Ирина Захарова: «Больной не должен страдать из-за некомпетентности доктора» №2(55), 2012 год
Кафедра педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования является учебным, научным и методическим центром дополнительного профессионального образования для практических врачей. Ее научно-исследовательская деятельность нацелена на повышение качества медицинской помощи, разработку современных подходов к лечению, профилактике, диагностике заболеваний. В беседе с профессором И.Н. Захаровой мы коснулись многих вопросов, чрезвычайно актуальных для современной медицины.
— Ирина Николаевна, какой момент своей биографии вы считаете знаковым, определившим ее творческое начало?
— Это довольно романтичная история. Соседку моей мамы по палате в роддоме (я уже вовсю просилась на свет) звали Ириной, и она была… врачом. И это имя, и его обладательница очень понравились маме, вот она и назвала так свою родившуюся дочку.
— Выходит, судьба?
— Сколько себя помню, всегда мечтала быть врачом, чтобы помогать людям, поэтому поступление в Куйбышевский медицинский институт было закономерно. Училась увлеченно, с вдохновением, да и подготовка студентов в нашей alma-mater всегда отличалась высоким уровнем. Я всегда была отличницей и, так сложилось, попала в группу, состоявшую из одних отличников.
Никогда не забуду того духа здоровой состязательности, когда каждый из нас стремился к новым знаниям и умениям. Многие мои однокурсники сделали себе имя, стали известными в профессиональных кругах величинами. Именно в студенческие годы определяющим критерием значимости человека для меня стали его профессиональная состоятельность и трудолюбие.
— Вы прирожденный педиатр?
— Скорее, здесь распорядился счастливый случай. Всегда собиралась посвятить себя терапии, но нам, офицерским женам, приходится много переезжать, жить в военных гарнизонах, где нелегко устроиться на работу. Когда мы жили в советском еще Казахстане, мне предложили одну-единственную свободную ставку педиатра. Работа с детьми увлекла, захотелось и дальше совершенствоваться в этом направлении. На кафедру педиатрии при Центральном институте усовершенствования врачей я пришла уже состоявшимся врачом-практиком с девятилетним стажем работы, успевшим поездить по стране и поработать за рубежом. Это было в 1988 году. С тех пор моя жизнь связана с кафедрой, наполнена преподавательской, практической и научно-исследовательской деятельностью, посвященной почечной патологии и диагностике заболеваний у детей. Повезло мне и с коллективом, и с научным руководителем, профессором Н.А. Коровиной, которая долгое время руководила нашей кафедрой, а ныне является научным консультантом кафедры.
— Расскажите о приоритетных направлениях деятельности кафедры.
— Выдающийся российский врач Г.Н. Сперанский, с именем которого связано становление нашей кафедры (кстати, в этом году ей исполняется 80 лет), утверждал, что каждый врач должен постоянно учиться, перманентно повышать свою квалификацию и, чтобы не отстать, в день прочитывать не менее 16 научных статей. Но это требование для врача-практика чрезмерно и нереально. На помощь приходит система последипломного образования. Преподаватели аккумулируют и систематизируют всю новейшую информацию и передают ее практическим врачам, приезжающим каждые пять лет на занятия.
Кафедра педиатрии располагает отработанными технологиями и опытом подготовки врачей. Наша научно-исследовательская деятельность направлена на повышение качества медицинской помощи, совершенствование послевузовского и дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения, разработку современных подходов к лечению, профилактике, диагностике заболеваний.
В разные годы на кафедре работали ведущие педиатры страны, выдающиеся ученые — академики Ю.Е. Вельтищев, В.А. Таболин, профессора Д.В. Матвеев, С.Г. Звягинцева, М.С. Игнатова. У нас созданы мощные научные школы — нефрологии и гастроэнтерологии. В 1961–1966 годах кафедру возглавляла профессор Р.Л. Гамбург — прекрасный клиницист, известный педиатр и педагог. С 1984 по 2008 год заведовала кафедрой известный педиатр Нина Алексеевна Коровина, которая сохранила традиции кафедры. Поскольку педиатрия является широким полем деятельности, мы изучаем проблемы вскармливания здорового и больного ребенка, исследуем нарушения системы пищеварения, среди которых так часто встречаются такие проявления, как срыгивания, запоры, кишечные колики, пищевая аллергия и значительное число связанных с этими состояниями патологий — анемии, рахита и т.д. В центре нашего внимания находятся комплексные проблемы, выходящие за рамки одной специализации, будь то нефрология или гастроэнтерология.
— Какие новые методы работы применяются на кафедре?
— Постоянно развивающиеся творческие контакты с зарубежными коллегами дают качественное ускорение преподавательской и исследовательской работе. Мы долго находились по разные стороны водораздела, теперь наверстываем упущенные возможности. Считаю большим достижением начавшиеся в прошлом году субботние образовательные семинары, продолжающиеся в течение целого дня. Каждое занятие посвящается встрече с мировой медицинской знаменитостью. У каждого врача есть возможность задать любой вопрос, воспользовавшись помощью профессионального переводчика.
Например, недавно нас посетил американский профессор Джон Вандерхуф. Темой обсуждения стала пищевая аллергия у детей. Выступал у нас итальянский ученый Карло Джельметти, один из основателей европейской ассоциации специалистов, занимающихся проблемой атопического дерматита. Подобные семинары объединяют аудиторию из 200 специалистов, которые имеют прекрасную возможность получить информацию из первых рук.
Однако теорию обогащает практика. Я сторонник занятий, которые проходят в интерактивном формате. Памятуя об этом, используем на занятиях новые симуляционные технологии. Кафедра оснащена тренажерами-фантомами, на которых идет отработка мануальных навыков специалиста. Для закрепления теоретических знаний и развития клинического мышления врач выполняет практические задания: на основании данных конкретной истории болезни перед всей аудиторией ставит диагноз и выбирает адекватную программу лечения.
Преподавание для практического врача в корне отличается от подготовки студента. У нас проводятся комплексные лекции, на которых обсуждаются проблемы, например, заболевания верхних отделов ЖКТ. Азбучные истины не берутся в расчет, нас интересует глобальная проблема. В этом заключается особенность последипломного образования.
Я глубоко убеждена, что больной не должен страдать из-за некомпетентности доктора. Врач обязан постоянно учиться, чтобы быть на высоте.
— Как выстраивается работа на кафедре?
— Работа на кафедре складывается из трех составляющих: педагогической, лечебной и научной. Мы проводим обучение врачей — курсы по педиатрии, детской гастроэнтерологии, нефрологии, кардиологии. Ежегодно к нам приезжают более 700 врачей, и сами мы выезжаем с лекциями во многие города страны. Мы поддерживаем стремление своих курсантов тиражировать, дальше распространять полученные у нас знания. Такие контакты чрезвычайно важны, и их развитию способствует созданная по нашей инициативе Ассоциация педиатрических кафедр последипломного образования.
Клинической базой кафедры является многопрофильная Тушинская детская больница г. Москвы, построенная почти 30 лет тому назад специально как практическая база для полутора десятков кафедр РМА последипломного образования. Особенно приятно, что в настоящее время главным врачом является наш коллега – профессор Исмаил Магомедович Османов. Наша кафедра курирует отделения патологии новорожденных, грудного возраста, гастроэнтерологии, нефрологии и специальное отделение, куда поступают пациенты с артериальной гипертензией, болезнями суставов. По мере надобности сотрудники и клинические ординаторы консультируют наиболее сложных пациентов, в том числе в отделениях реанимации.
Мы проводим научно-исследовательскую работу по изучению актуальных проблем гастроэнтерологии, нутрициологии, аллергологии, нефрологии, кардиологии, пульмонологии. Особое внимание уделяем патологии детей раннего возраста.
Научно-исследовательская деятельность проводится не только на базе Тушинской детской больницы, но и в подшефных заведениях, например, в пансионе воспитанниц Минобороны, в некоторых санаториях.
Мы делаем все для усовершенствования последипломного образования. Врачи, прошедшие у нас обучение, приобретают полновесный багаж современных медицинских знаний. На кафедре сформировался хороший творческий коллектив. Своих коллег я искренне люблю и считаю их единомышленниками.