Журавлиный клин доктора Горяева №1(38), 2009 год
Медсанчасть № 106, созданная в посёлке Первомайском в 1956 году, являлась одним из 150 лечебных учреждений 3-го Главного управления Минздрава. В состав учреждения входило несколько лечебно-профилактических учреждений, расположенных в разных уголках Читинской области и даже за её пределами. И медицинское обеспечение, и материальная база находились на достаточно высоком уровне: мощность — 800 койко-мест, свой самолёт санитарной авиации. Но в 1993 году финансирование было прекращено. В результате медсанчасть № 106 трансформировалась в областную больницу № 3.
В настоящее время ГУЗ «Краевая больница № 3» — современное лечебно-профилактическое учреждение. По итогам работы 2008 года оно имеет самый высокий рейтинг среди медицинских учреждений Забайкальского края.
Все заведующие отделениями — либо кандидаты медицинских наук, либо врачи высшей категории. Более 30 сотрудников — заслуженные врачи Читинской области, 6 отличников здравоохранения, несколько старейших сотрудников награждены за свою работу орденами СССР и Российской Федерации.
На протяжении более трёх десятилетий руководит больницей Николай Ильич Горяев.
— Николай Ильич, почти год прошёл с нашего первого интервью, и за это время, естественно, произошло много событий...
— Да, много хорошего случилось в Первомайском. Реализованы наши планы на 2008 год: мы открыли, как и собирались, центр амбулаторного диализа на двадцать коек. Примечательно то, что открыт он за счёт больничных средств. Отделка палат — белым мрамором, максимальный комфорт как для больных, так и для персонала. Мы вложили в него не только свои деньги, мы вложили душу. Это лучший в России центр, настоящий дворец, которым восхищаются все наши гости. Недавно у нас побывал лётчик-космонавт Георгий Гречко, и его наше учреждение также не оставило равнодушным. «Я удивлён оснащением больницы на мировом уровне», — такую запись запечатлел дважды Герой Советского Союза в нашей книге почётных гостей.
С вводом в эксплуатацию центра гемодиализа больные, которые до этого вынуждены были ездить на лечение в областной центр (а это 230 и более километров от Первомайского. — Н.К.), получили возможность проходить необходимые процедуры рядом с домом, улучшилось их качество жизни. Ещё один немаловажный фактор: желающие могут переехать на жительство в Первомайский, ведь здесь очень доступные цены на жильё. А для малообеспеченных больных, у которых нет здесь родственников и нет средств на приобретение жилья, мы впервые применили соцпакет: таким пациентам мы предоставляем благоустроенное общежитие, где имеется всё необходимое. Стоимость этой услуги — около четырёхсот рублей в… месяц. К нам прикреплены тринадцать районов Забайкальского края, из которых приезжают в наш центр больные.
— Какие ещё принципиальные изменения появились в больнице за последние месяцы? Чем вы особенно гордитесь?
— По итогам работы в 2008 году мы были включены в список Сто лучших предприятий Сибирского федерального округа, нас внесли в реестр «Всероссийской Книги Почёта». К настоящему моменту практически завершено переоснащение всех подразделений больницы новым лечебно-диагностическим оборудованием, так что всё наше оборудование насчитывает не больше пяти лет эксплуатации. Естественно, всё это осуществляем за счёт средств больницы. На самом деле в здравоохранении денег достаточно, бюджет закладывается солидный — нужно только приложить силы к его эффективному использованию. С учётом реализации национального проекта и направления в нашу отрасль дополнительных ассигнований в целом расходы приближаются к 5% ВВП. Примерно столько же финансовых средств тратится на здравоохранение в Японии. Но у нас заметных изменений к лучшему не происходит и не произойдёт, даже если финансирование здравоохранения увеличится в разы. По оценке специалистов целевое использование финансовых ресурсов в интересах здоровья населения составляет всего 30%. Рядом с нами находятся лечебные учреждения, бюджет которых в 3–4 раза больше бюджета нашей больницы, но эффективность использования финансовых ресурсов у них на несколько порядков ниже. Поэтому мы говорим всем: делайте как мы — и у вас не будет никаких проблем.
Что ещё было интересного? Наши сотрудники принимали участие во всероссийских и международных конференциях по различным направлениям деятельности, наши хирурги подали рационализаторское предложение в Международный патентный комитет. Буквально на днях вернулся из Марокко один из наших докторов, принимавший участие в очередной конференции. В сфере деятельности по развитию творческого сотрудничества с зарубежными коллегами мы достаточно активно поработали в минувшем году. Со всей ответственностью могу заявить о том, что всё запланированное мы осуществили.
— В ЛПУ края проводятся, как известно, месячники флюорографических обследований на выявление туберкулёза и других заболеваний. Что в этом плане делается в вашей больнице?
— У нас уровень заболеваемости туберкулёзом достаточно низкий. Процент флюорографических обследований составляет 94%. Тут сказываются и месячники флюорографических обследований, и комплексная диагностика заболеваний. В течение нескольких лет мы успешно используем в скрининговом обследовании определённых контингентов на туберкулёз иммуноферментный метод. В результате в районе заболеваемость в два раза ниже, чем в целом по Забайкальскому краю. Да и в самом крае заболеваемость стабилизировалась благодаря тому, что проводится довольно большая организационная работа министерством здравоохранения, и не только по туберкулёзу, но и по профилактике ВИЧ-инфекции. Ситуация сейчас находится под контролем: в обязательном порядке обследуются асоциальные группы населения, практически во всех больницах края благодаря краевому министерству здравоохранения имеются иммуноферментные лаборатории. Сейчас, правда, в связи с разразившимся кризисом и потерей рабочих мест можно ожидать очередного всплеска социально значимых заболеваний, таких как туберкулёз, ВИЧ, сифилис, гепатит, которые всегда сопровождают социальные потрясения.
— Николай Ильич, одно из ваших многочисленных увлечений — фотография. Знаю, что у вас в больнице висят ваши фотоработы. О каких-то своих последних фотоудачах можете рассказать?
— Начинал я, как и большинство наших отечественных фотографов, с «Зенита», к которому покупал различные насадки — для микросъёмки, ночных съёмок и так далее. Естественно, сейчас, когда появились цифровые камеры, работать одно удовольствие. И мне очень приятно делиться своими работами с окружающими. Из последних фотоудач — зимний лес с покрытыми куржаком деревьями, яблоки на снегу, подводные снимки рыб.
— Когда мы с вами беседовали в мае прошлого года, вы говорили о том, что вам поступило предложение открыть лабораторию ПЦР-диагностики. Полагаю, с вашим неугомонным характером и стремлением ко всему новому и лучшему в работе пуск лаборатории — вопрос нескольких дней?
— Вы правы… Мы закупили самое современное оборудование, подготовили великолепное помещение для лаборатории. Наш специалист уже проучился в Москве новым методикам работы. Вновь мы, по сути, берём на себя всех нуждающихся в этом виде обследования жителей края. Хотя у нас и без того очень хорошая диагностическая база: мы проводим иммуноферментный анализ по 62 видам обследования, исследуем онкомаркеры, гормоны щитовидной железы, врождённую патологию и многое другое. Всё это обеспечивает нам хороший объём работы.
А сейчас у нас ещё более амбициозные планы. Мы занимаемся организацией на базе нашей больницы современного андрологического центра — это будет единственный в Забайкальском крае центр мужского здоровья. Проблема мужского здоровья давно уже актуальна, и, побывав на различных съездах и конгрессах, я окончательно убедился в необходимости создания андрологического центра. У нас ведь этой проблемой никто особо не занимается. Если в Штатах порядка четырёхсот андрологических центров (и каких!), то у нас в России — всего четыре. Мы за счёт собственных сил и средств будем создавать столь необходимый, оснащённый на самом современном уровне центр. Уже намечена программа, сейчас мы закупаем оборудование и готовим специалистов.
Следующий важный шаг — в самое ближайшее время на базе нашего центра профпатологии мы откроем Научно-клинический центр профессиональной патологии Восточносибирского филиала РАМН. Ещё одно интересное событие намечено у нас на август — Спартакиада хирургов Сибирского федерального округа. Мы по сути являемся организаторами этого спортивного праздника. В его программе — соревнования по стрельбе, плаванию, волейболу, футболу и так далее. Знаете, меня всегда возмущает то, что тренеры наших сборных, отправляясь на чемпионаты, заявляют: «Наша задача — выйти из подгруппы». Ведь на подготовку спортсменов страна тратит огромные средства, а цель такая несерьёзная! У нас другой настрой: мы твёрдо намерены занять призовые места по плаванию, стрельбе и волейболу независимо от того, какие титулованные команды будут участвовать! И конечно же, спортивная программа насыщена и профессиональными вопросами, в том числе будет рассматриваться организация оказания медицинской помощи населению.
— Наверняка вам есть что сказать и об оснащении больницы новым оборудованием.
— Похвастаться нам действительно есть чем. Постоянно слышишь: «Мы закупили аппарат ИВЛ, приобрели стоматологическую установку». Мы к этому подходим проще. Учитывая большую взаимозависимость лечебного и диагностического оборудования, мы не закупаем необходимую технику поштучно. Отделения у нас комплектуются блочно. Взять, к примеру, стоматологию. Мы укомплектовываем отделение оборудованием полностью, ведь необходимо приобрести не только стоматологические кресла, но и интраоральные видеокамеры, радиовизиографы, оборудование для дезинфекции и т. п. А если хотим добиться снижения младенческой смертности в послеродовом периоде (от первого дня до седьмого), то нам необходимы не только дорогостоящие лекарственные препараты, но и контрольно-следящая аппаратура. Вообще мы по некоторым направлениям деятельности зашли в своеобразный тупик. Спрашиваю у заведующих отделениями: «Что нам необходимо для улучшения работы из оборудования или препаратов?» А мне говорят: «На данный момент у нас всё есть». Взять неонатологию, где очень много необходимого оборудования, которое обеспечивает безопасность новорождённого и возможность выхаживания недоношенных детей. В Чите такое оборудование имеется в одном-двух экземплярах, а у нас в этом отделении есть всё необходимое. И показатели младенческой смертности на протяжении нескольких лет у нас просто отсутствуют. Рождаются дети с патологией — мы выхаживаем их до определённого этапа, затем переводим малышей в перинатальный центр. На 100 процентов укомплектована современным оборудованием, в основном импортным, служба анестезиологии и реанимации. И врачам хорошо, и пациентов мы обезопасили. В хирургии у нас освоены практически все малоинвазивные эндоскопические операции. Завотделением Игорь Александрович Ли сейчас заканчивает работу над докторской диссертацией, им подан патент на изобретение в Международный патентный комитет. У Игоря Александровича прекрасные результаты, он (единственный в крае!) проводит уникальные операции при сложных заболеваниях, например при тотальном раке желудка. Недаром его называют Моцартом от хирургии. Очень интересный и талантливый человек.
— Скажите откровенно, Николай Ильич, трудно управлять коллективом?
— Знаете, для меня процесс управления коллективом, больницей представляется в образе журавлиного клина, летящего в небе. Посмотришь на них — летят легко, слаженно, не делая ни одного лишнего движения, всё чётко и выверено, вплоть до градуса наклона крыла. А на деле вся эта лёгкость и слаженность — результат огромной работы, где вожак стаи задаёт ритм и скорость, координирует движения всей стаи и решает, каких птиц поменять местами, чтобы дать отдых уставшим и слабым, и где остановиться на отдых. Так и с управлением коллективом. Это сложнейшая работа, и необходимо определённое время, чтобы достичь успеха в управлении командой.
За то время, что мне было отпущено, я создал команду, которой не надо дважды объяснять, чего бы мне хотелось, создал свою «журавлиную стаю». И результат нашего взаимодействия очевиден, ведь все наши положительные результаты в работе не возникли на пустом месте, из ничего. Мы уже стали чуть ли не притчей во языцех в Забайкальском крае: «Почему у Горяева получается, а у вас нет?» А я убеждён, что самые сложные поставленные задачи не так сложно решать, когда есть и определённый жизненный опыт, и команда профессионалов — единомышленников. В этом мне повезло
Николай Горяев пошёл в школу в пятилетнем возрасте, глядя на свою старшую сестру. В то время никто особо не препятствовал стремлению к раннему получению знаний. В конце концов, какая разница — пять тебе лет или семь? Хочешь учиться, справляешься — ну и молодец. Одной из черт характера Николая Горяева была (и остаётся) настырность в достижении поставленных целей. До сих пор Николай Ильич благодарен своим родителям, которые поощряли интересы детей. Самыми сильными детскими увлечениями Горяева были биология и ботаника. Он достаточно успешно проводил опыты по скрещиванию растений, зачитывался естественнонаучными книжками. А к пятнадцати годам стало ясно, что его жизненный путь будет связан с медициной. И руководство Омского государственного медицинского института, куда приехал поступать пятнадцатилетний подросток, смогло по достоинству оценить настойчивость Горяева.
После окончания института Николай Горяев попадает в посёлок Первомайский Читинской области. Здесь он обрёл и семью, и дело своей жизни.
Н.И. Горяев — главный профпатолог Забайкальского края. Врач высшей квалификационной категории. Отличник здравоохранения СССР. Заслуженный врач РФ. Заслуженный работник здравоохранения Читинской области. Председатель правления регионального отделения Общероссийской общественной организации «Здоровье работающего населения России» Забайкальского края.
Ирина Валентиновна в совершенстве владеет методами управления в здравоохранении, способна своевременно принимать правильные организационные решения. В нужный момент умеет пойти на компромисс, расположить людей к себе, найти с ними общий язык в интересах дела.
Людмила Григорьевна — заслуженный работник здравоохранения Читинской области, специалист высшей квалификационной категории. Одна из основоположников развития реформ сестринского дела в Забайкальском крае, Людмила Григорьевна стояла у истоков организации Ассоциации средних медицинских работников Забайкалья.
Прирождённый лидер, талантливый организатор.
Свою любовь к профессии Людмила Григорьевна передала своим детям, которые тоже решили посвятить себя медицине.
Заслуженный работник здравоохранения Читинской области, врач высшей категории.
Высококвалифицированный и ответственный специалист, отлично ориентирующийся в вопросах современной стоматологии. Профессиональное кредо — высочайшее качество выполняемой работы. Веру Ивановну отличают высокие нравственные качества: порядочность, честность, бескорыстие, любовь к людям.