Медицинский колледж № 4: обучение и воспитание — две составляющие одного процесса №3(53), 2011 год
О традициях медколледжа № 4 можно рассказывать очень долго, потому что в его многолетней истории очень много интереснейших страниц. Но еще больше можно говорить о его сегодняшней жизни. Выпускников колледжа хорошо знают во многих клиниках Москвы, ими дорожат как профессионалами и как людьми, понимающими, что к пациенту надо относиться с состраданием и вниманием. С 2011 г. образовательный процесс в колледже организован в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Об этом и о многом другом рассказывает директор колледжа, кандидат педагогических наук Марина Маргаева.
— Наша история начинается с 1955 г. Учреждение организовано на базе 52-й больницы, обучение в нем велось по очно-заочной (вечерней) форме обучения. В 1958 г. было построено здание на ул. Академика Курчатова (тогда — ул. Бодрая), появились специальности «Сестринское дело», «Акушерское дело» по очной форме обучения. В 1972 г. к ним присоединилось «Лечебное дело». Медицинским колледжем мы стали в 2008 г.,
а до этого в 60–80-е годы на базе 18-го училища осуществлялась подготовка иностранных граждан, выходцев из Индии, стран Африки. Наши зарубежные выпускники и сейчас приезжают к нам, чтобы вспомнить свою студенческую юность. Они работают в Канаде, Америке, и многие обращаются к нам за подтверждением самого факта и деталей обучения: количество часов, названия практик и пр.
— А что изменилось для вас с присвоением училищу статуса колледжа?
— Колледж — это учебное заведение, которое реализует программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. Статус колледжа присваивается Распоряжением Правительства Москвы. У нас ведется базовая подготовка медицинских сестер и углубленная подготовка по лечебному и акушерскому делу. Выпускники по специальности «Лечебное дело» способны работать при наличии опыта самостоятельно, они осуществляют диагностическую и лечебную деятельность, неотложную помощь на догоспитальном этапе, профилактическую и медико-социальную деятельность. Эта специальность серьезная и предполагает наличие многих знаний и умений. Эту профессию выбирают осознанно. Юноши, которые приходят учиться по этой специальности, подлежат призыву в армию и, отслужив, возвращаются к нам, мы их не теряем. На моей памяти не было таких ребят, которые бы к нам не вернулись.
— Марина Павловна, вы руководите учебным заведением с 2006 г. Какие перемены, на ваш взгляд, происходят сейчас в отношении общества к средним медицинским профессиям?
— Я считаю, за последние годы престиж профессии среднего медицинского работника поднялся. В 1990–2000-е гг. она, что называется, не котировалась, и зарплата была низкая. На самом же деле наши профессии нужные, важные и требуют не только профессиональных, но и личностных качеств: человек, не имеющий в душе милосердия и сострадания, не состоится как специалист.
В настоящее время престиж профессии повысился, и об этом свидетельствует очень интересный факт. Люди, в свое время ушедшие из профессии и утратившие дипломы, так как считали, что они больше им не потребуются, в последние два — три года усиленно восстанавливают документы о своем образовании. Они возвращаются к своему делу: в соответствии с отношением общества к специалистам среднего медицинского звена поменялось и их мировоззрение.
— Как оценивают ваших выпускников работодатели?
— Приведу примеры из документов для аккредитации, которую учебное заведение прошло в сентябре этого года, в них есть отзывы работодателей о наших выпускниках:
«Выпускников вашего колледжа выгодно отличают хорошая теоретическая и практическая подготовка, дисциплинированность, трудолюбие, стремление к приобретению новых знаний и умений. Молодые специалисты в короткие сроки адаптировались в поликлинике» (Детская городская поликлиника № 39).
«Выпускники подготовлены в соответствии с современными требованиями, владеют манипуляционной техникой, знаниями инфекционного контроля, требованиями санитарно-эпидемиологического режима, и это позволяет им быстро адаптироваться на рабочих местах» (ГКБ № 52, наша основная клиническая база).
Отмечают, что наши выпускники, общаясь с пациентами и их родственниками, оказывают им реальную психологическую поддержку, 33-я детская городская поликлиника, КВД № 27, Родильный дом № 26, ГКБ № 67. Это заслуга не только наша, но и лечебных учреждений, которые вносят неоценимый вклад в подготовку компетентных специалистов.
У нас вообще существует очень тесное взаимодействие с нашими потенциальными работодателями. На уровне Департамента здравоохранения города Москвы в тесном сотрудничестве с лечебно-профилактическими учреждениями проходят конкурсы как среди профессионалов, так и среди выпускников. На базе нашего колледжа ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Лучший фельдшер скорой и неотложной помощи» в рамках городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера». В наших стенах в 2010 г. под эгидой Департамента здравоохранения города Москвы проходил ежегодный общегородской конкурс «Преподаватель года». Как видите, жизнь у нас очень интересная. В принципе человек и должен заниматься делом, которое ему интересно, тогда все у него получится.
— Я понимаю, что проблем у руководителя хватает: ремонт, оборудование и т. д. А какие моменты вас больше всего радуют?
— Очень радостно бывает 1 сентября смотреть на первокурсников, сидящих в актовом зале. Когда я начинала здесь работать, конкурса при зачислении нового набора студентов не было никакого, а теперь у нас есть конкурс на поступление, и серьезный: от двух до четырех человек на место. Радует хорошее воспитание, хорошие знания и умения студентов. Приятно, когда студенты не только занимаются непосредственно учебным процессом, но и ходят на занятия спортивных секций, участвуют в работе студенческого научного общества, в художественной самодеятельности — иными словами, духовно, физически, творчески развиваются как личности. Мы не забываем о мероприятиях, связанных с возможностью патриотического, нравственного воспитания, плодо-творно сотрудничаем с Управлением Департамента семейной и молодежной политики в СЗАО города Москвы.
— Несколько слов о преподавателях.
— Наши преподаватели тесно взаимодействуют между собой. У нас есть методическая служба, которая объединяет педагогов буквально с первого дня их работы. В деле повышения уровня педагогического мастерства очень важна роль Департамента здравоохранения. Уровень преподавательского состава в колледже высокий. Что касается личностных качеств, то равнодушные люди здесь работать не могут. В последние три года заметно повысился интерес к преподаванию у молодежи — у нас много молодых преподавателей.
— С чем сейчас в первую очередь связаны ваши ожидания, ваши надежды?
— С этого года мы осуществляем подготовку по новым Государственным образовательным стандартам (это уже ФГОС СПО 3-го поколения). А это значит, разрабатывается новое учебно-методическое обеспечение — очень большая работа для всего педагогического коллектива. Хотелось бы, чтобы училища и колледжи все без исключения осуществляли международное сотрудничество — направленное прежде всего на повышение качества подготовки специалистов.
В нашей работе рука об руку идут воспитание и обучение, и нельзя сказать, какая из составляющих важнее. В этом я тоже вижу перспективу для развития — углубление воспитательных моментов нашей работы, в том числе в патриотическом плане. Наш округ и район Щукино имеют большое количество улиц, названных именами маршалов, военачальников. У нас в здании есть две просторные лестницы, и мы решили расположить на них портретную галерею «С чего начинается Родина» и рассказать о заслугах каждого героя, военачальника. Нам радостно, когда студенты с душой, неформально поют патриотические песни. Вы знаете, как они поют песню «Дорогая моя столица»! У меня внутри все замирает. А ведь, казалось бы, это песня не их поколения! Но всех нас связывает что-то общее, общая страна, и мы понимаем, как это здорово. Огромное культурное и историческое наследие России влияет на студентов очень положительно, и это надо задействовать в большей степени, чем сегодня.