Судовая медицина Южного окружного медицинского центра: развитие и совершенствование №3(46), 2010 год
Южный окружной медицинский центр — одно из старейших лечебно-профилактических учреждений Юга России, основанное в 1928 году в качестве «лечебницы» при Ростовском порте. По Распоряжению Правительства РФ от 10 сентября 2008 года № 1300-р является подведомственным учреждением Федерального медико-биологического агентства.
Сегодня ФГУ ЮОМЦ ФМБА России — одно из крупнейших учреждений федерального подчинения на Юге России, имеющее 11 филиалов в четырёх субъектах РФ общей мощностью 945 коек, в том числе крупные клинические больницы в Ростове-на-Дону и Астрахани. Численность обслуживаемых его филиалами контингентов составляет 137 823 человек. Центр располагает мощной лечебно-диагностической базой, оснащён современным дорогостоящим медицинским оборудованием, в нём планомерно ведётся работа по освоению и внедрению новых, преимущественно высокотехнологичных, методов диагностики и лечения.
Основной задачей деятельности учреждения является оказание медицинской помощи прикреплённому контингенту ФМБА России, одно из важных направлений — развитие и совершенствование судовой медицины. На протяжении многих лет в ЮОМЦ существует система оказания медицинской помощи на судах во время рейсов для экипажей и пассажиров судовыми врачами. На сегодняшний день 13 судовых врачей работают на туристических теплоходах и 6 судовых врачей — на буровых платформах в Каспийском море. Перед каждой навигацией судовые врачи и дублёры проходят обучение на курсах информации и стажировки по разделу «Судовая медицина».
Все судовые медпункты укомплектованы медикаментами, необходимым инструментарием, укладками скорой помощи, кислородными аппаратами, ЭКГ-аппаратами, носилками, комплектами шин и т.д. Ежегодно проводится анализ работы судовых врачей, ставятся задачи на следующий период. В 2009 году за навигацию судовыми врачами выполнено 80 625 посещений, в том числе первичных — 3566 (31,4% — посещения пассажиров, 68,6% — членов команды). Зарегистрировано 2983 заболевания (острых — 1947, обострения хронических — 1036, 57 случаев неотложной хирургии и 33 эпизода, требующих оперативного вмешательства). В береговые ЛПУ с теплоходов госпитализировано 40 человек, в т.ч. 1 человек — в инпорт; 71 пациент направлен на консультации.
Основная работа судовых врачей профилактическая. Ежедневно проводятся предвахтенные осмотры судоводителей, осмотры работников судового пищеблока. Проводятся реабилитационные мероприятия. Неотложная помощь оказывается в полном объёме. Из 33 случаев, требующих оперативного вмешательства, 14 операций осуществлено на судах. Достаточно много было обращений интуристов по поводу различных хронических заболеваний. Большая работа проводится по санитарно-противоэпидемическому обеспечению теплоходов, позволяющая предотвращать случаи кишечных заболеваний и пищевых отравлений.
ФГУ ЮОМЦ ФМБА России обладает уникальным опытом оказания медицинской помощи на самоходных плавучих буровых установках (СПБУ). Судовые врачи Центра работают вахтовым методом (смена врачей — два раза в месяц; вертолётом) на двух нефтегазовых платформах СПБУ «Астра» и п/з № 1 «Икорный» в Каспийском море.
За 2009 год к судовым врачам СПБУ выполнено 1160 посещений (первичных — 689 случаев). Как показывает анализ, ведущее место занимают заболевания органов дыхания и верхних дыхательных путей (28,5%), на втором месте — заболевания нервной системы (21,7%), на третьем — желудочно-кишечного тракта.
В прошедшем году на СПБУ наблюдалось 29 случаев травматизма, что на 10% меньше по сравнению с 2008 годом. Проведено 1495 медицинских осмотров, включая предрейсовые, предвахтенные и медосмотры прибывших на СПБУ представителей сервисных компаний. Основная работа судовых врачей — профилактическая, санитарно-противоэпидемическая, реабилитация и лечение экипажа. Кроме того, одной из важнейших задач является обеспечение постоянной готовности к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. При задействовании плана по ликвидации последствий ЧС основными задачами медслужбы СПБУ являются:
— обеспечение постоянной готовности и эффективной работы медицинского пункта и пунктов оказания неотложной медицинской помощи на СПБУ;
— участие в подготовке и обеспечении готовности личного состава СПБУ к работе в чрезвычайных ситуациях;
— ознакомление с источниками чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля над ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
— участие, совместно с должностными лицами по охране труда и здоровья работников, в прогнозировании и оценке медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на объекте;
— внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи на СПБУ;
— разработка и обеспечение системы медицинской эвакуации пострадавших с СПБУ, в т.ч. используя медицинские ресурсы тех государств и регионов, где СПБУ фактически проводит работы;
— подготовка, повышение квалификации и аттестации врачей по вопросам неотложной медицинской помощи (общая врачебная практика, морская медицина, экстренная медицина, медицина катастроф, специализированные курсы в области безопасности для жизни и здоровья);
— содержание и рациональное использование медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— международное сотрудничество в области медицины чрезвычайных ситуаций.
Эффективность медицинской помощи при возникновении аварийных ситуаций на СПБУ во многом зависит от правильной организации работы в медицинском пункте. Это достигнуто за счёт чёткого планирования и тренинга действий врача и приданного личного состава при возникновении экстремальных ситуаций, эффективной организации спасательно-эвакуационной работы смежных служб как на самой буровой, так и береговых служб, проведения всех видов учебных тревог перед каждым этапом работ с задействованием всех береговых служб; высокой квалификацией врачей и наличием у них необходимого опыта и психологической подготовки.
Наличие большого количества трапов, труднодоступных помещений, площадок, находящихся на высоте, предъявляет особые требования к конструкции применяемого оборудования для транспортировки пострадавших в медпункт. К ним относятся специальные иммобилизационные носилки, специальные люльки, для перемещения которых используются подъёмные краны и внешние подвески вертолётов без риска причинения дополнительного вреда пострадавшему.
Невозможно полностью исключить риск возникновения аварийных ситуаций и катастроф. Но всегда необходимо стремиться к совершенствованию превентивных мер и повышению уровня оказания неотложной медицинской помощи.
Врач на СПБУ «Астра» имеет всю необходимую информацию, содержащую описание возможных рисков на данном объекте, перечень наиболее опасных работ для жизни и здоровья экипажа и рабочих групп, сведения об используемых или хранимых химических реагентах с информацией от сервисных компаний об их опасных свойствах, порядок реагирования при возникновении угрозы для людей со стороны описанных факторов, антидотную терапию, содержание мероприятий медпомощи до момента эвакуации с СПБУ.
Медработники проводят занятия с членами экипажа по оказанию неотложной медицинской помощи. Все сотрудники СПБУ «Астра», а это более 120 человек, прошли обучение в международном учебном центре YKK по базовому курсу безопасности для работников морских нефтегазовых объектов. Помимо начальных навыков действий в ЧС, люди получают знакомство с реальными опасностями, сопровождающими аварии, что снижает вероятность паники и бездействия.
Внедряются новые методы координации действий с береговыми службами, дистанционной медицины (электронная пересылка анализируемых физиологических параметров и др.).
Постоянное совершенствование системы охраны труда и здоровья плавсостава, работников СПБУ является предметом повышенного внимания со стороны руководства Центра. По инициативе ФГУ ЮОМЦ ФМБА России возобновляется работа судовых врачей на ледоколах, приписанных к Таганрогскому филиалу ФГУП «Росморпорт» в условиях ледовой навигации.