживала одна эксплуатационная организация города, а мы сразу, как открылись, создали свою техническую службу. И поэтому наш роддом находится в достаточно приличном состоянии: все 25 лет наша техническая служба обслуживает его сама. Всё делается вовремя и для себя.

Самый главный врач роддома № 11

— Татьяна Зосимовна, вот уже почти 25 лет вы являетесь главным врачом роддома, единственным за всю его четвертьвековую историю. Это не так часто встречается.

— Да, для главного врача роддома 25 лет — это очень много. Работа в таком учреждении крайне тяжёлая, нагрузки у нас большие, потому что врач отвечает за две жизни сразу — матери и ребёнка. Однако у меня в трудовой книжке всего две записи: после института я получила распределение в 26-й роддом, а потом меня назначили сюда. 

— Что самое главное в вашей работе? 

— Мне кажется, самое главное в жизни — это рождение ребёнка. И когда он здоровый, хороший, то более значимого в жизни вообще ничего нет. Для меня утром слышать от коллег, которые закончили дежурство, информацию о том, сколько родилось хороших деток, — это великое счастье. Среди всех медицинских специальностей, на мой взгляд, самая уникальная — это врач акушер-гинеколог, второй такой специальности — по своим эмоциям, по невероятной энергетике — нет. А сейчас, в связи с городской программой ЭКО, у нас рождается много двоен, троен, и, когда счастливая мама выходит из роддома, её глаза уже забыть невозможно. Я всегда говорю молодым врачам: у нас хорошая специальность. Она приносит самое большое удовлетворение в жизни. И себя я считаю больше врачом, чем администратором или менеджером, хотя делаю и то и другое. Мне очень интересны наша профессия и всё, что происходит у нас в роддоме, и вообще в акушерстве.

— Что вы скажете коллегам в преддверии юбилея?

— Я пожелаю им здоровья и семейного благополучия. Наш коллектив хорошо работает, нам есть с чем поздравить друг друга. Кстати сказать, праздник — это повод для того, чтобы собраться вместе, а следовательно, это ещё одна возможность для объединения. Например, в День медицинского работника наш коллектив — и амбулаторная служба, и стационарная — совершил экскурсию в Переславль-Залесский, специально для этого были заказаны автобусы. И на Новый год мы собирались вместе. Добрые традиции у нас хорошо приживаются. 

— Татьяна Зосимовна, какие у вас планы как у главного врача?

— Я хочу, чтобы на базе родильного дома был открыт перинатальный центр, потому что считаю, что роддом в его сегодняшнем состоянии, то есть после объединения, должен быть таким центром со всеми вытекающими отсюда возможностями. А сейчас, на ближайший год, надо соединить амбулаторную и стационарную помощь, преодолеть разобщённость, достигнуть взаимозаменяемости, чтобы врачи поняли, что они решают одну задачу. Эта задача по сути дела и объединяет нас.