Еркин Дурумбетов: «Наша главная задача — улучшение здоровья населения Алматы» №5(42), 2009 год
— Еркин Ермекович, по каким направлениям развивается система здравоохранения города Алматы? И вообще, правомерно ли ставить вопрос о развитии медицины?
— Мы определили главные направления развития здравоохранения исходя из требований главы государства Нурсултана Назарбаева, озвученных на республиканском совещании 7 ноября 2008 года. Наша главная задача при этом остаётся неизменной — повышение доступности и качества медицинской помощи населению Алматы. А в конечном итоге это должно отражаться на укреплении здоровья жителей города, снижении смертности, увеличении продолжительности жизни. В рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения мы разработали свои программы — 5 отраслевых, 4 городские целевые программы и реализуется государственная программа «100 школ — 100 больниц».
— Еркин Ермекович, ориентируясь в первую очередь на итоги 2008 года и первой половины 2009 года, можно утверждать, что здравоохранение Алматы сделало очередные шаги по пути развития?
— В системе городского здравоохранения за последнее время произошёл, можно сказать, строительный бум. В декабре 2008 года закончилось строительство новой городской поликлиники № 20. Путём реорганизации городской клинической больницы № 4 создана самостоятельная поликлиника № 19. Открыта восьмая по счёту подстанция городской станции скорой медицинской помощи для жителей Ауэзовского и Алатауского районов. Организована работа новой городской стоматологической поликлиники. На базе лечебно-диагностического центра создана Школа сахарного диабета и кабинет «Диабетическая стопа». Замечу, что здравоохранение Алматы никогда прежде не развивалось такими темпами, не имело таких впечатляющих перспектив в связи с вводом в действие сразу целого ряда крупных современных объектов. Но и на перечисленных мною объектах укрепление материально-технической базы отрасли не завершается. В настоящее время в разных районах города идёт строительство восьми медицинских организаций, которые также должны повысить доступность и качество помощи населению Алматы.
— Интересно, что это за учреждения?
— Это также достаточно крупные медицинские учреждения, такие как больница скорой и неотложной помощи (срок сдачи — четвёртый квартал 2009 года), городская поликлиника на 500 посещений в смену (ввод в действие также четвёртый квартал нынешнего года), перинатальный центр на 150 коек, межрайонный противотуберкулёзный диспансер на 260 коек, многопрофильная больница на 300 коек для взрослых, детская многопрофильная больница на 200 коек. Кроме того, ведётся строительство ещё двух поликлиник на 200 посещений в смену. В рамках реализации программы «Дорожная карта» начат ремонт 21 объекта здравоохранения. В общем, нет никакого сомнения в том, что мы реализуем государственную программу «100 школ — 100 больниц».
— Между тем сегодня во всём мире сетуют на недостаток финансовых средств, на вынужденное сворачивание производства, на остановку работы на стройках. В Алматы же, наперекор кризису, идёт полномасштабное строительство медицинских объектов, которого, как вы говорите, город ещё не знал. По правилам этикета нехорошо интересоваться чужими деньгами, но всё же так и хочется спросить: где берёте средства на строительство многочисленных объектов здравоохранения, на ремонт уже действующих?
— В основном здравоохранение развивается за счёт средств местного бюджета. Бюджетные вложения в медицинскую отрасль возрастают с каждым годом. Достаточно сравнить 2008 и 2009 годы. В прошлом году на финансирование отрасли было выделено 20 млрд 839,9 млн тенге. В 2009-м — уже 22 млрд 924,7 млн тенге. Кроме того, мы получаем целевые трансферты из республиканского бюджета. Так, в прошлом году они составили 1 млрд 520,8 млн тенге, на 2009 год для нас запланированы трансферты в объёме 2 млрд 787, 9 млн тенге. В итоге бюджет этого года в целом вырос на 15% — до 25,7 млрд тенге. Это без учёта средств, выделяемых из бюджетов различных уровней на сейсмоустойчивость действующих объектов здравоохранения и строящихся.
— В современном здравоохранении особый акцент делается на усилении диагностической службы. Ни один самый высококвалифицированный врач не рискнёт поставить диагноз, не имея на руках результаты УЗИ, компьютерной томографии, магнито-ядерного резонанса и т. д. Как вы оцениваете уровень оснащения учреждений здравоохранения Алматы современным диагностическим и лечебным оборудованием?
— Без оснащения современным диагностическим и лечебным оборудованием и речи быть не может о развитии системы здравоохранения. Поэтому одновременно с вводом новых медицинских учреждений мы стремимся оснащать их и самым современным оборудованием. Особый акцент делается на модернизации учреждений первичной медицинской помощи населению. За счёт средств местного бюджета для ЛПУ первичной медицинской помощи в этом году закуплено медицинское оборудование на 48 млн тенге, для службы скорой медицинской помощи — на 9 млн тенге, для городских больниц — на 290 млн тенге, для городского кардиологического центра — на 21,7 млн тенге.
— Еркин Ермекович, усилия, направленные на развитие отрасли здравоохранения Алматы, уже дали ощутимые результаты? Я имею в виду, конечно же, улучшение показателей здоровья населения, увеличение продолжительности жизни. В общем, основные демографические показатели, по которым с высокой долей объективности можно судить и об уровне оказания медицинских услуг населению.
— Основные показатели здоровья населения как основной индикатор эффективности работы системы здравоохранения за 2008 год, за первое полугодие 2009 года характеризуются позитивно. Как и во всём мире, в Республике Казахстан преждевременная смертность населения связана в первую очередь с двумя видами патологии здоровья — онкозаболеваемостью и болезнями сердечно-сосудистой системы. Поэтому они занимают приоритетное положение в работе всех ЛПУ Алматы. До каждого лечебно-профилактического учреждения города доведён план профилактического осмотра населения с целью раннего выявления онкопатологии и болезней системы кровообращения. И, надо заметить, наши медицинские учреждения очень ответственно относятся к этой работе, планы профилактических осмотров выполняются даже с опережением. К примеру, план по осмотру населения с целью выявления сердечно-сосудистой патологии выполнен в первом полугодии 2009 года на 57%, план по профосмотру детей — на 58%.
Благодаря принимаемым профилактическим мерам, выявляемость всех форм рака на ранних стадиях возросла с 53,4 до 56%. Выживаемость онкобольных более пяти лет с момента установки диагноза увеличилась с 47,9 до 50,4%. Число умерших от злокачественных новообразований уменьшилось на 1%. И мы имеем все основания рассчитывать на то, что положительные тенденции будут укрепляться и далее.
Если брать другие заболевания, занимающие в рейтинге причин преждевременной смертности и инвалидизации населения первые места, то по ним тоже очевиден прогресс. Число жителей, умерших от болезней сердечно-сосудистой системы, уменьшилось на 20%, от несчастных случаев, травм, отравлений — на 28%, от туберкулёза — на 14%. На 27% удалось снизить такой важный для здравоохранения показатель, как младенческая смертность. Также обеспечено значительное — на 11,3% — снижение общей смертности горожан.
— Действительно, очень впечатляющие результаты! Исходя из них, можно предположить, что вам удалось добиться и естественного прироста населения Алматы.
— Рождаемость населения у нас стала неуклонно увеличиваться начиная с 2004 года. Если в 2004 году она составляла 19,7 на 1000 населения, то за 6 месяцев 2009 года — 25,5 на 1000 населения. Прирост по сравнению с аналогичным периодом пошлого года составил 14,3%. Одновременно все эти годы, как я уже сказал выше (за исключением небольшого негативного скачка в 2008 году), снижалась смертность. В итоге мы действительно серьёзно прибавили в естественном приросте населения. В первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он возрос на 25,9% (с 13,44 до 16,92 на 1000 населения). Это наивысший уровень последних лет.
— Достигнутые успехи не могут не вызвать чувства удовлетворения от работы, от предпринятых организационных усилий.
— Удовлетворение, конечно, есть. Но впереди ещё очень много работы по закреплению достигнутых результатов, дальнейшему улучшению здоровья населения Алматы. Чтобы активизировать работу медицинских учреждений в направлении качества услуг, их большей доступности для граждан, с начала 2009 года во всех ЛПУ города была создана служба внутреннего управления качеством медицинских услуг, или внутреннего аудита. При этом мы учитывали передовую международную практику в этой области медицинского контроля. За прошедшее время уже подготовлено 100 специалистов для работы в новой службе. Разработаны конечные показатели работы для всего медицинского персонала. Фактически в медицинских учреждениях появился орган оперативного реагирования, в который пациенты могут обратиться по вопросу качества оказываемой помощи, чтобы решить проблему на месте и в оптимальные сроки. Вообще, на эту службу мы возлагаем особую надежду в реализации своей главной задачи — повышения качества оказываемых населению медицинских услуг. Ведь с 2009 года все достижения и неудачи регионального здравоохранения рассматриваются через призму 10 индикаторов Меморандума между Правительством и Министерством здравоохранения Республики Казахстан. По итогам первого полугодия по Алматы уровень индикаторов Меморандума — один из лучших в стране. Восемь индикаторов оценены как благополучные, один — как относительно благополучный. Как неблагополучный расценен только высокий уровень смертности населения от ишемической болезни сердца. То, что высокая заболеваемость и смертность от ИБС — проблема всех мегаполисов, нас не успокаивает, и работать в этом направлении мы будем ещё более целенаправленно. Мы активно развиваем кардиологическую службу, прежде всего кардиохирургию. Специалистами городского кардиодиспансера освоены такие общепринятые в мире технологии, как коронография, стентирование, аортокоронарное шунтирование, в том числе на работающем сердце. За первое полугодие с хорошими результатами проведено свыше 270 таких операций.
— Еркин Ермекович, хочу ещё один актуальный вопрос вам задать — об обеспечении населения, особенно льготных категорий, лекарствами. В России, в связи с мировым финансовым кризисом, резко выросли цены на лекарства, реализуемые в аптечной сети, так как большая часть их завозится из-за рубежа. Это плохо ещё и потому, что уменьшает доступность лекарств россиянам с небольшими доходами. Как вы оцениваете ситуацию с лекарственным обеспечением в Казахстане и, в частности, в Алматы?
— Объём средств, направляемых из бюджета на лекарственное обеспечение населения, у нас постоянно растёт. В первом полугодии 2009 года бесплатно и на льготных условиях на амбулаторном уровне было обеспечено медикаментами свыше 120 тысяч больных. В 2008 году за тот же период — 97 348 человек. В среднем в первом полугодии на одного больного затрачено из бюджета 6181 тенге. Для сравнения: в 2005 году эта сумма составляла всего 3541 тенге. Хотел бы подчеркнуть, что в последнее время акцент при закупе медикаментов мы перенесли на современные лекарственные средства с доказанной эффективностью действия. Мы не закупаем лекарства по принципу «лишь бы были дешевле». Главное — чтобы они давали быстрый и ожидаемый эффект. Так что, как мне видится, сегодня можно говорить и об улучшении лекарственного обеспечения населения Алматы, несмотря на то, что мировой финансовый кризис и нас, конечно же, не обошёл стороной. Однако если определять приоритеты при распределении бюджетных средств, то, согласитесь, здравоохранение — бесспорный приоритет всегда. И президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев постоянно подчёркивает, что здравоохранение остаётся ведущим направлением государственной политики. Он настраивает нас на то, что сегодня от системы охраны здоровья населения общество вправе ожидать результативного противостояния росту заболеваемости и смертности.
— И последний вопрос. Он традиционный для всех интервью с руководителями, но очень важный: какие планы на будущее? Что в повестке работы Управления здравоохранения города Алматы на второе полугодие 2009 года указано в качестве первоочередных задач? Я имею в виду не столько общие цели, сколько конкретные мероприятия.
— Во втором полугодии предстоит большая работа по аккредитации медицинских организаций с целью определения их соответствия требованиям сегодняшнего дня. Только организации, прошедшие аккредитацию, получат с января будущего года государственный заказ на выполнение гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. К слову, финансирование гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) также в первом полугодии 2009 года увеличилось — на 15,4%, составив 20,9 млрд тенге. Финансирование ГОБМП на уровне организаций ПМСП возросло с 7,0 до 9,3 млрд тенге (+33%). Это позволило осуществить значительный, с 429,73 до 570,24 тенге в месяц, прирост подушевого норматива на одного жителя.