Как сделать школьное питание здоровым и полноценным №2(39), 2009 год
Почётное звание «Лучший санитарный врач года» на VIII Всероссийском конкурсе получила Ирина Игоревна Новикова, доктор медицинских наук, заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области. Главный санитарный врач России, руководитель федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко, вручая победительнице хрустальную статуэтку богини Гигеи, назвал Ирину Новикову «живым воплощением богини, ставшей символом медицины», и лучшие врачи России, собравшиеся в Колонном зале Дома Союзов, ответили ему дружными аплодисментами. В интервью нашему корреспонденту Ирина Игоревна рассказала о своей жизни и работе, о том, как в Омской области решаются проблемы, связанные со здоровьем школьников.
— Ирина Игоревна, вы врач-гигиенист, это специальность, с которой, можно сказать, начинаются все другие медицинские профессии. Если человек не в ладах с гигиеной, тогда ему рано или поздно придётся познакомиться с представителями многих других специальностей в медицине. Как вы представляли себе вашу работу в юности, когда только начинали профессиональный путь?
— Тогда я, конечно, немного не так представляла себе свою работу, тем более что сначала хотела стать стоматологом, а в итоге выбрала путь гигиениста. Но я нисколько не жалею, что так получилось. Я возглавляю подразделение по надзору за условиями воспитания и обучения. Речь идёт о детях, у них всё только ещё закладывается, и от нас зависит многое — какими они будут мамами и папами, смогут ли реализоваться в дальнейшем в профессиональной деятельности. И все наши усилия направлены на то, чтобы помочь ребёнку правильно сформироваться, чтобы он мог развиваться как полноценная личность.
— Зал встретил вас бурными аплодисментами как прекрасную представительницу сибирской медицины. Что вы можете рассказать о своей семье?
— Я очень волновалась, принимая эту почётную награду. Да, у меня есть семья, у меня дочь, ей уже исполняется 18 лет. Она не выбрала мой путь и решила стать экономистом. Но главное, чтобы у неё всё в жизни было хорошо, чтобы она тоже смогла реализоваться в своём деле, потому что это очень важно. Ведь мы идём на работу как на праздник и работаем с душой.
— Ваше мнение о том, почему вы оказались победительницей и получили звание «Лучший санитарный врач года». Было столько претендентов, а победили именно вы!
— Я хочу сказать большое спасибо своему коллективу, который выдвинул меня на конкурс, и особое спасибо Юрию Владимировичу Ерофееву, нашему министру здравоохранения. Он поддерживает, понимает и принимает все наши предложения и новаторства, все идеи, которые у нас есть, и для нас это очень важно.
— Награду вам вручал Геннадий Григорьевич Онищенко, главный санитарный врач России, и он сказал о вас немало хороших слов. Насколько власть в центре на деле представляет себе суть вашей работы, чувствуете ли вы её поддержку?
— Геннадий Григорьевич действительно хорошо знает мою работу. Я принимала участие в разработке санитарных правил по питанию школьников, у нас есть свои интересные наработки в Омской области, и в центре об этом знают. Совсем недавно область победила в конкурсе и будет включена в федеральную программу, мы получим федеральные деньги на улучшение питания детей в школах, и этот факт мы считаем своей заслугой.
— Насколько трудно сейчас получить бюджетные средства и одержать победу в той или иной федеральной программе?
— Трудно, очень трудно. В прошлом году у нас не получилось, в этом году была вторая попытка, и она оказалась более успешной. Мы защищали сельский проект, сельскую школу, по-моему, наш проект был единственным по всей стране, посвящённый селу, все другие проекты посвящались горожанам. Почему-то все уверены, что это утопия, а мы доказали, что это не так, что реализация такого проекта позволит разложить именно логистику питания школьников, чётко понять, как его надо правильно организовать и почему. Потом можно будет размножить этот опыт, чтобы он приносил и дальше свои положительные результаты. Мы даже провели оценку риска в проекте. Юрий Владимирович несколько скептически к этому относится, но на самом деле мы применили методологию оценки риска и рассчитали, что если школьник не получает физиологически полноценного питания, то в дальнейшем он как личность, как человек теряет пять лет полноценной жизни. Пять лет!
— Вы знаете, по-моему, такая информация звучит очень убедительно.
— И вот это был как раз тот аргумент, который услышали органы власти и стали выделять дотацию. Напрямую ли это связано с оценкой риска или нет, но определённая роль наших специалистов здесь есть.
— Для кого реально предназначен ваш проект, кому он принесёт конкретную пользу?
— В нашем проекте принимают участие шесть территорий, шесть базовых школьных комбинатов питания. Это те школы, где есть условия для питания детей, где их и раньше неплохо кормили, —, но теперь здесь будут готовиться блюда и для тех школьных учреждений, где были проблемы. В проекте, естественно, оценивалась транспортная развязка, чтобы она была небольшой, максимум 5 километров. Это территория Русско-Полянского, Седельниковского, Калачинского, Исилькульского и Полтавского районов.
— Теперь мы тоже, к счастью, думаем о том, что едят в школе наши дети, что входит в обычный школьный завтрак или обед. Вот губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер запретил у себя в школах газированные напитки и вредный фаст-фуд, а мы? Что едят наши школьники?
— Мы проводим мониторинг питания и здоровья школьников, оцениваем качество еды. У нас всё это тоже запрещено, а в Омской области такого никогда и не было, к счастью. Наши дети получают полноценное питание. У нас есть даже такое новшество: мы практически отказались от буфетов, от дополнительного питания в пользу полноценного обеда, чтобы школьник получал первое, второе и третье. Если это завтрак, то одно блюдо, но с рыбой, с мясом и ещё фрукты. И чтобы ребёнок хотел всё это кушать, а родители всегда знали, что его хорошо накормят в школе. Задача в том, чтобы он вырос здоровым человеком.