×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Работа, направленная на достижение стратегических целей и получение конкретных результатов №5(42), 2009 год

Жаксылык Доскалиев, министр здравоохранения Республики Казахстан

Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности государства, отражающим степень его ответственности перед своими гражданами. Долгосрочные ориентиры развития, укрепления и благополучия граждан были закреплены в 1997 году Стратегией развития Казахстана до 2030 года. Улучшение социально-экономического развития общества позволило поставить перед отраслью принципиально новые задачи, направленные на создание доступной и эффективной системы здравоохранения.

(О состоянии и перспективах развития здравоохранения Республики Казахстан)

Эффективность управления

В 2004 году принята Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы (далее — Государственная программа), разработанная во исполнение Послания главы государства народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». Государственная программа определила совокупность необходимых мер, направленных на развитие доступной, качественной, социально-ориентированной и экономически эффективной системы в Республике Казахстан.

В 2007 году завершена реализация I этапа Государственной программы, которая была направлена на масштабные инвестиции в отрасль: техническую модернизацию, развитие инфраструктуры, решались задачи укрепления первичной медико-санитарной помощи, формирования здорового образа жизни, повышения качества медицинских услуг.

В настоящее время развитие здравоохранения вступило в этап институциональных преобразований, развития кадрового потенциала, предоставления качественных медицинских услуг. Приоритетом становится профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Для повышения эффективности управления отраслью утверждён Стратегический план Министерства на 2009–2011 годы, на основе которого в регионах разработаны соответствующие стратегические планы. При этом достижение установленных показателей будет предусмотрено меморандумами между Министерством и акимами областей, ориентированными на конечный результат.

На основе Стратегического плана сформирован трёхлетний бюджет здравоохранения, в котором предусмотрены средства на расширение гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.

Продолжается развитие сектора высокотехнологичных услуг. В созданном по поручению главы государства Национальном медицинском холдинге в городе Астане помощь уже оказывают пять республиканских центров. Ежегодно будут получать стационарное лечение более 20 тыс. больных и консультативно-диагностические услуги около 500 тыс. пациентов. В 2010 году мы планируем завершить строительство ещё одного объекта — Республиканского научного центра кардиохирургии.

В целях усиления координирующей и контролирующей роли Министерства с начала текущего года восстановлена вертикаль службы санитарно-эпидемиологического надзора. Это позволит интегрировать службу в общественное здравоохранение и привести её деятельность в соответствие с международными требованиями. При этом будут оптимизированы структура и численность службы, планируется упразднить 18 учреждений.

В целях повышения автономизации организаций здравоохранения мы предполагаем их поэтапный перевод в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения. Руководители медицинских организаций будут более самостоятельны в своей административно-хозяйственной деятельности, в том числе в вопросах материального стимулирования персонала. Это, на наш взгляд, значительно повысит ответственность работников отрасли.

Для внедрения современных принципов управления необходимы кадры новой формации — менеджеры здравоохранения, и этот аспект, по мнению международных организаций, является одним из ключевых в дальнейшей реформе отрасли. 40 менеджеров здравоохранения прошли обучение в первом полугодии 2009 года и ещё 23 продолжают обучение.

С целью рационализации сети организаций здравоохранения в текущем году Правительством Республики Казахстан утверждён новый государственный норматив сети организаций здравоохранения. Данное постановление систематизирует и упорядочивает существующие медицинские организации здравоохранения.

Поэтапно решаются вопросы укрепления и совершенствования материально-технической базы объектов здравоохранения.

В текущем году была продолжена реализация мероприятий по проведению профилактических осмотров, лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан на амбулаторном уровне на льготных условиях.

С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи проводится поэтапное внедрение телемедицины в сельском здравоохранении. В одиннадцати регионах, внедривших телемедицину, проведено за первое полугодие 2009 года более 4700 телемедицинских консультаций.

В Казахстане улучшились основные демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, стабилизируются показатели материнской и младенческой смертности, отмечается устойчивое снижение ряда социально-значимых заболеваний: туберкулёза, злокачественных новообразований, инфекционной патологии, психических и наркологических расстройств, травматизма.

По итогам 2008 года отмечается повышение уровня рождаемости населения, который составил 22,75 на 1 000 человек населения (2007 год — 20,79), стабилизация показателя смертности — 9,74 на 1 000 человек населения (2007 год — 10,22), увеличение коэффициента естественного прироста населения до 13,01 на 1 000 населения (2007 год — 10,57).

Уровень ожидаемой продолжительности жизни в 2008 году составил 67,11 года (2007 год — 66,38 года).

Вопросы охраны материнства и детства

Вопросы охраны материнства и детства являются одними из приоритетных в социальной политике.

Несмотря на то что Казахстан преодолел негативную тенденцию снижения численности населения, всё ещё актуальной остаётся проблема детской и материнской смертности.

Продолжается укрепление материально-технической базы родовспомогательных и детских организаций республики. В приоритетном порядке приобретается оборудование для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, гинекологическим больным, детям и новорождённым.

В практику родовспомогательных организаций внедрены современные эффективные перинатальные технологии, проводится скрининг дородовой диагностики и профилактика врождённых и наследственных заболеваний у детей.

С целью совершенствования оказания медицинской помощи детям с 2007 года впервые в республике было проведено 28 уникальных операций по кохлеарной имплантации детям, страдающим тяжёлыми врождёнными и приобретёнными нарушениями слуха.

Продолжается реализация Программы по снижению материнской и младенческой смертности в Республике Казахстан на среднесрочный период, при этом особое внимание уделено вопросам дальнейшего внедрения международных подходов по сохранению здоровья матери и ребёнка, рекомендованных ВОЗ.

По итогам отчётного периода наблюдается положительная динамика, показатели материнской и младенческой смертности имеют тенденцию к снижению (показатель материнской смертности — 35,6 на 100 тыс. родившихся живыми в первом полугодии 2009 года против 36,9 за аналогичный период прошлого года, показатель младенческой смертности — 19,3 на 1 000 живорождённых против 21,3 соответственно).

Особое внимание — социально значимым заболеваниям

По гранту Глобального Фонда борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией внедряется новая модель менеджмента случаев туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью в г. Алматы, которая подтверждает приоритетность направления по вопросу диагностики и лечения устойчивых форм туберкулёза в Казахстане.

Таким образом, в ближайшие годы можно будет добиться существенного изменения эпидемиологической ситуации в стране при строгом соблюдении внедрения всех принципов стратегии ДОТС-плюс, то есть полного охвата обучением специалистов ПТУ, сеть ПМСП, КУИС; бесперебойным обеспечением качественными противотуберкулёзными препаратами I и II ряда, созданием системы инфекционного контроля.

Сравнительные данные по итогам первого полугодия 2008–2009 годов свидетельствуют о снижении показателя заболеваемости населения по республике на 13,1%.

В республике налажена система обеспечения больных сахароснижающими препаратами, средствами доставки и контроля диабета. Именно этим и объясняются большие финансовые затраты на поддержание жизни больного диабетом.

Успешно реализуется Программа по развитию кардиологической и кардиохирургической службы в Республике Казахстан на 2007–2009 годы. На её реализацию в 2009 году из средств республиканского бюджета выделено более 4 млрд тенге.

За первое полугодие 2009 года по республике выполнено 3324 коронарографий, 2642 кардиохирургических вмешательств.

Реализуется Программа о мерах по совершенствованию службы крови в Республике Казахстан на 2008–2010 годы. Создаётся эффективная система организации службы крови, решена проблема обеспечения государства современными компонентами и препаратами донорской крови, соответствующих стандартам качества.

В текущем году разработана и утверждена постановлением Правительства Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2009–2011 годы. В ней предусматривается комплекс мер, направленных на совершенствование системы лечения и реабилитации наркозависимых лиц, укрепление служб медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, подготовку и повышение квалификации специалистов системы здравоохранения, работающих в сфере предоставления услуг наркозависимым лицам.

Работа по снижению заболеваемости ВИЧ/СПИД проводится в соответствии с Программой по противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан на 2006–2010 годы, а также с соответствующими ведомственными и региональными программами.

По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, Республика Казахстан в настоящее время находится в концентрированной стадии эпидемии и уровень распространения инфекции среди населения не превышает 0,15%, что в пять раз ниже среднемирового показателя и в четыре раза — среднего уровня в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.

Единые стандарты

Одним из направлений реформирования здравоохранения является повышение эффективности государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств.

В текущем году началось внедрение единой системы дистрибуции лекарственных средств. Консолидация закупок на общегосударственном уровне привела к экономии бюджетных средств, снижению цен, увеличению доли казахстанского содержания и открытию новых экспорто-ориентированных производств.

Данная модель основывается на установлении государством фиксированных медианных цен на закупаемые лекарственные средства с учётом «региональных коэффициентов», связанных с издержками на доставку и реализацию медикаментов в каждом населённом пункте.

В целях совершенствования системы лекарственного обеспечения населения начата работа по внедрению формулярной системы, позволяющей оптимизировать систему рационального использования лекарственных средств.

Создана Государственная Фармакопея, которая устанавливает единые стандарты — как для отечественных, так и для зарубежных лекарственных средств. Единые стандарты позволят обеспечить надлежащее качество, а также решить вопрос конкурентоспособности отечественных лекарственных препаратов.

Совершенствование системы управления качеством медицинских услуг

С целью совершенствования системы управления качеством медицинских услуг проводится работа по внедрению современных методов управления качеством медицинских услуг. Организованы службы управления качеством медицинской помощи в организациях здравоохранения, проводится работа по развитию независимой экспертизы в области здравоохранения, с августа текущего года начата процедура аккредитации субъектов здравоохранения.

В настоящее время в банке данных независимых экспертов насчитывается более 200 аккредитованных экспертов по различным медицинским профилям и 14 общественных объединений. С 2009 года независимые медицинские эксперты активно привлекаются к проведению экспертизы качества медицинской помощи, целью их привлечения является обеспечение объективности и прозрачности медицинской деятельности.

Для обеспечения своевременного и качественного предоставления медицинских услуг, защиты прав пациентов практически во всех медицинских организациях внедрена система внутреннего аудита, одной из функций которых является рассмотрение жалоб пациентов на месте их возникновения.

Управление ресурсами

Продолжаются крупные преобразования в системе финансирования здравоохранения.

Благодаря поддержке главы государства, Правительства Республики Казахстан на развитие здравоохранения выделяются значительные финансовые средства, что позволило существенно улучшить медицинское обслуживание населения. Наша задача состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать предоставленные возможности.

Расходы здравоохранения на душу населения за последние годы также имеют определённый рост: от 12 298 тенге в 2005 году до 30 373 тенге в 2009 году.

С целью решения задач по формированию конкурентной среды оказания медицинских услуг, свободного выбора пациентом врача и медицинской организации, прозрачности и подконтрольности, исключения элементов коррупции, солидарной ответственности в вопросах охраны здоровья, ориентированности на результат, чёткого разделения функциональных полномочий республиканского и местного бюджетов, привлечения инвестиций в здравоохранение — создан проект Единой национальной системы здравоохранения.

Внедрение данной Системы позволяет максимально достигнуть соблюдения принципов межбюджетных отношений в части эффективности и результативности предоставления государственных услуг за счёт оплаты по результатам лечения, фактическим расходам, повышения эффективности управления ресурсами.

Качество образования и науки

В целях достижения качества медицинского и фармацевтического образования и науки в 2009 году продолжена реализация Концепций реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан и медицинской науки.

Проводится дальнейшее укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования и создание учебно-клинических центров при медицинских организациях образования. Проведена большая работа по обучению преподавателей медицинских вузов новым образовательным технологиям за рубежом (Израиль, Англия), а также внутри страны с приглашением ведущих иностранных специалистов в этой сфере.

Продолжается обучение казахстанских специалистов за рубежом: всего за период реализации Госпрограммы обучено более 1 тыс. человек, из них за первое полугодие 2009 года проходят обучение 18 специалистов.

Существенной поддержкой в реализации запланированных мероприятий является совместный со Всемирным банком Проект по передаче технологий и институциональной реформе в секторе здравоохранения.

Проект нацелен на создание условий для обеспечения высокого качества медицинских услуг и формирования конкурентоспособного здравоохранения на основе внедрения международных стандартов, развития кадровых ресурсов и инфраструктуры.

В целях законодательного обеспечения проводимых реформ Министерством в соответствии с поручением главы государства был разработан проект первого в странах СНГ Кодекса Республики Казахстан «О здоровье граждан и системе здравоохранения». С принятием Кодекса будет разработан комплект подзаконных актов, гармонизированных с нормами международного права.

Госпрограмма в действии

На данном этапе реализации Госпрограммы проводятся качественные преобразования, реформа системы здравоохранения направлена на решение таких задач, как реформирование первичного звена, больничного сектора, усиление кадрового и научного потенциала, поэтапный переход фармацевтического сектора к международным стандартам, повышение качества оказываемых медицинских услуг, совершенствование нормативной правовой базы отрасли.

В соответствии с Концепцией по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, Министерством ведётся работа, направленная на достижение стратегических целей и получение конкретных результатов, работа по обеспечению перехода от краткосрочного бюджетного планирования к среднесрочному, прозрачного распределения бюджетных средств и эффективного управления средствами в соответствии с приоритетами государственной политики в отрасли.