Будущее медицины — за высокими технологиями, убеждены сотрудники Южного окружного медицинского центра ФМБА №2(39), 2009 год
Южный окружной медицинский центр (ЮОМЦ) Федерального медико-биологического агентства, расположенный в Ростове-на-Дону, мы уже представляли в нашем журнале в 2008 году. Поэтому на этот раз интервью с директором Центра Георгием Багдасаровым мы начали с вопроса о реализации тех планов, о которых говорилось в предыдущем материале, посвящённом этому учреждению. Ведь действительно интересно, удалось ли коллективу центра реализовать их, несмотря на особенности переживаемого периода в стране, да и во всём мире, вызванного финансово-экономическим кризисом?
— Георгий Григорьевич, в предыдущем материале говорилось, в частности, о намерении коллектива Южного окружного медицинского центра приступить в 2009 году к освоению такого вида высокотехнологической помощи населению, как трансплантация. В частности, вы намеревались начать пересаживать почку больным, которые нуждаются в этом. На каком этапе реализации этого плана вы сегодня находитесь?
— Трансплантация — очень серьёзный вид медицинской помощи. Подготовка к ней включает целый комплекс вопросов. В частности, необходимы уникальные специалисты в этой области медицины. Сегодня мы их уже имеем. Ряд врачей прошли переподготовку в специализированных центрах трансплантологии, в том числе в НИИ трансплантологии РФ. Но пока что не решён до конца вопрос с оборудованием нашего урологического отделения, на базе которого и будет размещён наш специализированный комплекс по трансплантации почки. Планируется оснастить его самым современным оборудованием для такого вида высокотехнологических операций. Мы рассчитываем здесь на поставки аппаратуры из ФМБА по программе развития высокотехнологичных видов медицинской помощи в стране. Пока всё идёт по плану, причин для его срыва нет. Мы не сомневаемся, что до конца 2009 года, как и намечалось, наши хирурги начнут на практике заниматься пересадкой почки.
— Как вы оцениваете потребность населения Южного федерального округа в такого рода высокотехнологичной помощи?
— На сегодня удовлетворение потребности населения страны в такой помощи оценивается экспертами всего лишь в 5%. Понятно, что проблемы недозагруженности мощностей никогда не стояло ни перед одним из ныне действующих в стране центров по пересадке почки. Нет никакого сомнения и в том, что её не будет у тех, которые ещё планируется открыть. Сегодня в Южном федеральном округе трансплантацией почки занимаются только в Волгограде. Да и то Волгоградский центр по статусу не является федеральным учреждением, относится к бюджетным учреждениям здравоохранения Волгоградской области. А у регионального учреждения всегда меньше возможностей для развития в финансовом плане, нежели у федерального. Так что мы ни в коем случае не перейдём дорогу и ему.
— Ещё одним приоритетным направлением развития на 2009 год, насколько нам известно, ваш центр определил расширение спектра высокотехнологичных видов помощи больным с сердечно-сосудистой патологией? Что, впрочем, тоже выглядит как закономерность — именно сердечно-сосудистые заболевания являются самой распространённой причиной преждевременной смертности.
— Да, мы серьёзно намерены расширять спектр оперативных и диагностических вмешательств в отношении пациентов нашего кардиохирургического отделения. Оно у нас, к слову сказать, достаточно молодое, ему всего два года. И, как это обычно бывает, коллектив отделения начинал с операций на периферической системе кровообращения — на венах, артериях, затем на сонной артерии. На следующем этапе шло освоение операций по «вживлению» кардиостимуляторов, затем диагностической коронографии. Теперь наши специалисты находятся на пороге следующего этапа в развитии отделения — освоения операций на коронарных артериях, начиная опять же со стентирования, шунтирования. Но уже с использованием аппарата искусственного кровообращения. Пока и здесь всё идёт по плану. Мы не сомневаемся, что и этот пункт нашей программы действий на 2009 год мы воплотим в жизнь. Тем более что нам гарантирована поддержка на самом высоком уровне. Под «нам» я имею в виду все учреждения, входящие в Федеральное медико-биологическое агентство. На последней коллегии ФМБА России, которая проходила 18–19 марта, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заверила, что сокращения программ по учреждениям ФМБА в этом году, несмотря на финансово-экономический кризис, не будет. Наоборот, финансирование будет даже увеличено на 20%.
— Георгий Григорьевич, с учётом внедрения ещё двух перспективных видов высокотехнологичной помощи, сколько их всего будет в арсенале вашего центра?
— На этот год нам установлены государственные задания по тринадцати, как мы, медики, говорим, профилям высокотехнологичной помощи. Всего их в стране сегодня насчитывается 20. Так что до освоения полного комплекса нам остаётся внедрить ещё семь.
— Ничего себе! Ваш центр можно сравнить с огромным автомобильным концерном, в котором умеют делать всё, от гайки до кузова, не рассчитывая на поставщиков. Ведь, насколько нам известно, даже достаточно престижные краевые и областные учреждения здравоохранения имеют в среднем по две-три лицензии на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи населению. И даже этими достижениями ваши коллеги из других регионов гордятся с полным на то правом. А у вас таких лицензий в три-четыре раза больше! Как получилось, что ваш Центр оказался в роли локомотива в освоении высокотехнологичных медицинских профилей?
— Наша установка на своего рода всеядность, стремление к постоянному развитию, внедрению всё новых и новых видов медицинской помощи, диагностики — это многолетний стиль и опыт работы нашего учреждения. На протяжении последних 15 лет мы упорно готовились к такому бурному развитию. Весь коллектив, засучив рукава, с максимальной отдачей работал в направлении реализации наших амбициозных планов. Отсюда и результат.
— Георгий Григорьевич, хотелось бы, чтобы вы назвали ещё несколько направлений, или, как вы говорите, профилей, высокотехнологичной медицинской помощи, — чтобы шире представить многогранный спектр деятельности вашего коллектива.
— Прежде всего хотел бы выделить отделение урологии. Им руководит кандидат медицинских наук Вадим Анатольевич Перепечай. На недавней международной выставке, организованной в преддверии коллегии ФМБА России, был представлен и наш Центр. Так вот, основное место в нашей экспозиции заняли достижения в области реконструктивно-пластических операций практически на всех органах мочевыводящей системы. Мы не случайно представили этот раздел своей работы. На сегодняшний день, пожалуй, только в двух-трёх центрах страны, включая наш, делаются такие комплексные операции. Речь идёт фактически об искусственных органах, замещающих на 100% мочевой пузырь, уретру, мочеточник, другие органы мочевыводящей системы человека. Прежде, до того, как мы стали делать реконструктивные операции, пациенты после удаления опухолей на перечисленных органах сталкивались с массой трудностей при выполнении функции удаления из организма мочи. В последние годы наши хирурги смогли значительно облегчить участь людей, перенёсших удаление опухолей (как правило, злокачественных) на органах мочевыводящей системы.
В последнее время эта же реконструктивно-пластическая хирургия стала развиваться и в нашем отделении гинекологии. Причём очень эффективно. Мы уже получили государственное задание на такого рода вмешательства. К нам едут пациенты с направлениями из других регионов Российской Федерации. Как правило, это ещё совсем молодые женщины, но имеющие серьёзную патологию в тех или иных органах репродуктивной системы. Задача наших специалистов — не просто удалить из организма пациентки проблемную, с раковой опухолью, матку и сказать женщине: «Вы больше не можете иметь своих детей». Их задача — сделать всё возможное для сохранения репродуктивной функции даже в самых, казалось бы, безнадёжных случаях. К примеру, сделать реконструкцию матки. Не скрою, подобные операции дорогие. Но тем не менее востребованы. Также востребованы и другие подобные операции, которые наши хирурги научились делать на высоком профессиональном уровне.
— А какую роль вы отводите в вашем Центре терапевтическому направлению? У терапевтов, как правило, также большой спектр медицинской помощи населению?
— Действительно, много перспективных направлений есть и у гастроэнтерологов, эндокринологов, ревматологов, неврологов. Но в первую очередь хотелось бы выделить перспективную методику лечения ревматологических заболеваний. Это дорогое лечение, но весьма эффективное. У обычных территориальных ЛПУ нет в достатке средств, чтобы развивать это современное направление в лечении суставов. А мы и здесь находим поддержку в ФМБА России, нам выделяют средства на закупку необходимых медицинских препаратов. Результаты лечения удивительные! Неслучайно с этого года наш Центр получил государственное задание и по этому виду медицинской помощи.
— Анализируя темпы освоения коллективом вашего Центра профилей высоких медицинских технологий, приходишь к выводу: создание в 2002 году такого крупного медицинского объединения, как ЮОМЦ, было абсолютно грамотным решением. Вряд ли бы вы смогли так продвинуться вперёд, если бы ваши подразделения, объединённые семь лет назад в единый комплекс, действовали до сих пор самостоятельно?
— Действительно, сама жизнь подтвердила перспективность идеи создания Южного окружного медицинского центра на базе больницы водников г. Ростов-на-Дону. У нас, к слову, и до 2002 года в больнице была неплохая материально-техническая база, хорошие кадры. Специалисты всегда стремились попасть к нам на работу. Но чтобы сделать резкий шаг вперёд, начать активными темпами осваивать высокие медицинские технологии, не хватало современного дорогостоящего оборудования. И эту задачу нам удалось решить в полном объёме только после образования Окружного медицинского центра. Такого количества медицинской техники, которую мы получили в последние два-три года, наша больница не получала за весь предыдущий период своего существования. У нас есть теперь и компьютерные томографы, и магнито-ядерные томографы, и самые современные рентген-хирургические установки. И всё это, подчеркну, работает у нас на полную катушку — в две смены. Можно без преувеличения говорить о том, что в нашем Центре произошла техническая революция.
— Мне кажется, что когда в учреждении происходит обновление, когда оно постоянно развивается, то и у его сотрудников появляется в душе чувство оптимизма. На работу ваши сотрудники ходят с удовольствием?
— Наш коллектив и до образования центра всегда был настроен позитивно. Так получилось, что подавляющая часть коллектива — трудоголики, люди, преданные однажды выбранной профессии врача. Но в прошлом году наши специалисты-профессионалы были наконец-то вознаграждены по достоинству за свою преданность профессии, за свой интенсивный труд. Переход медицинских учреждений, входящих в состав ФМБА России, на новую систему оплаты труда сразу же привёл к повышению на 30% основных окладов. Но кроме этого, все специалисты, которые участвуют в оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи, получают дополнительное денежное вознаграждение из фонда заработанных коллективом на «высоких технологиях» средств. В итоге заработки ведущих специалистов центра выросли в разы. Люди теперь знают, что если они ударно поработают, то получат достойное вознаграждение за труд. То, о чём российские врачи мечтали многие десятилетия, глядя на западных коллег, наконец-то осуществляется на практике.