Дмитрий Морозов: «Президент определил ключевые направления совершенствования охраны здоровья» №3(92), 2018 год

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Д.А. Морозов прокомментировал Послание Президента России Федеральному Собранию, позвучавшее 20 февраля 2019 г.

– Сегодняшнее Послание Главы государства Федеральному Собранию ориентировано на внутренние социально-экономические задачи и является продолжением Указа Президента от 7 мая 2018 года. Но каких бы вопросов оно ни касалось: экономики, бизнеса, внешней безопасности, – Послание ориентировано на решение проблем конкретного человека. Мне бы хотелось прокомментировать то, что относится к здравоохранению.

Президент начал с того, что есть успехи в развитии здравоохранения, но людям этого недостаточно. Мы неоднократно об этом говорим: вроде бы все делается, строится, выделяются деньги, формируются программы, профессионалы довольны, а спрашиваешь простого гражданина, который живет не только в центральном городе, а в деревушечке, – и у него совсем другое понимание. Я думаю, именно это стало основной отправной точкой очень большого сегмента Послания, посвящённого здравоохранению.

Президент справедливо отметил, что больше всего претензий у людей вызывает первичное звено здравоохранения. Именно по этим врачам первого контакта, как мы их называем, по фельдшерам, где-то это сёстры медицинские, – по ним люди судят о доступности настоящего здравоохранения. И Владимир Владимирович обратил внимание на то, что проблема, поднятая им в Послании год назад относительно ФАПов, врачебных амбулаторий, бездумных оптимизаций, она привела сегодня к необходимости воссоздания сети первичной медико-санитарной помощи. Президент России поставил задачу: до конца 2020 года сделать её доступной для всех.

Мы с вами хорошо знаем, что в рамках национального проекта «Здравоохранение» есть федеральный проект, который касается совершенствования первичной медико-санитарной помощи. В течение 2019–2020 гг. появится 1590 новых и модернизированных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, а там, где проживает менее 100 человек, будут использованы мобильные медицинские комплексы. Планируется приобретение более 1300 мобильных комплексов для 80 регионов страны. Правительством были выделены целевые средства, Государственной думой поддержано, и это чрезвычайно важно. Но дело не в цифрах. Президент обратился к губернаторам с призывом навести порядок в этом сегменте, чтобы закрыть эту тему в ближайшие 2–3 года. Мы не можем людей кормить трёхлеткой, пятилеткой, десятилеткой или следующим веком. Сегодня должно что-то меняться, и это зависит от слаженной работы власти.

Очень важным был посыл Президента в отношении нового менеджмента, который называют «Бережливая поликлиника». Мы не раз говорили, что у хорошего главного врача поликлиника всегда была бережливая: по принципу экономии времени, толкового распределения пространства, и очень хорошего, доброго, настоящего, пациентоориентированного отношения к пациенту. Президент поручил Правительству с учётом лучших региональных практик утвердить высокие стандарты бережливых поликлиник и в 2021 году полностью перевести на них все детские поликлиники. «Главное в этом деле – чтобы люди наконец почувствовали уважительное, по-настоящему бережное отношение к себе, к своему здоровью со стороны государства», – подчеркнул В.В.Путин.

Президент обратил внимание, что мы работаем в условиях определённого дефицита кадров, особенно в первичном звене, и предложил наряду с комплексным развитием медицинского образования снять возрастные ограничения для участников программы «Земский доктор», чтобы специалисты старше 50 лет также могли получить единовременную выплату, так называемые «подъёмные», при переезде на работу в сельскую местность или малый город: 1 млн рублей для доктора и 500 тыс. рублей для фельдшера. Это очень важно, потому что опытнейшие доктора предпенсионного возраста порою больше, чем молодёжь, заинтересованы в переезде в сельскую местность, чтобы иметь возможность приобрести участок, домик и продолжать свою деятельность на благо людей. Они – носители интеллекта, знаний и профессионализма. Мы изучали практику, проводили так называемую «депутатскую командировку». За время реализации программы 29 тыс. докторов приехали на село. С учётом новой программы «Земский учитель» получится хороший ренессанс этого интеллектуального пласта сельского поселения, потому что мы прекрасно знаем, что деревня живет тогда, когда есть клуб, школа и медицинский пункт.

Следующая внушительная позиция – это реализация программы по борьбе с онкологическими заболеваниями. В течение шести лет на эти цели планируется направить не менее 1 трлн рублей, из них в бюджете уже предусмотрено 470 млрд рублей на трёхлетний период. Предстоит кардинально изменить ситуацию во всей системе онкологической помощи, а в основе должна лежать первичная ранняя диагностика на основе диспансеризации и регулярных профилактических осмотров. Сегодня Президент привёл в пример детскую онкологию, которая на протяжении двух десятилетий показала огромный рост. Таких же успехов нужно достичь и во взрослой онкологии.

В.В. Путин особо выделил вопрос организации паллиативной помощи, который имеет не только медицинское, но и социальное, общественное, нравственное измерение. Президент подчеркнул, что накануне Государственной думой принят во втором чтении соответствующий законопроект. Мы активно занимались им последний год, а последний месяц – круглосуточно, проводили множественные согласительные совещания с НКО, благотворительными фондами, хосписами. Третье чтение состоится 21 февраля. Но на этом работа по законопроекту не закончится. Остаются отдельные неурегулированные проблемы: это оказание паллиативной помощи по месту проживания, а не прописки, и помощь членам семьи паллиативного пациента. Мы оставили это на парламентском контроле. На основе правоприменительной практики будем совершенствовать законодательство о паллиативной помощи с учётом мнения врачей, социальных работников, волонтёров, представителей общественных и религиозных объединений. 

Весьма актуально предложение Президента России сформировать ряд новых направлений на стыке здравоохранения и социального обслуживания, отработать индивидуальные принципы поддержки конкретной семьи, конкретного человека в ряде областей и в течение четырёх лет внедрить по всей стране.

Особое внимание Президент России уделил информатизации здравоохранения. Более полутора лет назад мы приняли закон о телемедицине. В течение трёх лет предстоит отладить электронное взаимодействие между медицинскими учреждениями, аптеками, врачами и пациентами, а также включить в общую цифровую сеть и организации медико-социальной экспертизы. Эти задачи планируется решать в рамках федерального проекта по созданию единого цифрового контура в здравоохранении. Это новая книга нашего здравоохранения, новый способ мышления, новый способ сопровождения. У нас на сегодняшний день огромное финансирование из федерального бюджета, почти 73 млрд рублей. В апреле Комитет намерен рассмотреть ход реализации федерального проекта и существующие проблемы на заседании круглого стола.

Ещё одно важное предложение Президента касается освобождения от налога на прибыль медицинских организаций. Совсем недавно мы проводили совещание с представителями частного здравоохранения и поддержали целесообразность продления льготы, которая заканчивается 1 января 2020 года. Сохранение льготы повысит привлекательность здравоохранения для частных медицинских компаний и станет стимулирующим фактором вкладывать инвестиции в создание новых медицинских центров по всей стране и их оснащение передовым оборудованием.

Считаем крайне необходимой и своевременной инициативу Президента России по развитию системы реабилитации после сложных операций, которая сейчас является слабым звеном, способным свести к нулю успех любой операции. Поддерживаем создание двух детских реабилитационных центров мирового уровня.