Подведены итоги первого в России Международного конгресса Ассоциации врачей авиационной медицины №5(94), 2018 год

В Международном аэропорту Шереметьево завершил работу I Международный конгресс Ассоциации врачей авиационной медицины «Актуальные вопросы авиационной медицины». Российские специалисты и мировые эксперты в области авиационно-космической медицины всесторонне обсудили стоящие перед отраслью проблемы, способы их решения, возможности и перспективы: от необходимости сближения российского и международного законодательства в области врачебно-лётной экспертизы и освидетельствования авиационного персонала до нарушений ритма сердца и потери слуха у пилотов.

Российская авиационная медицина требует перемен

Инициатором и организатором состоявшегося в Москве I Международного конгресса «Актуальные вопросы авиационной медицины» выступила Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ). Мероприятие, прошедшее при участии Федерального агентства воздушного транспорта и поддержке Европейского общества по аэрокосмической медицине (ESAM), собрало более 300 делегатов из двенадцати стран: России, Италии, Швейцарии, Турции, Саудовской Аравии, Бельгии, Египта, Великобритании, Словении, Азербайджана, Казахстана, Беларуси.

На открытии были зачитаны приветственные адреса от помощника президента России Игоря Левитина, министра транспорта России Евгения Дитриха, руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько. Все они отмечали первостепенное значение авиационной медицины в обеспечении безопасности полётов.

С докладами на конгрессе выступили ведущие российские и международные специалисты в области авиационно-космической медицины, в том числе члены ESAM и AsMA. Как считает первый вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины, доктор медицинских наук Ольга Верба, это позволило участникам конгресса «составить объективное представление о состоянии и направлениях развития отрасли, сходстве и различиях в подходах к профилактике, освидетельствованию и оказанию медицинской помощи авиационному персоналу и пассажирам в России и на Западе: в чём сильны мы, а в чём — наши зарубежные коллеги».

По мнению эксперта, российский подход отличается жёстким регулированием приёма лекарственных препаратов лётным персоналом: пилотами, диспетчерами, бортпроводниками. Российская система строже, так как основана на стандартах военной авиации. В России запрещены полёты не только с серьёзными заболеваниями, такими как диабет или гипертония, но и с незначительными симптомами, не требующими медикаментозной терапии, — на Западе такой подход считается нецелесообразным. А в случае необходимости лечения российским лётчикам до сих пор назначают препараты, которые были рекомендованы к применению в гражданской авиации ещё в 90-е годы прошлого века.

«Девиз конгресса — объединение усилий на новом уровне. Мы сравнили две системы — западную и российскую, которая выросла из советской: все преимущества и недостатки. И поняли, что системы у нас разные, а цели одни, и нам нужно сближать и гармонизировать общие требования к состоянию здоровья авиационного персонала», — подчеркнула президент АВАМ Елена Колесникова.

«Необходимость в изменении законодательства в части медицинского освидетельствования пилотов назрела давно, — считает директор исполнительного комитета ESAM, главный специалист службы авиационной медицины Авиационной власти Республики Молдова Елена Катаман. — Медицинские технологии и гражданская авиация ушли далеко вперёд по сравнению со стандартами, которые используются в России для оценки состояния пилотов, их профпригодности к лётной работе. Российская система основана на стандартах военной авиации, когда целая комиссия определяет физическую способность лётчика выполнять свою работу, а не один эксперт, как в Европе. И критерии оценки в России намного жёстче. В результате получается так, что пилоты, признанные негодными в России, проходят экспертизу на Западе и продолжают летать. Ведь во всём мире хорошие лётчики на вес золота».

Европейские эксперты высоко оценили российскую практику мониторинга состояния здоровья, оказания медицинской помощи, реабилитации, профилактики заболеваний и сохранения лётного долголетия пилотов, более тщательного и углублённого подхода врачей к обследованию авиационного и аэропортового персонала, а также пассажиров. Это было отмечено и на выездном заседании исполнительного комитета и консультативного совета Европейского общества по аэрокосмической медицине, которое прошло на базе ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации».

В то же время европейскими коллегами был поднят вопрос отсутствия в России широкой практики по оказанию медицинской помощи пассажирам и членам экипажа непосредственно на борту самолёта. Как результат, вместе с ростом авиационного трафика растёт количество незапланированных посадок самолётов вследствие ухудшения состояния здоровья пассажиров. В Европе вынужденных посадок в несколько раз меньше, подчёркивают эксперты.

Многие доклады касались клинических аспектов авиационной медицины: сердечно-сосудистой системы, отоларингологии, неврологии, хирургии.

Участники конгресса обсудили аспекты управления рисками в медицинском освидетельствовании авиационного персонала, уделили внимание проблемам выявления патологий, представляющих угрозу безопасности полётов. Особое внимание было уделено вопросам психологического обеспечения профессиональной деятельности авиационного персонала и оказанию медицинской помощи на борту самолёта.

Высокие стандарты обусловлены отработанными технологиями

Аэропорт Шереметьево стал базовой площадкой проведения конгресса АВАМ, поскольку аэропорт наработал многолетнюю практику оказания медико-санитарной помощи экипажам ВС, авиапассажирам и сотрудникам. АО «МАШ» имеет в своём составе поликлинику и 12 здравпунктов в терминалах; 240 медицинских работников Шереметьево задействованы в обеспечении безопасности полётов. Количество обращений за медицинской помощью значительно выросло в связи с вводом в строй новых терминалов и завершением консолидации аэропорта. Ежегодно медико-санитарная часть Шереметьево обеспечивает более 30 тыс. консультаций пассажиров и гостей аэропорта, а также порядка 60 тыс. посещений и 1 млн пред- и послесменных, пред- и послеполётных медицинских осмотров сотрудников аэропорта и авиакомпаний. Весь персонал имеет медицинское образование и действующие сертификаты (аккредитация) по специальностям «терапия» (врачи) и «лечебное дело» (средний медперсонал).

«В Шереметьево разработаны технологии по медицинскому обслуживанию пассажиров и работников аэропорта по различным направлениям: оказание помощи при нештатных ситуациях и несчастных случаях; оказание помощи пассажирам на борту ВС. Наличие современного оборудования и опыт работы позволяют своевременно диагностировать и оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Состав оборудования и инструментария соответствует требованиям Минтранса и Минздрава. Высокие стандарты обусловлены отработанными технологиями и налаженным сотрудничеством с Территориальным центром медицины катастроф и профильными клиниками Московской области», — подчеркнул главный врач АО «МАШ» Александр Мосин.

Итогом I Международного конгресса Ассоциации врачей авиационной медицины «Актуальные вопросы авиа­ционной медицины» стало решение о создании рабочих групп для приведения в соответствие реалиям дня и модернизации основ в области авиационной медицины гражданской авиации. Также принято решение создать в рамках АВАМ секцию авиационных психологов и в ближайшее время провести семинар по авиационной психологии.

Каждый участник конгресса получил сертификат НМО — документ о повышении профессиональной квалификации. Напомним, мероприятие было аккредитовано в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации с присуждением 12 баллов.