Как увеличить продолжительность жизни омичей и всех россиян №2(39), 2009 год
Один из российских регионов, который был весомо представлен в Колонном зале Дома Союзов в Москве на церемонии награждения победителей VIII Всероссийского конкурса на звание «Лучший врач года», — Омская область. Сразу по окончании торжественной церемонии министр здравоохранения Омской области Юрий Владимирович Ерофеев дал эксклюзивное интервью нашему журналу.
– Сегодня у нас большой праздник, сегодня у нас один лауреат и два номинанта, то есть три лучших врача России, причём они представляют различные отрасли здравоохранения. Ирина Игоревна Новикова — профессор кафедры последипломного образования, она работает заместителем начальника отдела санитарного надзора в управлении Роспотребнадзора, занимается гигиеной детей и подростков. Совсем недавно кафедра разработала программу по школьному питанию, и на неё обратили внимание в Москве, в Министерстве здравоохранения и социального развития. Мы единственные в стране прислали инновационную программу по школьному питанию для сельских школьников. Ирина Игоревна принимала большое участие в комплексной работе кафедры, и по праву названа лучшим врачом года в номинации «Лучший санитарный врач».
— Как вы полагаете, звание врача № 1 она получила в первую очередь за разработки по школьному питанию детей?
— Думаю, большую роль в целом сыграл её многолетний труд как врача-гигиениста. Благодаря её каждодневным усилиям у нас в школах наконец-то появилось нормальное оборудование, такое, каким оно должно быть для детей, — доски, ростовая мебель, правильное школьное освещение. И всё это имеет очень большое значение, особенно если посчитать социальный эффект. Ведь это значит, что многие школьники не получили тех болезней, которые в будущем принесут им большие неприятности — сколиозы, близорукость и так далее.
— Расскажите о других ваших номинантах, которые по праву тоже считаются лучшими врачами России.
— Григорий Иванович Бутов, его знает весь Калачинск (в Омской области есть такой город), особенно его женская половина, потому что это очень известный врач-гинеколог. Он много раз номинировался на звание «Лучший врач года», к нему с удовольствием идут все пациентки, и он как профессионал внёс свой серьёзный вклад в преодоление демографического кризиса. Ведь сохранение репродуктивного здоровья женщин — это вообще основа здравоохранения, нужно охранять детей и женщин, при этом особое внимание надо уделять беременным женщинам. И этим занимается Григорий Иванович Бутов, он заслуженный человек и непререкаемый авторитет в своей сфере, его знает вся Омская область.
Магар Нина Ивановна, врач центра СПИД, мы с ней каждый день общаемся посредством ISQ — она присылает мне на мой рабочий компьютер информацию о количестве вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в Омской области. Хотя мы не относимся к числу тех десяти территорий России, где это социальное зло получило наибольшее распространение, мы уделяем большое внимание профилактике СПИДа. Само сдерживание ситуации, контроль над нею — это во многом, наверное, заслуга Нины Ивановны. До сих пор Омская область остаётся в числе территорий, которые можно назвать в этом смысле спокойными, «молчащими», у нас ситуация куда лучше, чем у соседей — скажем, Тюмени, Иркутской области или Кемерова. Организация эпидемиологического надзора, обследование фокус-групп, групп риска — это прежде всего задача, которую выполняет Нина Ивановна. Поэтому сегодня, безусловно, труд её был оценён по достоинству.
— Вы так много можете рассказать о каждом вашем лауреате, видимо, потому, что вы в целом хорошо знаете ваши медицинские кадры. Насколько сильна медицинская отрасль в Омской области?
— В отрасли работает 55 тысяч человек, и я, конечно, не могу знать лично каждого врача, но многих знаю как хороших профессионалов и стараюсь узнать их всё больше и больше. Вообще кадровая работа — одно из главных направлений деятельности министерства, которое закладывает основы в реализацию будущих планов. Омская медицинская школа имеет богатые традиции, наша медицинская академия — одно из лучших образовательных учреждений в стране. Есть очень хорошие больницы, например, областная клиническая больница поистине клиника на уровне европейских и мировых стандартов. В её составе, по решению губернатора, мы в рекордно короткие сроки и только за счёт областного бюджета — на данный период единственные в стране — вводим в эксплуатацию перинатальный центр.
— Как вы для себя определяете главные проблемы омского здравоохранения? Что вас больше всего тревожит?
— Конечно, больше всего тревожит само развитие здравоохранения, его будущее. Вообще, надо сказать, здравоохранение очень ресурсоёмкая отрасль, и сколько в него, как говорится, ни закачивай, всё мало. Точки насыщения просто не существует, и оптимизация построения здравоохранения — главная задача на сегодняшний день. Это именно развитие первичной медико-санитарной помощи: мы должны 80% людей лечить не в стационаре, потому что стационар — дорогое удовольствие, а мы лечим зачастую недостаточно эффективно и длительно. Поэтому мы должны развивать первичную медико-санитарную помощь, и как встречный вектор — развитие серьёзных профилактических программ. Мы должны выстроить эффективную программу борьбы с «дьявольской четвёркой» — это повышенный уровень артериального давления, высокий уровень холестерина, огромное потребление табака и алкоголя.
— То есть для омичей всё это тоже актуально и именно в такой последовательности?
— Конечно, ещё как актуально. У нас значительное количество больных погибает от осложнений при заболеваниях сосудов и сердца, это примерно половина, а другая половина — это инсульты.
— О чём говорят статистические данные по Омской области — дело в первую очередь в неправильном питании или в большом потреблении алкоголя?
— Дело и в питании, и в алкоголе, каждый фактор имеет свой определённый вес. На питание вообще приходится половина факторов риска, на алкоголь — около 30%. В докладе министра здравоохранения и социального развития Татьяны Алексеевны Голиковой отмечалось, что около 60% нашего населения алкоголь употребляет ежедневно, среди них 33% — это юноши, которые не достигли 18 лет, и 20% девушек. Прирост алкоголя идёт за счёт пива. Об этом неоднократно говорил Геннадий Григорьевич Онищенко в своих статьях и выступлениях.
— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в этом плане и в России, и на уровне Омской области?
— Допустим, возьмём зависимость от табака — безусловно, нужна стройная государственная политика, чтобы снизить эту зависимость. Что же касается чисто медицинских мероприятий, мы должны сделать что-то конкретное в своих первичных больничных сетях. У нас табачной зависимостью кто только ни занимается! Вплоть до экстрасенсов. Но нет нормального терапевта в поликлинике, который мог бы оказать квалифицированную помощь по снятию никотиновой зависимости, как это делается уже во многих странах. То же самое мы должны сделать в наших лечебных учреждениях по профилактике алкогольной зависимости.
— Как вы считаете, нам удастся реально предпринять эти простые и очевидные шаги, чтобы изменить ситуацию?
— Я думаю, безусловно, удастся. Нам необходимо к 2011 году значительно снизить преждевременную смертность и особенно гиперсмертность мужского населения, увеличить продолжительность жизни до 75 лет. И мы не сможем это сделать, если не будем развивать все направления медицинской практики. И начать надо с рутинного календаря прививок. Ведь когда мы начали прививать людей от вирусного гепатита, мы сразу увеличили продолжительность жизни россиян на один год, эту информацию давал Геннадий Григорьевич Онищенко, главный государственный санитарный врач РФ, академик РАМН. Будем вводить пневмовакцину, получим ещё больший социальный эффект. Снизим курение хотя бы на два процента в год — тоже получим заметный социальный эффект. То есть реализация наших планов в практическом здравоохранении должна быть комплексной. Но главный вектор развития — это развитие профилактического здравоохранения и развитие первичной медико-санитарной помощи. Потому что врачей у нас в принципе достаточно, эти цифры у нас идут на уровне мировых стандартов, достаточно медицинских коек, но инвестировать бесконечно в здравоохранение, в железобетон, в строительство новых корпусов, новых клиник невозможно и не нужно. Нужно развивать наши поликлиники, приближая их к шаговой доступности от человека.
— Какой путь, какую стратегию и тактику выбирает для себя министерство здравоохранения Омской области?
— Мы попали в постановление Правительства по празднованию 300-летия Омска. В рамках жилищного строительства, которое осуществлял наш губернатор, мы смогли доказать на уровне Министерства здравоохранения и Правительства Российской Федерации, что нам необходимо строительство поликлиник. Мы будем строить на условиях софинансирования, в том числе и на средства федерального бюджета. До 2014 года у нас будет построено пять поликлиник, в том числе одна на тысячу посещений, в своём составе она будет иметь специализированные отделения, дневные стационары, травматологическое отделение, мини -диагностический центр. А ещё будем строить детские поликлиники, женские консультации.
— Да у вас просто грандиозные планы!
— Конечно. Мы входим в федеральную программу онкологической помощи. В этом году поставлен вопрос о получении за счёт федерального бюджета высокотехнологичных установок, которые смогут в трёхмерном изображении очень точно позиционировать опухоль и бороться с ней. Но главное-то не в этом, главное находится в организационной плоскости, в налаживании тотального онкологического скрининга на всех этапах. Сейчас у нас зачастую что происходит: пациент выписывается из больницы под наблюдение участкового терапевта, то есть фактически под самоконтроль, ещё точнее — под бесконтрольность. А мы должны наблюдать его, создавать отделения реабилитации.
— Как вы оцениваете концепцию развития здравоохранения в стране, которую сейчас широко обсуждают?
— Мы видим все наши проблемы и видим, как они находят отражение в концепции развития здравоохранения России, которая подготовлена Министерством здравоохранения и представлена на рассмотрение в Государственную думу. Это, безусловно, прогрессивный документ, показывающий, что структура здравоохранения должна измениться. У нас было как бы двухуровневое здравоохранение, а сейчас появляется ещё одна структура на догоспитальном этапе, сюда войдёт и маршрутизация, и скорая помощь. И если концепция будет конкретизирована, увязана со сроками, качественными показателями, я думаю, мы сможем добиться серьёзных социальных эффектов. И главное, количество населения в России должно начать расти, а качество жизни улучшаться.
— Но справимся ли мы с грандиозными задачами по увеличению продолжительности жизни к 2011 году?
— Главное, что мы стронемся с мёртвой точки и достигнем первых позитивных результатов. Ведь у нас сейчас разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин составляет 13 лет. Если сейчас мы начнём убирать главные рисковые факторы, ситуация изменится. И нужны запретительные меры со стороны государства, надо ограничивать жесточайше табак и алкоголь. Это на волне демократизации утверждали, что запретительные меры не нужны, что они приводят только к обратному результату. Ничего подобного! Опыт других стран показывает, что разумные запретительные меры приносят свои значимые плоды. И конечно, должна быть навязчивая, даже агрессивная, постоянная социальная реклама.
— В Омской области вы идёте именно этим путём?
— Да, мы идём именно этим путём, но прежде всего меры должны быть приняты на уровне общероссийского законодательства. Если федеральная законодательная власть будет проявлять аморфность в этом направлении, то омская законодательная власть, омский губернатор предпримут усилия, чтобы на территории Омской области потребление табака и алкоголя снизить, в том числе и запретительными мерами. 18 литров чистого этанола на человека в год, это по данным Роспотребнадзора! Мы обгоняем даже Ирландию. По табаку то же самое: количество курящих мужчин у нас больше всех в мире. Но это не самое страшное, самое страшное в том, что у нас ещё темпы прироста самые большие в мире! А всё это, между прочим, прекрасно работает на западную промышленность. Всё это очень чётко в своих докладах прослеживает депутат Госдумы (заместитель председателя комитета по здравоохранению, а в прошлом созыве председатель), академик РАМН Николай Фёдорович Герасименко. Он показывает, кому эта табачная промышленность принадлежит, куда уходят наши деньги. Они все уходят на Запад, и всё это, возможно даже, хорошо спланированная акция. И мы не можем дальше спокойно смотреть на всё это. Мы просто обязаны противопоставить этому разгулу собственную выстроенную систему профилактики, помочь сформировать здоровый образ жизни для наших людей, для граждан России.