×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Единый батальон №9(29), 2007 год

Татьяна Янская

Для нас, рядовых граждан, звонок по телефону «03» — свидетельство того, что нам или нашим близким нужна экстренная помощь. Минуты до приезда бригады скорой помощи кажутся бесконечно долгими, в то время как сами её работники, едва покинув место очередного вызова, стремительно мчатся к следующему больному. И какое счастье, когда медики приезжают и спасают человека, зачастую вытаскивая его с того света. Ну, а в повседневной жизни мы редко задумываемся о том, какой это тяжёлый и порой неблагодарный труд, какие проблемы приходится решать людям, отводящим беду от наших дверей, чем привлекательно для них их дело. Об этом мы решили поговорить с главным врачом станции скорой медицинской помощи города Надыма.

Надым — город-пятидесятитысячник, именно столько человек в нём проживают. Этот юный город в 2007 году отмечает своё 35-летие. И станция скорой медицинской помощи всего лишь на год моложе своего города. Свой 35-летний юбилей коллектив медиков отметит в 2008 году.

Личность главврача

Людмила Хлывнюк возглавляет станцию скорой медицинской помощи 23 года — это 23 года напряжённого труда и полной самоотдачи. О себе Людмила Александровна рассказывает сдержанно: как и многие надымчане, приехала на Север на три года, а осталась навсегда — такая вот местная присказка. В сознании многих людей суровые северные края ассоциируются с землями, усыпанными несметными богатствами, населёнными состоятельными людьми. К таким можно отнести и Людмилу Александровну, ведь она, как сама говорит об этом, обладательница трёх бриллиантов — так Людмила Александровна называет своих дочек, которыми искренне гордится. Случилось в её «коллекции драгоценностей» и пополнение — появился внучок, которого бабушка воспитывает по телефону —, а иначе не получается, сказываются и напряжённый график работы, и дальность расстояний.

Хочется процитировать слова Людмилы Александровны, касающиеся ситуации в здравоохранении в целом и работы врача в частности.

«Медицина должна быть самой финансируемой отраслью, так как она изготовитель самого дорогого продукта — здоровья. И она должна цениться в сознании людей, оплачиваться на достойном уровне и обеспечиваться аппаратурой и медикаментами, чтобы оказывать качественную помощь. Считаю, что заниматься вопросами здравоохранения на государственном уровне должен человек, имеющий медицинское образование и в корне знающий проблемы медицины России, и тогда возможно вернуться к прежним результатам, когда отечественное здравоохранение было лучшим в мире». С мнением Людмилы Александровны трудно спорить.

И ещё одно высказывание, характеризующее главврача станции скорой помощи:

«Основные принципы в работе — порядочность и профессионализм. Уверена, что если человек занимается каким-нибудь делом, то он просто обязан быть профессионалом. Порядочность — неотъемлемая часть каждого человека, на этом строится вся жизнь. И если браться за дело, то обязательно надо доводить его до конца. Этого я требую в первую очередь от себя и от сотрудников».

Сложная работа

Надымская станция скорой помощи располагается в типовом здании, на прилегающей территории — гаражи для автомобилей, есть также большой учебный центр, в котором оказанию первой доврачебной помощи обучаются и студенты, и пожарные, и спасатели, и сотрудники ГАИ.

В коллективе работают 84 сотрудника, хотя по штатному расписанию положено больше. Связано это с объективными причинами: сложности с жильём для молодых специалистов, тяжёлая работа и невысокий уровень заработной платы. И если в больших городах есть учебные учреждения, выпускники которых остаются здесь же работать, то в Надым приходится приглашать сотрудников издалека.

По статистике, поступает около 22 000 вызовов в год, в сутки примерно 60–70 вызовов. И на каждый сигнал выезжает бригада скорой помощи, иначе нельзя.

Работа станций скорой медицинской помощи существенно отличается от работы других лечебных учреждений. Здесь необходимы решительность, умение сконцентрироваться и в считанные минуты самостоятельно принять решение.

— А наша станция, — говорит Людмила Александровна, — имеет ещё одну особенность: она выполняет две функции одновременно с помощью всего персонала — и скорой помощи, и санитарной авиации. Площадь нашего района — 110 тыс. кв. км, и в основном это непроходимые болота. Здесь без вертолёта не обойтись. Во многие точки района наземным транспортом не добраться. Но, несмотря на трудности, ни один вызов не остаётся без внимания. Бригада выедет на каждый вызов и окажет необходимую помощь. Бывает, что за сутки вылетаем до трёх раз, ведь на нашей территории расположены три национальных посёлка, а также работают газовики, нефтяники, строители, транспортники газа.

Безопасность врачей скорой помощи

В конце октября в Москве состоится съезд врачей скорой помощи, и на нём будет рассматриваться вопрос о безопасности медиков, работающих в этом направлении. Существует закон о милиции, защищающий её довольно хорошо, в отношении же врачей скорой помощи такого закона нет. В настоящее время готовится приказ, который будет защищать врачей-скоропомощников. И Людмила Александровна высказала свои пожелания и замечания по этому поводу, тем более что сталкивалась с подобными проблемами в реальности.

— В бригадах скорой помощи работает очень много женщин. И трудно предугадать, чем обернётся вызов. К сожалению, бывают случаи, когда врачи сталкиваются с хамством и агрессией в свой адрес. Это недостаток общей культуры населения. Случается, иногда водители на дороге не пропускают автомобиль «скорой» с сиреной и мигалками. Люди не понимают, что в следующий раз это может коснуться и их. То же самое можно сказать о ложных вызовах.

Под красной чертой

Работа врачей скорой помощи напряжённая и очень ответственная. Буквально 15 минут даётся на то, чтобы осмотреть больного, сориентироваться и оказать помощь. Вообще-то, 15 минут не узаконенный стандарт, но больше тянуть нельзя, иначе есть риск потерять человека. Врач скорой помощи должен уметь интуитивно определять диагноз, это умение приходит со временем. А ещё надо уметь успокоить родственников.

Условно вызовы делятся на две группы. К первой относятся те, которые идут под так называемой красной чертой — ДТП, роды на дому, различные ситуации, возникающие в общественных местах, на предприятиях, улицах, а также когда состояния больных и пострадавших представляют непосредственную угрозу жизни. Ко второй группе относятся вызовы, которые больше требуют поликлинического наблюдения.

— На скорую помощь нет большого конкурса. Молодёжь знает, что это очень тяжёлый труд — ночь, холод, грязь, асоциальные элементы. Всё это не привлекает к нам, — делится своими наблюдениями Людмила Александровна. — Но кто к нам пришёл, тот прикипает навсегда. Один раз спасёшь человеческую жизнь — и хочется этим заниматься вновь и вновь. Медицинские работники скорой помощи становятся свидетелями последнего вздоха умирающего и первого крика новорождённого и каждый раз оставляют на выездах частицу своей души, своего здоровья.

Ответственные люди

Рассказывая о коллективе Надымской станции скорой медицинской помощи, Людмила Александровна не стала выделять кого-то из сотрудников конкретно, чтобы не обидеть невниманием других.

— В нашем коллективе трудятся грамотные специалисты, люди работают с душой, с полной отдачей. Хочется отметить тот факт, что приходят к нам на работу и молодые сотрудники. Принимаем на работу фельдшеров, врачей-интернов, обучаем всех и лепим из них скоропомощников.

Мы стремимся к тому, чтобы не просто выполнять свои обязанности, а делать это профессионально. Сотрудники занимаются в учебном центре, сдают зачёты, пополняют свой запас знаний. Тем более что работаем в полевых условиях, как на фронте. И коллектив наш можно сравнить с военным батальоном. Каждому сотруднику этого единого батальона я готова сказать слова благодарности за нелёгкий, но такой необходимый труд.