Виктор Черепов: «У российских производителей ЛС и МИ есть большой потенциал по увеличению доли своего присутствия на отечественном рынке» №6(70), 2014 год

Пресс-служба Росмедпрома

21 октября 2014 года на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей прошло совместное заседание Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности ТПП РФ. Повестка дня была посвящена вопросу совершенствования системы закупок лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В заседании приняли участие заместитель директора Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России Дмитрий Готовцев, начальник отдела Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Дмитрий Щекин, члены Комиссий РСПП и ТПП РФ, руководители предприятий медицинской и фармацевтической промышленности, профильных ассоциаций, отраслевые юристы. Мероприятие было организовано при поддержке Минпромторга России.

Модератором заседания выступил исполнительный вице-президент РСПП, председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья Виктор Черепов. Он предложил обсудить особенности регулирования действующей контрактной системы в сфере госзакупок для лекарственных средств и медицинских изделий в условиях действия Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, поделиться опытом участия предприятий фармацевтической и медицинской промышленности в аукционах, проводимых в 2014 году, проанализировать соответствующую правоприменительную практику. При этом он отметил, что у российских производителей есть ещё большой потенциал по увеличению доли своего присутствия на отечественном рынке: «В 2013 году через систему государственных закупок реализовано около 40% лекарственных препаратов и 80% медицинских изделий на сумму более 600 млрд рублей. При этом доля продукции отечественного производства составила 120 млрд рублей, при потенциале не менее 220 млрд рублей». Одной из причин того, что не удалось использовать весь имеющийся в России производственный потенциал, Виктор Черепов назвал ранее действующую контрактную систему, которую регулировал Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и которая определяла только процедуру закупки. Новая система государственных закупок, предусмотренная ФЗ-44, теперь включает полный цикл процедуры закупок: планирование, проведение конкурса, заключение контракта, поставку, мониторинг и аудит. «При действенном контроле со стороны уполномоченных органов власти вполне можно обеспечить объективность осуществления закупок и здоровую конкуренцию», – подчеркнул вице-президент РСПП. Однако проведённый анализ многочисленных жалоб по вопросу необоснованного отказа в допуске к участию в торгах на медицинскую продукцию показывает, что и самим министерствам, и общественным объединениям предстоит активная работа по устранению нарушений.

Результаты проведённого анализа были включены в проект Решения совместного заседания и предложены для обсуждения членам комиссий и участникам заседания. Так, по-прежнему нередко в один лот включается продукция (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанная с товарами и услугами, поставка, выполнение и оказание которых являются предметами торгов. Допускается установление требований к продукции, не влияющих на её функциональные характеристики, нарушается принцип невключения в документацию об аукционе указания на товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент», а также без исключения случаев, прямо предусмотренных законодательством о размещении заказов.

Не всегда в документациях об аукционе предусматриваются преференции участникам размещения заказов, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд». Длительное время (около двух лет) разрабатываются проекты Постановления Правительства Российской Федерации об ограничении допуска лекарственных средств и медицинских изделий иностранного происхождения при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, при наличии эквивалентной продукции отечественного производства.

Заслуживает внимания вопрос о взаимозаменяемости лекарственных средств и медицинских изделий как важный фактор обеспечения конкуренции закупок. Виктор Черепов также напомнил, что в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации РСПП и Минпромторг России для информирования заказчиков размещают на сайте Минпромторга России перечень отечественного медицинского оборудования, включая данные о производителях, стоимости продукции, её конкурентоспособности. Однако, как показывает анализ материалов конкурсной документации торгов, при формировании заявок и обосновании начальной максимальной цены контракта данный перечень регионами не используется.

В результате органы здравоохранения несут большие финансовые затраты, приобретая оборудование по завышенным ценам, и попадают в зависимость от импортных расходных материалов. В частности, в 2012–2013 годах на закупку 33 импортных тромбоэластографов и материалов направлено 112 млн рублей, в то время как на закупку 56 комплектов отечественного АРП-01 «Меднорд» – всего 18 млн рублей. И таких примеров по закупкам лекарств и медицинских изделий много.

Ситуацию прокомментировал заместитель директора Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России Дмитрий Готовцев. По его словам, на сегодняшний день не до конца реализованы все возможности законодательства о контрактной системе, позволяющие применить различные инструменты с целью увеличения участия российских производителей в государственных закупках.

Законом о контрактной системе предусмотрено три механизма поддержки российских товаропроизводителей – это установление запретов, установление ограничений или установление условий допуска товаров иностранного происхождения.

Так, например, уже действует механизм, который предусматривает предоставление преференций поставщикам отечественной продукции (Приказ Минэкономразвития России № 155). Данный механизм применяется уже не первый год, однако все предыдущие аналогичные приказы Минэкономразвития России имели ограниченный срок действия – 1 год. С учётом предыдущего опыта срок действия приказа 155 увеличен до двух лет и в настоящее время прорабатывается вопрос о снятии ограничений в сроках действия приказа. При этом по мере необходимости будет уточняться перечень товаров, при закупке которых предоставляются указанные преференции.

Кроме того, по словам Д. Готовцева, в настоящее время Минпромторгом России совместно с Минэкономразвития России готовятся проекты постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающие установление ограничений на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий иностранного происхождения. Механизм установления ограничений заключается в том, что если к закупке предлагается товар не менее чем двух различных российских производителей, то заявки, содержащие товары иностранного происхождения, отклоняются. При этом исключение делается белорусским и казахстанским товарам, которые приравниваются к российским.

– Постановление по установлению ограничений на закупку медицинских изделий практически уже готово и в ближайшее время будет принято. Затем, я думаю, будет принято и постановление по установлению ограничений на лекарственные препараты, – уточнил Готовцев. – Надеюсь, что таким образом мы повысим процентное соотношение участия российских производителей в государственных закупках.

О готовящихся нововведениях при регулировании обращения медицинской продукции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассказал начальник отдела Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Дмитрий Щекин. «Нормативная система регулирования обращения медицинских изделий и лекарственных средств в рамках ЕАЭС будет построена в виде трёхуровневой модели, – сообщил он. – Её базисом являются статьи 30 и 31 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года».

В развитие положений данных статей стороны договора подготовили Проект Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза, одобренный Решением Совета ЕЭК от 18 сентября 2014 года № 96, и Проект Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, одобренный Решением Совета ЕЭК от 9 октября 2014 года № 92.

Оба документа стороны планируют подписать до 1 января 2015 года, а с 1 января 2016-го уже начнёт функционировать единый рынок, что установлено Договором о Евразийском экономическом союзе. Причём Соглашение по ЛС будет выступать документом «первого уровня», содержащим основные нормы регулирования обращения лекарственных средств, и определять место надлежащих фармацевтических практик как документов «второго уровня» в сфере регулирования обращения лекарственных средств, уточнил Д. Щекин «иерархию» документов. При этом сторонами достигнуто решение об использовании международного опыта, в первую очередь Европейского Союза.

В настоящее время член Коллегии (министр) по вопросам технического регулирования ЕЭК Валерий Корешков утвердил план разработки пятнадцати нормативных правовых документов Комиссии, которые посвящены вопросам регулирования обращения медицинских изделий.

Ознакомиться с ними можно на сайте Комиссии в материалах рабочей группы в разделе «Техническое регулирование», уточнил Дмитрий Щекин, призвав участников рынка к активному обсуждению документов.

В ходе совместного заседания комиссий РСПП и ТПП также выступили представители ГК «Герофарм», ООО «М.К.Асептика», ассоциации «Росфарма», ФБУН ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии, юридической фирмы БРАС и другие. Некоторые их предложения будут внесены в доработанное Решение по итогам заседания комиссий, которое затем будет направлено в ФАС России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минпромторг России, Росздравнадзор и Правительство России. В частности, в проекте Решения содержится просьба к Правительству России ускорить принятие постановлений Правительства Российской Федерации о перечнях отдельных видов лекарственных средств и медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей закупок, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установив периодичность внесения в них изменений и дополнений.