Как повысить доступность медицинской помощи №5(25), 2007 год

Раиса Емельянова

В Министерстве здравоохранения Омской области прошла пресс-конференция для журналистов местных СМИ. Главную тему, вынесенную на обсуждение участников пресс-конференции, определило недавнее заседание регионального правительства, на котором достаточно жёсткой критике была подвергнута амбулаторно-поликлиническая служба омского здравоохранения и прежде всего за всё ещё остающуюся актуальной проблему больших очередей в поликлиниках по месту жительства граждан. Например, жители многих микрорайонов Омска, чтобы попасть к участковому врачу или к врачам узких специальностей, вынуждены занимать очередь за талонами с шести, а то и с пяти часов утра. Но и имеющим таковой нередко приходится сидеть у кабинета врача лишние час-полтора. Обслуживание пациентов практически во всех поликлиниках города идёт с нарушением указанных в талонах сроков приёма.

Что сделано

Почему подобная проблема так остро встала именно в последние годы? Причины этого на пресс-конференции охарактеризовали заместитель министра здравоохранения Омской области Виктор Харитонов (он и вёл встречу с журналистами) и руководители отделов регионального министерства и департамента здравоохранения г. Омска.

Действительно, 10–15 лет назад особых неурядиц с посещением поликлиники по месту жительства в случае заболевания жители г. Омска не испытывали. Люди всегда могли попасть к участковому врачу в день посещения поликлиники. Причём для этого совсем не обязательно было вставать ни свет ни заря, чтобы занять очередь, можно было даже по телефону позвонить в регистратуру и попросить отложить талон на приём к участковому врачу или к узкому специалисту.

Виктор Харитонов рассказал журналистам, что в министерстве, проанализировав ситуацию в первичном звене, определили несколько основных причин, породивших обозначенную проблему. Во-первых, произошло увеличение количества пациентов. В среднем каждая поликлиника обслуживает сегодня на 20–25% пациентов больше, нежели десять лет назад. Хотя, что интересно, чаще болеть люди не стали. Заболеваемость в среднем осталась на уровне 10–15-летней давности, а по некоторым нозологиям даже уменьшилась. Возросло число обращений в поликлиники прежде всего из-за введённой три года назад системы дополнительного льготного обеспечения многих категорий пенсионеров и практически всех без исключения инвалидов. В соответствии с федеральным законодательством о льготном лекарственном обеспечении каждый пациент-льготник должен ежемесячно обращаться к лечащему врачу за новым рецептом на лекарства. Даже если такому больному требуется принимать одно и то же лекарство изо дня в день до конца своей жизни, врач всё равно не имеет права выписывать ему льготный рецепт на более длительный срок. А в Омской области только федеральных льготников 126 тысяч человек. Несложно подсчитать, что за год они дают солидную прибавку визитов в поликлиники области – около 1,5 миллиона.

Во-вторых, большой поток пациентов в последние три года вызван изменениями в законодательстве, касающимися оформления статуса инвалида. До нововведений большинство инвалидов получали свой статус пожизненно, и им не было нужды ежегодно обращаться к врачам по поводу очередного полного обследования здоровья (если к тому же не происходило ухудшений в состоянии) и подтверждения группы инвалидности. Теперь практически все инвалиды обязаны это делать ежегодно. По федеральным стандартам для них на каждый год разрабатываются реабилитационные программы, после прохождения которых врачи обязаны снова давать оценку состояния здоровья реабилитированных. Расчёт, естественно, делается на то, что после лечебнореабилитационного курса человек должен чувствовать себя значительно лучше, в результате чего не исключена вероятность его перевода на более лёгкую группу инвалидности, возможно, даже позволяющую работать. А при самом эффективном результате реабилитации почему бы и вообще не освободить человека от статуса инвалида? Происходят ли на самом деле оптимистичные истории превращения инвалидов в здоровых, работоспособных людей — другой вопрос и другая тема. Виктор Харитонов заговорил о новых условиях деятельности медико-социальной экспертизы с одной целью — показать, что они стали отнимать гораздо больше рабочего времени у сотрудников поликлиник.

В-третьих, неудовлетворительное обслуживание пациентов в наших поликлиниках, по мнению специалистов Минздрава, вызвано отвлечением врачей на различного рода массовые профилактические кампании. В том числе на проведение диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». В серьёзном комплексном обследовании пациентов необходимо участие врачей узких специальностей. Но в штатах сельских районных больниц некоторых из таких специалистов вообще нет. В частности, лор-врачи есть только в десяти сельских ЦРБ. Отвлекая лор-врачей и других узких специалистов из городских поликлиник для проведения кампаний диспансеризации в сельских районах, Министерство тем самым ещё больше обостряет ситуацию с обслуживанием посетителей в медицинских учреждениях Омска. Но другого выхода пока не видели – нацпроект надо выполнять в первую очередь.

Кстати сказать, несмотря на отсутствие в штатах многих сельских ЦРБ врачей узких специальностей, да и с участковыми терапевтами там тоже проблема, в районных поликлиниках нет той напряжённости в приёме посетителей, которую мы все наблюдаем в поликлиниках Омска в последние годы. Это объясняется широкой сетью фельдшерско-акушерских пунктов. Сегодня их в области 855. Если сельскому жителю трудно попасть к тому или иному узкому специалисту, то к своему фельдшеру он может обратиться в любое время суток. Фельдшеру дано право постановки первичного диагноза и предварительного лечения заболевания. Кроме того, он имеет право выписывать рецепты по дополнительному лекарственному обеспечению, ну и, разумеется, обычные. Поэтому, получив такого рода скорую медицинскую помощь, сельские жители остаются вполне удовлетворёнными оказанной им услугой. К тому же, если возникает необходимость более глубокого диагностического исследования, лечения в условиях стационара или специализированного центра, врач ФАПа непременно направит пациента в районную больницу, где в зависимости от сложности ситуации примут решение: самим лечить больного или отправить его в областной центр.

Ко всем названным проблемам обслуживания пациентов в амбулаторно-поликлинических учреждениях Омска надо добавить ещё одну – возросшую плотность населения на территориях, которые курируют участковые врачи. По нормативу в зоне их обслуживания должно проживать не более 1 700 человек. В реальности на участках омских терапевтов проживает по 2 000 и более человек.

Ясно, что действующее штатное расписание давно устарело и требует своего расширения. Тем более что, помимо приёма посетителей, участковые врачи много времени тратят на оформление различного рода отчётности, связанной с реализацией того же приоритетного национального проекта «Здоровье». О компьютеризации рабочих мест большинству участковых врачей пока приходится мечтать.

Что делать?

Министерство здравоохранения Омской области, департамент здравоохранения г. Омска приступили к решению задачи повышения доступности и качества медицинской помощи первичного звена ещё несколько лет назад. Но активно занялись решением этой проблемы только с прошлого года. В 2006 году была разработана система патронажного обслуживания пациентов на дому. Участники Великой Отечественной войны, инвалиды 1-й и 2-й групп были освобождены от обязанности ежемесячно посещать участкового врача для оформления новых рецептов, дополнительного обследования здоровья для представления документов в МСЭК. Врачи сами стали посещать своих пациентов на дому в соответствии со строгим графиком.

Ещё один конкретный шаг в решении проблемы — введение в регистратурах поликлиник службы дежурного регистратора. Кроме того, в режим работы участковых врачей была введена так называемая третья смена — с 16.00 до 19.00. Она действительно третья в течение дня, но не для всех участковых, а только для дежурного. Это время появилось в распорядке работы поликлиник прежде всего в расчёте на работающее население. У занятых на производстве, в бюджетных организациях рабочих и специалистов нет возможности сидеть по нескольку часов в очереди на приём к врачу утром и днём. Открытие при поликлиниках дневных стационаров и стационаров на дому, действующих в двухсменном режиме, также призвано разгрузить участковых врачей. В этом году в ряде поликлиник Омска проведено анкетирование пациентов, после чего в них введена система бесталонного обслуживания.

Благодаря программам, проводимым Правительством Омской области совместно с муниципальными образованиями по привлечению и закреплению кадров в отрасли (дополнительные денежные выплаты, обеспечение жильём на льготных условиях), удалось прекратить отток кадров из учреждений медицины, увеличить укомплектованность первичного звена. За 2006 год в поликлиники и другие учреждения амбулаторно-поликлинической службы прибыло 117 специалистов. В итоге укомплектованность первичного звена по Омской области составила 89%, по Омску – 96%. Темп прироста кадров — 11,6% (по РФ – 9,7%). Также в 2006 году Министерство здравоохранения Омской области добилось от Минздравсоцразвития РФ разрешения на четырёхмесячную переподготовку врачей
с целью получения специализации по урологии, эндокринологии и офтальмологии (прежде требовалось прохождение годичной ординатуры или интернатуры) – всё это делается для решения проблемы нехватки узких специалистов в поликлиниках.

Однако, несмотря на положительные изменения в амбулаторно-поликлиническом звене, доступность медицинской помощи в некоторых учреждениях здравоохранения всё ещё оставляет желать лучшего. Решать эту проблему в будущем планируется в двух направлениях: за счёт эффективной организации потоков пациентов и введения новых объектов здравоохранения. Плановая мощность поликлиник Омска сегодня — 16 190 посещений в смену. В реальности ежедневно в среднем 20 866 жителей Омска хотели бы попасть на приём к врачам поликлиник. Ясно, что как бы ни старались сотрудники первичного звена здравоохранения, но все попасть к необходимому специалисту в день обращения не смогут. Поэтому в перспективном плане развития здравоохранения предусмотрено строительство поликлиники на 1 000 посещений в смену на Левобережье, открытие офисов врачей общей практики как в городе Омске, так и в сельских районах области. Всего до 2010 года намечается открыть дополнительно 28 офисов врачей общей практики. В Омске они будут в какой-то степени исполнять роль ФАПов подобно действующим в сельских населённых пунктах. К слову сказать, сегодня в Омской области действует 88 офисов врачей общей практики. По их числу она входит в десятку первых в соответствующем всероссийском рейтинге.

Но актуальной на данный момент остаётся проблема неудовлетворительного обслуживания пациентов в поликлиниках, требующая новых идей и решений, которые могли бы в кратчайшие сроки исправить ситуацию. Поэтому до 15 июня включительно Министерство здравоохранения Омской области проводило масштабную проверку амбулаторно-поликлинической службы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в ходе которой специалисты дали оценку кадровому обеспечению поликлиник, организации их работы, уровню диагностических возможностей и другим сторонам деятельности. В результате анализа полученной в ходе проверки информации будут разработаны дополнительные мероприятия по повышению доступности и качества поликлинической помощи населению Омской области.