Российскому научно-практическому центру аудиологии и слухопротезирования ФМБА России 25 лет №3(60), 2013 год
В России насчитывается более 13 миллионов человек с нарушениями слуха. У большинства пациентов коррекция слуховых нарушений достигается при помощи слуховых аппаратов, однако при глухоте и выраженной степени тугоухости методом выбора является кохлеарная имплантация. Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России проводит кохлеарные имплантации уже более 20 лет. О том, какие изменения произошли в этой области, нашему корреспонденту рассказал его директор, доктор медицинских наук, профессор Георгий Таварткиладзе.
— Георгий Абелович, кохлеарная имплантация является эффективным методом комплексной реабилитации больных с глухотой и выраженной степенью тугоухости. Вы стояли у истоков многоканальной кохлеарной имплантации, расскажите об истории проведения таких операций в России.
— В Центре первые операции были сделаны нами — сотрудниками тогда ещё Всесоюзного научного центра аудиологии и слухопротезирования Минздрава СССР — в 1991 году. Таким образом, история многоканальной кохлеарной имплантации в нашей стране насчитывает уже 22 года. В 1997 году к реализации программы кохлеарной имплантации подключился Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, в 2005 году — Научно-клинический центр оториноларингологии, а в 2009-м — Клиническая больница № 122 имени Л.Г. Соколова ФМБА России (Санкт-Петербург).
— В связи с этим актуальна проблема, связанная с территориальной отдалённостью пациентов от центров, в которых проводятся операции.
— Казалось бы, операцию могли бы проводить специалисты регионов. Но основная проблема заключается в том, что качественно хирургический этап кохлеарной имплантации может выполняться хирургом только при условии, что им проводятся не менее 20–25 кохлеарных имплантаций в год (это международный критерий качества). К сожалению, сегодня на уровне региона это невозможно. Помимо хирургического этапа необходимо учитывать и период реабилитации, от которого зависит очень многое. Послеоперационная реабилитация имплантированных пациентов и настройка речевого процессора — это самый трудоёмкий и ответственный этап. Больные, и особенно дети, должны находиться под постоянным наблюдением специалистов. Отсутствие одного из этих условий может свести на нет возможности метода. В этом случае мы нашли решение проблемы: операция проводится в центрах (в Москве и Санкт-Петербурге), но аудиологов и сурдопедагогов мы приглашаем из регионов, откуда направлен пациент, проводим их обучение для последующего проведения реабилитации на местах, оказываем консультационную поддержку (выездные консультации, дистанционное консультирование через Интернет). Основная реабилитационная работа (наиболее сложная и длительная) должна проводиться по месту жительства пациента.
— Как обстоят дела с аудиологическим скринингом, какова его роль при отборе кандидатов на кохлеарную имплантацию?
— Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что на 1000 нормальных родов один ребёнок рождается с полной глухотой, у двух-трёх глухота развивается в первые два года жизни. Исходя из этого ежегодная потребность в кохлеарных имплантах превышает 2500. Особого внимания заслуживает тот факт, что у 50 % пациентов, пользующихся кохлеарными имплантами, и 50 % кандидатов на кохлеарную имплантацию причины глухоты не были выявлены, то есть у них отсутствовали факторы риска в анамнезе. Это указывает на то, что система скрининга должна основываться на объективных методах исследования слуха, а не на регистрации факторов риска по тугоухости и глухоте. Мы ставим вопрос о том, чтобы универсальный аудиологический скрининг рассматривался лишь как первый этап комплексной системы скрининга. Универсальная программа скрининга не имеет смысла без возможности гарантировать, что новорождённые с периферической слуховой дисфункцией и их семьи получат наблюдение, диагностику, лечение. Возникновение универсальных программ исследования слуха новорождённых требует изменений во всей системе педиатрического здравоохранения.
Ребёнок должен тестироваться педиатрами и сурдологами в три месяца, в год, перед детским садом, перед школой. Первые годы жизни ребёнка во многих аспектах являются критическими, в том числе и для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков, что во многом зависит от возможности общения ребёнка с окружающим миром.
Понижение слуха, развившееся в детском возрасте, ограничивает возможности общения ребёнка и нарушает формирование речи и общее развитие личности. Скрининг должен быть завершён в течение первого месяца жизни, к трём месяцам жизни у ребёнка должен быть установлен диагноз, а в полгода нужно определиться с индивидуальной программой реабилитации, будь то слухопротезирование или кохлеарная имплантация — это золотой международный стандарт. Операцию лучше проводить в первый год жизни. Порядка 60 % детей после этого смогут пойти в общеобразовательную школу.
Если говорить о достижениях в области универсального аудиологического скрининга, то стоит отметить, что с 2008 года в рамках национального проекта «Здоровье» были выделены средства на реализацию программы универсального аудиологического скрининга, в течение трёх лет для всех родовспомогательных учреждений России с количеством родов более 1000 в год были закуплены приборы для объективного выявления нарушений слуха. Параллельно проводилась и проводится подготовка специалистов из регионов: на обучение приезжает бригада медиков — медсестра роддома, неонатолог, педиатр, сурдолог. Конечно, у этой системы есть свои минусы — нам приходится проводить обучение специалистов разного уровня, тогда как удобнее готовить одного сурдолога, который бы на местах обучал специалистов. Мы продолжаем совершенствовать эту систему.
— Георгий Абелович, с момента основания Центра сотрудниками проведено 13 школ-семинаров для врачей-сурдологов, оториноларингологов и сурдопедагогов в различных регионах России, ежегодно проводятся конгрессы и международные симпозиумы. В этом году Центру исполняется 25 лет, каким образом вы отмечаете эту дату?
— В прошлом году мы провели масштабное мероприятие — XXXI Всемирный конгресс аудиологов.
На XXIX Международном конгрессе аудиологов в 2008 году в Гонконге Генеральной ассамблей международного общества аудиологов большинством голосов было принято изменение названия этого мероприятия с «международного» на «всемирный». Это связано с развитием аудиологии как науки и как отдельной клинической специальности. В Конгрессе приняли участие 467 человек из 59 стран мира. Официальным языком конгресса был английский, заседания на основных сессиях шли с синхронным переводом.
В этом году состоялись V Национальный конгресс аудиологов и IX Международный симпозиум «Современные проблемы физиологии патологии слуха», по сложившейся традиции они проходили в городе Суздале, с 14 по 16 мая. Участие в этих мероприятиях ведущих отечественных и зарубежных учёных, аудиологов и клиницистов является гарантией высокого уровня научной программы и плодотворного обмена информацией. Детально обсуждены все вопросы, касающиеся слуха, — это электрофизиология слуха, психоакустика, детская аудиология, дифференциальная и топическая диагностика нарушений слуха. Хирургии был посвящён целый день. Также рассматривалась проблема реабилитации больных с различными формами тугоухости и глухотой (слухоулучшающие и реконструктивные операции на ухе, слухопротезирование, кохлеарная имплантация).