Валерий Блинов:«Наше дело — лечить и облегчать страдания людей» №2(31), 2008 год
Пермская краевая клиническая больница сегодня живёт по законам нового времени. Работает интенсивно, а главное — качественно. Вылечили больного — получите деньги, не вылечили — что ж, извините. Такой подход сегодня весьма актуален. Финансируется больница из трёх источников: краевой бюджет, Пермский краевой фонд ОМС, внебюджетные фонды. Краевая больница участвует и в национальном проекте «Здоровье», и в региональном — «Качественное здравоохранение». Трудиться приходится не покладая рук — зато хватает средств и на повышение зарплат сотрудникам, и на приобретение современного оборудования. «Главное — появилась конкуренция. Больницы стали бороться за пациента, и первостепенный критерий здесь — качество лечения, — говорит главный врач Валерий Блинов. — Человек должен получить необходимую медицинскую помощь в минимально короткий срок и отправиться домой выздоровевшим. Это единственно возможная оценка труда всех медиков — от врача до санитарки».
— Валерий Аркадьевич, когда вам предложили возглавить Пермскую краевую клиническую больницу, испытывали вы душевное волнение?
— Конечно! Любой человек, которому предлагают занять такую должность, а тем более когда речь идёт о краевой больнице с таким историческим багажом, испытывает достаточно серьёзное волнение. Были и сомнения: «А вдруг не справлюсь? Что, если ничего у меня не получится?» Но раз надо — значит, надо. Работаю уже третий год. Кажется, справляюсь.
— Не буду спрашивать вас о том, какие направления деятельности вверенной вам клиники считаются наиболее важными — ведь в медицине мелочей и неактуальных проблем не существует. Спрошу о другом: внедряются ли в медицинскую практику клиники новейшие технологии?
— Это одна из самых насущных наших проблем. Я не открою какого-либо секрета, сказав, что ничего особо нового мы не внедряем. Это жёстко, но правдиво. Зато мы достаточно высоко удерживаем планку в сфере уже наработанного. У нас в своё время под руководством академика Е.А. Вагнера очень активно развивалась торакальная хирургия и сочетанная травма. Наша школа в этой области, на мой взгляд, на сегодняшний день продолжает оставаться самой сильной. Ещё одно направление — уникальное отделение «Центр диабетической стопы и нарушения кровообращения конечностей». Здесь лечатся больные сахарным диабетом с серьёзными осложнениями. Мы проводим хирургическую коррекцию всех видов сосудистой патологии. Проводятся операции по всему спектру абдоминальной хирургии; по мировым стандартам оснастили урологическое отделение.
— Порой возникают нестандартные ситуации в отдалённых населённых пунктах, когда требуется экстренная помощь специалистов краевого центра. А счёт здесь, как правило, идёт не на дни, а на минуты. Есть ли у краевой больницы возможность вовремя прийти на помощь больному?
— Да, конечно, у нас есть отделение санитарной авиации, в которое поступают данные со всего края о тяжёлых больных, которым необходима срочная медицинская помощь. Либо автотранспортом, либо вертолётом наши доктора вылетают для оказания помощи на месте в случае невозможности транспортировки больного, если же такая возможность имеется, доставляют пациента к нам в клинику.
— Валерий Аркадьевич, не секрет, что многие медики, подорвав своё здоровье, не обращаются за профессиональной помощью к своим коллегам в связи с недомоганием, а работают до тех пор, пока «гром не грянет». Как обстоят дела с подобной проблемой у вас в клинике?
— Один из нацпроектов, в которых мы участвуем, называется «Диспансеризация работников бюджетных учреждений». Мы проводим эту работу второй год. И с нашими сотрудниками работаем, и районам края помогаем. Все наши работники, кому это было необходимо, прошли диспансеризацию. Конечно, были некоторые трудности, связанные с этим. В первую очередь, это пресловутый человеческий фактор — люди не хотят лечиться, что меня лично всегда поражает. Я прямо сказал заведующим: «Вы все — люди с высшим образованием, должны понимать, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Государство выделяет деньги, чтобы вы и ваши работники были обследованы и пролечены». Вроде бы подействовало — обследовались, подлечились. Более того, вышло постановление правительства Пермского края об оздоровлении работников бюджетной сферы в санаториях и на курортах края. Несколько наших сотрудников в минувшем году поправили в санаториях своё здоровье.
— Что дало вашей клинике участие в нацпроектах?
— В первую очередь, хотелось бы сказать спасибо бывшему министру здравоохранения Михаилу Зурабову. Человек сделал уникальную вещь — он не только «влил» огромные средства в здравоохранение, но и вдохновил людей. И самое главное, что эти процессы необратимы. Приведу пример. Мы участвуем в пилотном проекте совместно с ещё несколькими российскими регионами. Государство выделило на это порядка 250 млн рублей. По усмотрению региона решалось, на что направить средства. Было принято решение направить эти средства для развития хирургической службы. 12,5 процента этих средств идут на прибавку к заработной плате и столько же — на покупку дорогого, так называемого «тяжёлого» оборудования. Теперь некоторые хирурги стали получать свыше 40 тысяч рублей в месяц. Попробуйте у них эти деньги отобрать! Пилотный проект заканчивается в июле, и надо либо просить деньги у государства, либо искать их в бюджете края. Уверен, что наш губернатор пойдёт на этот шаг, ведь положительные изменения налицо! Мы имеем поразительный результат: за период с июля по декабрь клиника получила около 23 млн рублей. Из них порядка 14 миллионов пошло на закупку дорогостоящего оборудования. Приведу ещё несколько показателей. Средняя длительность пребывания прооперированного больного на койке по всем хирургическим службам упала за полгода с 9,9 до 9,6. Хирургическая активность выросла с 75 до 82 процентов. Число операций на одну занятую койку возросло со 171 до 184. Если послеоперационная летальность в экстренной хирургии до 24 часов в 2006 году была 0,2 процента, то за шесть месяцев в 2007 году — 0,13. Процент послеоперационных осложнений был 0,6, стал 0,38. Это один из показателей качества, которые можно применить к хирургической службе. Зарплата у хирургов выросла на 51,6 процента.
Напоследок скажу: главное — это идти вперёд. Тот не ошибается, кто не работает; хотя, конечно, надо просчитывать все риски на несколько шагов вперёд, пусть даже это не всегда удаётся.
На базе больницы развёрнуто 24 стационарных отделения, специализированные центры и школы: астма-центр, школа сахарного диабета, центр пластической, реконструктивной и эстетической хирургии, центр «Диабетическая стопа», профпатологический центр с центром лечения пострадавших от радиационных аварий, школа гипертонической болезни.
Краевая клиническая больница является самой крупной клинической базой Пермской государственной медицинской академии, здесь размещены кафедры госпитальной терапии, госпитальной хирургии, анестезиологии и реаниматологии с курсами онкологии и хирургии ФУВ, неврологии, ЛОР-болезней, глазных болезней, акушерства и гинекологии, лучевой диагностики и лучевой терапии.