×

Медицинское образование нового времени №1(65), 2014 год

Наталья Святова

В столице состоялась V Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование – 2014». Мероприятие организовано Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования и науки РФ, Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, а также Первым МГМУ им. И.М. Сеченова. Именно в этом университете ежегодно собираются лучшие профессионалы отрасли для обсуждения насущных проблем. В 2014-м гостей и участников было порядка 1500 – это ректоры из 55 вузов, деканы, представители Минобрнауки, директора ведущих научных центров НИИ.

Конференция длилась два дня и проходила в формате дискуссий, круглых столов, семинаров. Ключевые направления: «Здравоохранение и медицинские науки – от области образования к профессиональной деятельности», «Дополнительное профессиональное образование – требование работодателя и потребность медицинского работника». Кроме того, была организована специализированная выставка, демонстрирующая разные секции: от учебной литературы до телемедицины и симуляционного обучения. 

Всё началось с торжественного открытия. В рамках пленарного заседания «Гармонизация образовательной и профессиональной деятельности в здравоохранении» выступила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Она отметила значимость мероприятия: «Анализ результатов предыдущих конференций свидетельствует о том, что они дают стимул дальнейшему развитию медицинского образования, а также позволяют всем участникам обменяться мнениями на этот счёт и увидеть новые инновационные подходы к практическому и дистанционному обучению. Современная подготовка врача должна быть сплавом науки, образования и медицинской практики». Вероника Игоревна отметила выставку, развёрнутую в рамках конференции. По её словам, экспозиция включает в себя принципиально новые подходы, например, виртуальные классы и программы, которых ранее не было. Уровень выпускников должен профессионально соответствовать запросам отрасли, отметила министр, необходимо воспитывать врачей, в широком смысле слова способных «чувствовать человеческие души». Она также подчеркнула, что понятия «национальная медицина» не существует – эта отрасль должна впитывать в себя все мировые новшества, включая быстрое развитие телемедицины. Ещё один важный аспект – языковое знание. Специалисты должны владеть как минимум одним иностранным языком, чтобы ездить на стажировки за рубеж. 

За прошлый год здравоохранение России значительно шагнуло вперёд. Так, появились симуляционные тренинговые центры, и каждый вуз включил такое образование в свою программу. Кроме того, созданы электронное рабочее место врача с выходом во все электронные базы и медицинскую библиотеку, действуют и интерактивные образовательные программы. Вероника Игоревна поблагодарила за проделанную работу Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, а также Учебно-методическое объединение (УМО) по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в лице председателя Петра Глыбочко, недавно избранного на эту должность. При этом министр сказала, что на протяжении многих лет структуру возглавлял и координировал Геннадий Котельников, ректор Самарского государственного медицинского университета, и его вклад в науку незаменим. Она также поблагодарила Анатолия Бабанина, ректора Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, отметив, что это был первый украинский вуз, сертифицированный Великобританией. Докладчик напомнила участникам конференции об утверждённой концепции непрерывного образования и первых программах дистанционного образования для врачей первичного звена. Уже в семнадцати субъектах РФ эти пилотные проекты запущены, а активное участие в этом принимала Национальная медицинская палата (НМП) под руководством профессора Леонида Рошаля. Вероника Скворцова предоставила ему слово. 

Леонид Рошаль в свою очередь, выразил благодарность Минздраву России, ведь совсем недавно был подписан регламент взаимодействия Министерства с НМП. Он определяет активное участие профессионального сообщества при подготовке любых документов, касающихся деятельности палаты. Выступающий сказал, что вопросов в области здравоохранения множество: они связаны с клиническими базами, преподавательским составом, социальной сферой. Впрочем, настрой у Леонида Михайловича оптимистичный: «Мы на правильном пути, знаем, чем надо заниматься. Я думаю, что мы достигнем успеха, и каждый выпускник медицинского образовательного учреждения станет высококлассным специалистом. Надо сделать так, чтобы из-за рубежа приезжали в Россию, а не наоборот».

В своём выступлении Сергей Калашников, председатель комитета ГД по охране здоровья, выразил восхищение охватом проблем, затронутых на конференции, в частности, принципом организации подготовки медицинских кадров. «Сегодня медицинская помощь не предусматривает индивидуального подхода, она стала индустрией со своей специализацией, организацией и конвейером», – сказал докладчик. Он также задался вопросом, по какому пути будет строиться национальное медицинское образование с учётом международного опыта и проблем отечественного здравоохранения. По мнению Сергея Вячеславовича, сейчас не нужно игнорировать появление новых специалистов, например химиков, работающих в сфере радиационной медицины, но при этом необходимо алгоритмически обучать именно докторов. А главная задача медицинского образования – общетеоретическая подготовка врача и его личностное развитие, считает Сергей Калашников. 

Луиджи Миглиорини, официальный представитель Всемирной организации здравоохранения в РФ, сказал, что образование медицинских кадров во всём мире – главная задача ВОЗ. Были выпущены отчёты по этому вопросу, один из документов называется «Трансформация и повышение качества и подготовки медицинских кадров». Оратор поблагодарил Веронику Скворцову за переводы важных документов ВОЗ на русский язык. А министр также напомнила, что в 2013 году по инициативе Минздрава РФ во Всемирной организации здравоохранения открылась секция русского языка. Кроме того, на площадках Генеральной ассамблеи ВОЗ проводились встречи всех русскоговорящих стран, была воссоздана русская версия сайта ВОЗ, а теперь ещё существует перечень международных источников, которыми будут пользоваться европейские и азиатские страны, части южноамериканского и африканского континентов. 

Председатель пленума, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко выступил с докладом «Дистанционные образовательные технологии как эффективный инструмент профессионального развития врача». Он рассказал о работе здравоохранения за прошлый год. Помимо новых стандартов нового поколения и пилотных проектов в регионах, подготовлена концепция о симуляционном образовании: «Мы прошли большой путь от простых симуляционных центров до создания виртуальной клиники. У нас остался последний этап – открытие Центра эндопротезирования для подготовки специалистов этого профиля, которые востребованы на рынке труда, необходимы и нужны. Я думаю, нам удастся в 2014-м такое учреждение создать». Пётр Витальевич напомнил гостям о ежегодной премии в сфере медицинского и фармацевтического образования России Docendo discimus («Уча других, мы учимся сами») за разработку лучших учебных пособий и учебников. Лауреатам, представителям медицинских вузов из разных регионов России и стран СНГ, награды вручала лично Вероника Скворцова. 

«За комплекс учебных изданий» для обеспечения реализации образовательных программ высшего образования, здравоохранения и медицинской науки посмертно наградили Валерия Соложенкина, бывшего заведующего кафедрой медицинской психологии, психиатрии и психотерапии медицинского факультета Кыргызско-Российского славянского университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина. А премию вручили декану медицинского факультета КРСУ Анэсу Зарифьяну. Гость из Бишкека запомнился всем своим неординарным выступлением. Он поблагодарил со сцены коллег в стихотворной форме и вручил подарки: панно – министру здравоохранения Веронике Скворцовой и папку, национальный колпак и значок – Петру Глыбочко. 

В рамках мероприятия прошло общее собрание Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России и другие симпозиумы, касающиеся образования врачей.