Здравоохранение — это лицо и репутация власти №3(32), 2008 год
Пожалуй, в любой стране есть регионы с наиболее интенсивно развивающейся экономикой и, соответственно, всей инфраструктурой. В Российской Федерации наиболее ярким примером этого являются нефтеи газодобывающие регионы Западной Сибири. Качество и уровень всех сфер жизни нефтяников и газовиков приближены к самым высоким мировым стандартам. И, конечно же, заботящиеся о человеческих ресурсах руководители Югры самое пристальное внимание уделяют здравоохранению региона. Об этом не без гордости говорит мой собеседник, Всеволод Кольцов, директор Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
— Система здравоохранения округа представлена 150 лечебно-профилактическими учреждениями. В рамках обеспечения равной доступности медицинской помощи мы организуем систему здравоохранения по децентрализованному типу. В Российской Федерации, как правило, все специализированные медицинские учреждения в регионах сконцентрированы в областных центрах. Территория Ханты-Мансийского автономного округа велика, она занимает такую же площадь, как, к примеру, Украина. Нам приходится решать вопросы доступности медицинской помощи нетрадиционными способами, скажем, не совсем привычными. Поэтому на территории округа в рамках системы оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи мы организовали три медицинские зоны: Западную зону с центром в Ханты-Мансийске, Среднюю зону с центром в Сургуте и Восточную — с центром в Нижневартовске. В каждом из этих городов имеются противотуберкулёзный, психоневрологический, дерматовенерологический диспансеры, центр «Анти-СПИД», подразделения и станции переливания крови.
Мы пришли к децентрализации для того, чтобы повысить доступность, а самое главное — объёмы оказываемой населению медицинской помощи.
Вообще здравоохранение Югры можно назвать системой социальной справедливости. Есть конституционное право граждан на оказание медицинской помощи, и в ХМАО оно реализуется полностью. Правительство округа, моделируя дальнейшие пути развития системы здравоохранения, руководствуется девизом: «Здравоохранение — это лицо и репутация власти». И сейчас деньги, которые всё больше вкладываются в здравоохранение, на самом деле вкладываются не в больницы, а в будущее населения, его здоровье, человеческий потенциал автономного округа.
— Всеволод Станиславович, позади два года реализации нацпроекта «Здоровье». Как изменилась за это время материально-техническая база здравоохранения округа? Какие объекты были построены и что планируете в этом направлении на текущий год?
— Серьёзная материально-техническая база здравоохранения начала появляться в середине 90-х годов прошлого века. До того, пока автономный округ не являлся субъектом Федерации, наше здравоохранение финансировалось по остаточному принципу и система оказания медицинской помощи была ориентирована исключительно на наиболее простые, нересурсоёмкие виды оказания экстренной медицинской помощи. Поэтому, как только здравоохранение сформировалось в полноправную систему социальной сферы ХМАО — Югры, была принята концепция развития здравоохранения, в которой было указано, что развитие материально-технической базы — непременное, необходимое условие для обеспечения населения качественной медицинской помощью. Для реализации этого важнейшего положения концепции развития здравоохранения округа в 90-х годах была принята программа развития материально-технической базы учреждений социальной сферы. Одной из её подпрограмм являлась программа по развитию системы здравоохранения.
Приведу ряд цифр, показывающий, как работала эта программа. За последние десять лет в ХМАО было возведено и реконструировано 112 объектов здравоохранения. Только в 2006–2007 годах на территории округа построено 19 объектов. До 2010 года планируется ввод в эксплуатацию ещё 110 объектов. Наиболее значительные из них — окружная клиническая больница в Ханты-Мансийске, Няганская окружная больница, роддом и перинатальный центр в Нижневартовске, травматологическая больница в Сургуте. В этом году ожидаем ввод в эксплуатацию больницы в городе Пыть-Яхе, тоже со статусом государственного учреждения здравоохранения, которое будет оказывать медицинскую помощь не только жителям муниципального образования по месту расположения, но и определённой зоне прикреплённого населения. Также на базе окружной больницы в городе Пыть-Яхе будет организован ряд высокотехнологичных центров.
В настоящее время ведётся строительство окружного онкологического центра, второй очереди кардиохирургического центра в Сургуте, кардиологического и офтальмологического центров в Ханты-Мансийске — самых современных и уникальных объектов здравоохранения в регионе. Кроме того, совместно с нашими партнёрами строим ряд перинатальных центров — в Сургуте, Ханты-Мансийске. Это основные, глобальные планы развития здравоохранения автономного округа в части наиболее высокозатратных, высокотехнологичных специализированных видов.
Нацпроект позволил нам ещё интенсивнее реализовывать мероприятия по развитию системы здравоохранения в части её материально-технического состояния. А кроме того, для нас является приоритетным и сельское здравоохранение. Отдалённость большинства сельских поселений от крупных центров, где есть стационарные медицинские подразделения, ставит перед нами задачу развивать сельское здравоохранение (хотя надо отметить, что структура населения Югры урбанизирована, 90% населения проживает в городах, и лишь 10% — в сельской местности). К примеру, в течение 2006 года мы построили ряд врачебных амбулаторий в посёлках Сингапай, Юганское, участковую больницу в Приобье, новый фельдшерско-акушерский пункт в Пальяново. В 2007 году построены участковые больницы в Сургутском районе, в посёлке Сибирский Ханты-Мансийского района, амбулаторно-лабораторный корпус в посёлке Междуреченский.
Хочу с гордостью отметить, что на сегодняшний день на территории Югры нет ни одного муниципального сельского учреждения здравоохранения (включая ФАПы), которое не имело бы лицензии на медицинскую деятельность. А вы знаете, что в связи с серьёзным ужесточением надзорного законодательства получить лицензию при отсутствии соответствующей материально-технической базы невозможно. Вот это, наверное, показатель того, что уровень здравоохранения, в том числе сельского, в ХМАО достаточно высок.
— Какое участие в техническом перевооружении отрасли принимало руководство региона? Какой объём средств был направлен из местного бюджета?
— За счёт средств федерального бюджета мы получили в 2006–2007 годах оборудования на сумму 83,5 млн рублей. При этом за счёт бюджета округа закуплено 729 единиц оборудования на общую сумму 384 млн рублей. Приобретены УЗИ-аппараты, рентгенологическое оборудование, оборудование функциональной диагностики, лабораторное оборудование, эндоскопические аппараты — то есть те виды медтехники, которые необходимы первичному звену здравоохранения, чтобы наиболее качественно проводить диагностическое обследование пациентов, а также контроль за этапностью лечения и его результатами. Для нас было важно не только приобрести подобное оборудование, но и учесть, как оно будет использоваться, есть ли специалисты, которые владеют навыками работы на нём, чтобы работа велась не на уровне единичных случаев, а на постоянной основе. На это направлен ещё один аспект развития муниципального здравоохранения — повышение квалификации специалистов и дальнейшее привлечение к работе врачей, владеющих навыками работы на данном оборудовании.
— Удалось ли, по вашему мнению, повысить доступность медицинской помощи для пациентов и её качество?
— Централизованные поставки оборудования и дооснащение больниц позволили увеличить количество проводимых обследований и тем самым повысить доступность медицинской помощи для населения. Сейчас в округе время ожидания плановых УЗИ-обследований составляет не более шести дней с момента обращения — естественно, речь не идёт об экстренных случаях (а, к примеру, в Канаде — я интересовался у коллег — время ожидания составляет от двух недель до одного месяца). На рентгенологические исследования у нас вообще нет очереди, на эндоскопические исследования — до трёх дней. По итогам 2007 года более чем на 16% увеличилось количество рентгенологических исследований, на 22% — эндоскопических, на 12% — лабораторных, на 15% — УЗИ-процедур. Благодаря нацпроекту, я считаю, нам удалось расширить возможности муниципального здравоохранения для проведения этих наиболее востребованных видов медицинских услуг.
Ориентируясь на дальнейшее развитие системы здравоохранения, нам важно знать, насколько удовлетворено переменами население, как оно оценивает сегодняшнее состояние медицины в регионе. К слову, по результатам социологического опроса, который проводился на портале департамента здравоохранения, 67% населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры оценили медицинские услуги как доступные. В последнее время мы заметили такую тенденцию: люди желают не просто получить необходимую медицинскую помощь, а получить её в то время, когда им это удобно. Один из наиболее востребованных видов помощи — аортокоронарное шунтирование. Показатель доступности этой операции у нас в 2,5 раза выше, чем в среднем по России. А по операциям эндопротезирования суставов в 5,5 раза превышает среднероссийский.
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи — одно из важнейших направлений нашей окружной программы по реализации нацпроекта. Совокупно на это было направлено из бюджета автономного округа более 1 млрд рублей. В России есть 20 основных направлений высокотехнологичной медицинской помощи, 19 из них на территории Югры активно развиваются. Лишь за услугами по трансплантации органов мы обращаемся в другие регионы — это единичные операции, и нам дешевле «купить» их за пределами округа.
— Наверняка в вашем регионе принимаются свои целевые медицинские программы. Познакомьте с ними наших читателей.
— Наши окружные цели и задачи соответствуют задачам, которые ставят перед нами президент и Правительство РФ. Одной из важнейших наших программ является программа по реализации приоритетного нацпроекта. В ХМАО период её реализации продлён до 2010 года. Общий объём финансирования по данной программе составил 4 млрд 604 млн рублей из средств окружного бюджета. Программа содержит в себе реализацию тех направлений системы здравоохранения, о которых говорил В.В. Путин как о необходимых для дальнейшего повышения уровня медицинского обслуживания населения страны.
В первую очередь это борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В рамках программы мы реализуем блок мероприятий «Югра — КОР». Посредством этого проекта мы хотим обеспечить всем жителям ХМАО независимо от того, где они будут проживать, возможность получения высокотехнологичной рентгенангиохирургической и кардиохирургической помощи даже в экстренном порядке. Моделируя эту программу, мы включаем сюда подразделения санавиации, работаем со специалистами скорой медицинской помощи, ведём активную пропаганду необходимости консультаций с врачами, так как сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смертности населения.
Следующее направление — оказание медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП. У нас существует служба медицины катастроф, мы дооснащаем её, делаем более мобильной, приобретаем дополнительные вертолёты для доставки пострадавших в больницы. Также дооснащаем муниципальные ЛПУ необходимым инструментарием и расходными материалами для проведения основных операций при различных травмах, полученных в ДТП.
Важной задачей является и повышение уровня обслуживания беременных женщин и новорождённых. Помимо строительства перинатальных центров занимаемся и вопросами, связанными с экстракорпоральным оплодотворением. В 2007 году на базе окружной клинической больницы под патронажем губернатора было открыто подразделение ЭКО, и ежегодно около трёхсот семей за счёт бюджета автономного округа могут стать участниками этого проекта и решить для себя проблему бесплодия.
Ещё одно направление — мужское здоровье. Не секрет, что в половине случаев речь идёт о мужском бесплодии. Помочь преодолеть стеснение, привлечь мужчин на обследование, консультацию у андролога или уролога призвана акция «Югорским мужчинам — сибирское здоровье». Когда подводились её итоги, выяснилось, что контингент обратившихся к докторам — представители сильного пола от 3 до 87 лет!
Ещё одно направление нашей деятельности — борьба с заболеваниями социального характера. Сюда входят и борьба с сахарным диабетом, и снижение заболеваемости туберкулёзом, ЗППП, СПИДом, ВИЧ, и очень актуальная подпрограмма по профилактике социально значимых заболеваний. Ведь вопросам превенции, то есть предупреждения болезней, следует уделять неослабевающее внимание.
Упомяну и такие направления, как донорство крови и её компонентов, борьба с вирусным гепатитом, программы по реабилитации инвалидов, «Дети Югры» и «Старшее поколение».
— Чем ещё можете гордиться?
— Что отрадно, на территории Югры никогда не было демографического минуса. Уровень рождаемости у нас в 2007 году — 14,7 на 1 тыс. населения (в среднем по России в 2006 году — 10,4). За последние десять лет уровень рождаемости в округе вырос на 27%. За то же десятилетие младенческая смертность в округе снизилась в 2,7 раза. По показателям младенческой смертности в 2007 году мы сравнялись со среднеевропейским уровнем. Материнская смертность у нас также одна из самых низких в РФ. Кстати, ХМАО — Югра является четырежды дипломантом федеральной премии им. Гаврюшова за низкие показатели детской и материнской смертности! Я считаю, что эти цифры весьма красноречиво говорят о том, что медико-демографическая динамика в регионе стабильно положительная, показатели улучшаются, растёт естественный прирост населения.
Оценивая эффективность нашей работы, ставя перед собой задачи на будущее, мы руководствуемся теми индикаторами, которые приняты сейчас на уровне Всемирной организации здравоохранения. В первую очередь это показатели младенческой смертности и преждевременной смертности населения, а также индекс развития человеческого потенциала. Мы считаем крайне важным для себя осуществлять как внутрироссийское, так и международное сотрудничество. У нас налажены контакты с Центром сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, с Институтом мозга, курганским институтом Илизарова, с Центром Ицхака Рабина в Израиле и клиникой Гейдельберга в Германии.
Возможность использовать знания, опыт, командный дух и потенциал нашего департамента для серьёзного улучшения медицинского обслуживания жителей региона для меня — большая ответственность и дело чести.