Ирина Макарова: «Мы постоянно работаем на перспективу!» №4(47), 2010 год
Первые постоянно действующие курсы для работников здравоохранения в Кирове были открыты в 1959 году и изначально представляли собой подготовку специалистов по узким специальностям. Дальнейшее развитие здравоохранения и новшества по аттестации и сертификации средних медицинских работников предъявили очень высокие требования к качеству работы медицинского персонала и его последипломному образованию.
С этой целью в 1995 году курсы были преобразованы в базовое училище повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, которое в 2004 году стало Кировским областным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников здравоохранения. В настоящее время одним из структурных подразделений Центра является факультет повышения квалификации специалистов со средним профессиональным образованием, объединяющий хирургическое, терапевтическое и педиатрическое отделения, а также отдел комплектования и сертификации, где проводят изучение потребности лечебно-профилактических учреждений в направлениях последипломной подготовки. Подробнее о жизни ГОУ ДПО «Кировский областной центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников здравоохранения» рассказала его директор Ирина Макарова.
— Ирина Геннадьевна, в прошлом году ваше учреждение отметило 50-летний юбилей. Наверняка за полувековую историю менялось многое?
— Безусловно, и многие перемены были к лучшему. За 50 лет своего существования адрес Центра менялся пять раз, и сегодня обучение медицинских работников проходит в трёх учебных корпусах площадью более 3 тыс. кв. м. Оборудованы 15 учебных аудиторий для проведения лекционных занятий, два компьютерных класса, каждый на 10 рабочих мест, две учебные лаборатории для специалистов лабораторной диагностики, кабинеты для проведения практических занятий по неотложной помощи, медицинскому массажу, сестринскому делу, трансфузиологии. Впервые в истории Центра удалось выделить помещение для библиотеки, которая сейчас пополняется, и оборудовать актовый зал. А главное, сложился опытнейший коллектив профессионалов с высшей и первой квалификационными категориями. Четыре наших сотрудника являются выпускниками факультетов высшего сестринского образования и весьма успешно работают.
— Получается, Кировский центр последипломного образования — развивающееся учреждение. А для таких команд важны планы на будущность.
— Совершенно верно, мы постоянно работаем на перспективу. В этом заключается специфика последипломного образования, которое является не только развивающим, но и опережающим. Работать на опережение — такая задача поставлена перед нами нацпроектом «Здоровье». В последние годы в здравоохранении произошли серьёзные изменения. Впервые реформирование медицинской отрасли сопровождается изменениями в оплате труда, особенно в первичном звене, и значительными материальными вливаниями для оснащения современным оборудованием, новой диагностической техникой.
Эти факторы стали причиной высокой востребованности последипломной подготовки, что повлекло за собой резкое увеличение количества специалистов первичного звена, повысивших свою квалификацию в стенах нашего образовательного учреждения, а оснащение новым оборудованием обусловило проведение таких циклов, как «Лабораторное дело в рентгенологии», «Ультразвуковая диагностика» и др. Коллектив Центра придаёт большое значение образованию «через всю жизнь» и постоянно работает над совершенствованием учебного процесса, форм и методов обучения, контроля качества знаний, умений и навыков, поддерживает связь с практическим здравоохранением.
— А как вы охарактеризуете подготовку сестёр общей практики?
— Реформа амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения России предъявляет новые требования к профессиональной подготовке медицинских сестёр общей практики. Круг проблем, которые должна решать медицинская сестра общей практики, гораздо шире, чем у участковой медсестры. Это требует специальной профессиональной подготовки и переподготовки медицинских сестёр общей практики. Созданная новая учебная программа предусматривает не простое наращивание знаний и увеличение числа дисциплин, а подготовку специалистов с «разным уровнем категорий и функций, которые предусматривают право принятия самостоятельных решений». В 2003 году правительством Кировской области утверждена целевая программа «О поэтапном переходе к системе „ врач общей практики“ в Кировской области», во исполнение которой началась подготовка кадров. С 2004 года в Кировском областном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников здравоохранения по образовательному стандарту «Общая практика» подготовлено 158 медицинских сестёр. В настоящее время в области с 51 врачом общей практики работают более 100 медсестёр общей практики, которые в большинстве своём являются равноправными партнёрами в отделениях врачебной общей практики.
— В последнее время остро встал вопрос старения нации, в связи с этим развивается ли гериатрическое направление в рамках последипломного образования в Кировской области?
— Безусловно. У нас с 2003 года проводятся сертификационные циклы усовершенствования с тематикой «Социальная помощь лицам пожилого и старческого возраста». На данный цикл зачисляются медицинские сёстры, оказывающие помощь лицам пожилого и старческого возраста в учреждениях здравоохранения и социальной защиты. Для успешной работы гериатрической медсестре нужна специальная подготовка по вопросам геронтологии и гериатрии. Она должна знать клинические проявления наиболее частых у пожилых больных заболеваний, принципы их лечения, особенности ухода за людьми преклонного возраста. Иметь основные навыки физической и психологической реабилитации, направленной на поддержание здоровья и способности к самообслуживанию. Кроме того, необходимы знания основных законодательных актов, регулирующих права и обязанности пожилых граждан, структуру и характер деятельности учреждений, оказывающих им помощь. Все эти темы включены в программу данного цикла. Практические занятия организуются на базе отделений областного гериатрического центра, областного госпиталя для ветеранов войн, дома-интерната для престарелых и инвалидов. За период 2003—2008 годов на базе Центра проведено шесть циклов усовершенствования по данной теме. Интерес к программе цикла возрастает, на что указывает увеличение количества обучающихся с 10 (2003) до 35 человек (2008). За последние три года сертификат специалиста «Сестринское дело» получили 99% медицинских сестёр, из них 67% первично. Средний балл на сертификационном собеседовании составил 4,4, что говорит о высоком уровне постдипломной подготовки и мотивации слушателей к обучению.
— Ирина Геннадьевна, какую роль играет социальное партнёрство в реализации образовательных целей учреждения и какие связи наиболее эффективны?
— Сегодня жизнь Центра невозможна без широких связей с государственными и общественными организациями, обеспечивающими его научную, социально-правовую и материальную поддержку. Развитие социального партнёрства позволяет повысить качество последипломного образования, подготовить специалиста к новому виду деятельности в здравоохранении, помочь в освоении новых технологий в диагностике, лечении, уходе за пациентами, что улучшает его положение на рынке труда и делает востребованным и конкурентоспособным. Сегодня нашими партнёрами являются областные, муниципальные, ведомственные учреждения здравоохранения, частные медицинские центры, аптечные, образовательные и учреждения здравоохранения Роспотребнадзора. К нам приезжают специалисты и из соседних регионов.
Наиболее эффективно, на наш взгляд, сотрудничество с лечебно-профилактическими учреждениями, которые определяют приоритетные направления последипломной подготовки работающих специалистов. Особо продуктивным является сотрудничество с подразделениями государственной службы занятости, которое позволяет трудоустроить высвобождающиеся в результате оптимизации здравоохранения кадры после их подготовки к новым видам деятельности. На базе Центра с 2002 года работает областная аттестационная комиссия Департамента здравоохранения по аттестации. Это сотрудничество позволило предъявить единые требования к уровню профессиональной подготовки специалистов среднего звена при проведении аттестации, определить роль организаторов сестринского дела — главных и старших медсестёр — в подготовке к аттестации, разработать требования к отчёту по аттестуемой специальности.