Опыт и инновации на службе онкологической медицины №8(28), 2007 год
Более сорока лет назад в историческом центре Казани начал свою работу Казанский онкологический диспансер, организованный постановлением Горисполкома от 4.01.1960. Первым главным врачом диспансера был подполковник медицинской службы И. Б. Нагимов. С 1982 по 2000 год работой диспансера руководил главный врач Ф.М. Хайруллин. А с 2000 года на пост главного врача ГУЗ «Казонкодиспансер» назначен Марат Садыков. Врач высшей категории, кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения РФ, автор двух монографий и более чем 30 научных публикаций. Полтора года Марат Наилевич преподавал в Казанском государственном медицинском институте, из которого вышел сам, окончив его с отличием в 1993 году. С главным врачом Казанского онкодиспансера наш корреспондент беседует об итогах работы медучреждения, перспективах его развития и новых путях преодоления проблемы онкологической заболеваемости.
— Марат Наилевич, расскажите, как сегодня складывается ситуация с онкологической заболеваемостью в регионе, какие проблемы являются приоритетными?
— Ситуация с заболеваемостью как в Республике Татарстан, так и в целом по России остаётся достаточно сложной, однако за последние годы нам удалось значительно повысить раннюю выявляемость онкозаболеваний, стабилизировать смертность и запущенность, а также повысить долгосрочную выживаемость наших пациентов.
Сегодня на учёте ГУЗ «Казонкодиспансер» состоит около 20 000 больных, из них более 50% наблюдаются в течение пяти и более лет. Ежегодно выявляется около 4 000 случаев заболевания и фиксируется около 2 000 летальных исходов. Но сюда относятся и те больные, которые состояли на учёте по пять, семь и десять лет, так что долгосрочная выживаемость пациентов неуклонно повышается.
Положительная динамика, отмечающаяся в последние годы, во многом связана с внедрением новейших научных подходов, реализуемых на базе нашего учреждения, а также с тем, что больным стали доступны очень эффективные дорогостоящие препараты, которые мы получаем по дополнительному льготному обеспечению в рамках федеральной и региональной программ. Конкретным примером может служить картина заболеваемости злокачественными новообразованиями предстательной железы и яичника. Если раньше выживаемость при этой патологии была очень низкой, то сейчас, когда появилась возможность применения новейших схем лечения дорогостоящими препаратами, больные с этим диагнозом живут и пять, и десять лет без оперативного вмешательства — только на гормонотерапии.
— Не секрет, что успех лечения онкологических больных во многом зависит от стадии, на которой диагностировано заболевание. Как строится работа в данном направлении на базе вашего диспансера?
— Ранняя диагностика рака I и II стадии позволяет обойтись щадящими схемами лечения без применения дорогостоящих препаратов и радикальных оперативных вмешательств, сохранить здоровье и трудоспособность, а пятилетняя выживаемость в этом случае достигает 90–95%. Поэтому раннее выявление заболевания является приоритетной задачей сразу по нескольким направлениям работы.
Во-первых, мы активно боремся с укоренившимся в сознании людей стереотипом, что рак — это приговор, мучительная и неизлечимая болезнь. Поэтому сегодня ведётся постоянная разъяснительная работа в СМИ, поликлиниках, на предприятиях, направленная на преодоление парализующего страха, который часто мешает человеку обратиться за своевременной квалифицированной помощью.
Второе направление — это работа в рамках добровольного медицинского страхования. Мы заключаем договоры с крупными предприятиями и выявляем достаточно случаев различной онкологической патологии.
И третьим направлением является работа в женских консультациях и смотровых кабинетах поликлиник — эффективнейшее звено ранней диагностики случаев визуальной локализации рака. За прошлый год в смотровых кабинетах было выявлено около 120 случаев рака на 90 000 осмотров, а это достаточно высокий процент.
— Какая работа проводится в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»? Каково его значение для онкологического направления медицины?
— Реализация проекта «Здоровье» напрямую коснулась работы онкологической службы: нами было получено необходимое оборудование, в частности, новые маммографы, новые автомобили скорой помощи (один по федеральной программе и два от президента Республики Татарстан в рамках реализации проекта), значительно улучшилось бесплатное обеспечение лекарствами. Кроме того, мы сами активно участвуем в проекте, проводим работу в районах республики по выявлению онкопатологии, тесно сотрудничаем с поликлиниками и больницами. Это серьёзный проект, приоритетный для медицины в целом и для онкологии в частности.
— Марат Наилевич, расскажите, как складывается кадровая ситуация в диспансере? Как вы оцениваете уровень подготовки сотрудников?
— Сегодня наш коллектив составляют специалисты мирового уровня, преданные своей профессии, продолжающие традиции медицины и активно внедряющие новейшие подходы.
Уровень квалификации персонала очень высокий. У нас в коллективе работают 35 врачей высшей категории, 40 врачей, имеющих первую категорию, 22 кандидата наук, заслуженные врачи РФ и РТ, заслуженные работники и отличники здравоохранения. Ведётся обширная научно-исследовательская работа. В ГУЗ «Казонкодиспансер» базируется клиническая кафедра хирургии и онкологии Казанского государственного медицинского университета. Заведует курсом профессор РАЕ, заслуженный врач РФ, главный онколог Управления здравоохранения МЗ РТ по г. Казани Ф.Ш. Ахметзянов.
В последние годы в нашей клинике был получен ряд патентов на медицинские изобретения. В 2003 году золотой медалью РОНЦ им. Блохина РАМН награждён победитель конкурса молодых учёных по онкологии, кандидат медицинских наук Е.А. Мельников, работающий в первом хирургическом отделении нашего диспансера. Сотрудники ГУЗ «Казонкодиспансер» активно участвуют в российских онкологических конгрессах, международных конгрессах по паллиативной медицине и реабилитации, в межрегиональных и международных конференциях. Ведётся активная научная работа по корпоративным исследованиям с использованием новейших противоопухолевых препаратов.
— Какие достижения последних лет можно отметить особо?
— Одно из важнейших достижений — развитие уникальной для РФ службы экстренной онкологической помощи. Служба помогает одиноким больным, а также обеспечивает диагностическую, лечебную и реабилитационную деятельность. Увеличивается количество сложных медицинских манипуляций, проводимых на дому, таких как плевральная пункция, лапароцентез, химиотерапия на дому, троакарная эпицистомия. Опыт работы данной службы был признан очень полезным и рекомендован к применению в других регионах РФ.
Кроме того, мы внедрили подход, благодаря которому при выявлении онкозаболевания в приёмных покоях больниц, дежурящих по неотложной помощи, вызывается наша бригада — и больного в неотложных условиях оперируют высококвалифицированные специалисты-онкологи, что значительно улучшает прогноз.
— Какие задачи предстоит решить в ближайшее время?
— Нужно продолжать улучшение материальной базы. Нам необходимо новое оборудование: маммографы, компьютерный томограф, эндоскопическое оборудование, ИМФ-томограф. Хотелось бы расширить паллиативную помощь больным, ввести в состав бригады психолога, наладить более тесную работу с социальными службами, чтобы организовать систему ухода за одинокими больными.
Ещё один острый вопрос — создание хосписа на 25–30 коек. Эта проблема обсуждается на протяжении 30 лет, но, к сожалению, подходящего здания для этой цели пока не нашлось.
А всё остальное у нас есть: глубокие знания, многолетний опыт работы, уникальные специалисты и самое главное — желание работать, помогать людям и уверенность в том, что рано или поздно медицина окончательно победит в борьбе с этим грозным заболеванием.