Инновации — основа развития БОУ ОО ЦПК РЗ №2(45), 2010 год
Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Центр-училище повышения квалификации работников здравоохранения» более 20 лет осуществляет последипломную подготовку и допуск к профессиональной деятельности (сертификацию) специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Является единым координирующим, научно-методическим центром последипломного образования и одним из крупнейших учреждений данного профиля в России. Ежегодно здесь проходят обучение более 8000 специалистов по 26 специальностям и 208 образовательным программам. О работе Центра мы беседуем с его руководителем Натальей Крючковой.
— Наталья Юрьевна, в последние годы всё чаще говорят об инновациях в здравоохранении, образовании. Какие инновационные направления реализуются в деятельности возглавляемого вами учреждения?
— Прежде всего, это системный и процессный подходы в управленческой деятельности. Нами сформированы, постоянно совершенствуются системы управления образовательным процессом, качеством образования, персоналом, экономическим развитием и финансами, материально-техническим обеспечением, маркетингом образовательных услуг. Данные подходы позволяют оптимизировать образовательную деятельность с целью повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг, а также создание сплочённого коллектива, команды, способной решать задачи различной сложности в меняющихся условиях. В последние годы мы активно работаем над проблемой реализации системы управления инновационными проектами и управления взаимодействием с социальными партнёрами. Учреждением успешно реализуются три инновационных проекта: «Внедрение и развитие системы менеджмента качества»; «Развитие системы непрерывного профессионального образования»; «Развитие информационной среды учреждения». В реализацию инновационных проектов вовлечены все преподаватели и сотрудники учреждения, что позволяет эффективно использовать не только кадровый ресурс учреждения, но и достичь определённых результатов.
Так, в ноябре 2009 года система менеджмента качества учреждения одной из первых в Омске была сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
— Особенность вашей работы — оперативное реагирование на потребности заинтересованных сторон.
— Вы правы. Тематика образовательных программ определяется по заказу Министерства здравоохранения Омской области, учреждений здравоохранения и нашими предложениями. В образовательном процессе активно используется опыт других образовательных учреждений данного профиля, в том числе зарубежный. Но и мы щедро делимся своим опытом с коллегами из других регионов.
Мы готовы предложить на рынке образовательных услуг не только те программы, которые нужны специалистам сейчас, но и те, что им потребуются завтра и даже, может быть, послезавтра. Маркетинговая политика на рынке медицинского последипломного образования только формируется.
На сегодняшний день нашими преподавателями совместно со специалистами практического здравоохранения разработано более 50 программ тематического усовершенствования по актуальным вопросам здравоохранения и деятельности сестринского персонала. Так, например, в 2009 году по поручению Министерства здравоохранения Омской области разработаны программа для обучения медицинских сестёр, работающих в Центрах здоровья по формированию здорового образа жизни у населения, программа «Организация онкологической помощи населению».
Реализация инновационного проекта «Формирование системы непрерывного профессионального образования» позволяет в течение ряда лет успешно проводить ежемесячные семинары для работников учреждений здравоохранения: «Школа медицинской сестры», «Школа акушерки», «Школа медицинских сестёр учебно-методических кабинетов учреждений здравоохранения», «Основы профилактической работы с населением», «Психология делового общения в сестринском деле», цикл семинаров по вопросам ранней диагностики и профилактики онкологических заболеваний. Информация, полученная на них, распространяется по каскадному принципу, используется в деятельности сестринского персонала учреждений здравоохранения, что, несомненно, влияет на качество оказания медицинской помощи населению.
Центр постоянно участвует в реализации международных образовательных проектов по каскадному принципу: «Оказание помощи больным и борьба с туберкулёзом и туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью в ЛПУ», «Лидерство в переговорах».
— Инновационный проект «Развитие информационной среды учреждения» выбран вами не случайно?
— Безусловно. За последнее десятилетие произошли позитивные качественные изменения в области информатизации образования вообще и в нашем Центре в частности. Целью проекта развития информационной среды учреждения является построение единого информационного пространства с целью перехода на качественно новый уровень в подходах и использовании информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день уже достигнуты определённые результаты: повышение эффективности управленческой деятельности в образовательном учреждении за счёт роста профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров; в образовательном процессе эффективно используются современные информационные технологии; разработаны необходимые программные продукты для осуществления образовательной деятельности, в том числе для дистанционного обучения.
— В чём, на ваш взгляд, заключается позитивный результат реализации Центром инновационных проектов?
— Прежде всего, на доверии и поддержке регионального Министерства здравоохранения, развитии эффективного социального партнёрства с учреждениями здравоохранения, профессионального образования, общественными профессиональными организациями. Расширение и укрепление социального партнёрства позволяет сотрудникам Центра быть в курсе последних достижений здравоохранения, событий в жизни медицинской общественности города, области и страны, принимать в них непосредственное участие. Двери нашего учреждения всегда открыты для специалистов учреждений здравоохранения, и мы гордимся тем, что многие уважительно называют его «Дом знаний». Всё это создаёт и обеспечивает соответствующий имидж БОУ ОО ЦПК РЗ как самостоятельного образовательного учреждения не только среди медицинских работников, но и на рынке медицинских образовательных услуг.