×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

В приоритете — повышение уровня жизни наших медицинских работников Свежий номер

Н.С. Шамбазова, председатель Рязанской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ

Рязанская областная организация Профсоюза работников здравоохранения РФ организована 18 ноября 1937 года. На начало 2023 года численность её составляет 22 532 человека: 2923 врача, 6360 средних медработников, 479 педагогических работников, 3969 прочих работников и 8801 студент.

Социальное партнёрство как система сложилось в нашей организации с 1998 года, когда было заключено первое Региональное отраслевое соглашение между управлением здравоохранения Рязанской области и Рязанской областной организацией Профсоюза. В то время только в 10 % учреждений отрасли действовали коллективные договоры. За 25-летний период механизм соцпартнёрства стал основой и неотъемлемым элементом регулирования трудовых отношений в региональном здравоохранении. Коллективные договоры действуют в 97 % учреждений. 

Действующее РОС закрепляет ряд положений, которые улучшают положение работников, по сравнению с федеральным законодательством.

  • Соглашение имеет прямое действие в учреждениях, где не заключены коллективные договоры. Например, в областном клиническом кардиодиспансере при отсутствии КД действуют положения регионального отраслевого соглашения, а это и минимальные размеры доплат работающим во вредных условиях труда, и дополнительные отпуска и гарантии профактиву, и многое другое.
  • Работодатели принимают локальные нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые отношения, с учётом мнения профсоюзного комитета, в том числе если численность профорганизации менее 50 % от общего количества работников.
  • В случае нарушения срока выплат работникам (зарплата, отпускные, выплаты при увольнении и т.п.) выплаты производятся с уплатой процентов в повышенном размере (1/100 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
  • Продолжительность дополнительных отпусков работникам, занятых во вредных и/или опасных условиях труда, устанавливается не ниже предусмотренной Списком 1974 г. 
  • Доплаты за работу в ночное время при оказании экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи производятся в размере 50 и 100 % от должностного оклада, а также всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системами оплаты труда. 

Очень важным является положение Соглашения об обязанности работодателей до утверждения отчёта о проведении спецоценки направлять полученные результаты в обком Профсоюза для проведения независимой экспертизы качества проведения СОУТ. Только после получения от областного комитета соответствующего заключения итоги СОУТ утверждаются и вводятся в действие.

Профсоюзная инспекция обкома в обязательном порядке проводит предварительную экспертизу проектов коллективных договоров. Региональным отраслевым соглашением предусмотрена возможность установления в колдоговорах учреждений дополнительных социальных льгот для членов Профсоюза. Данная возможность предусмотрена и Трудовым кодексом. По сути, профсоюзная работа вписана в общую канву жизнедеятельности лечебных учреждений. На общественных началах профактив обеспечивает выполнение важных функций, в том числе в интересах работодателя: это и контроль за охраной труда и безопасностью на рабочих местах; это и огромная работа по разработке и заключению колдоговора, ведь чаще всего инициаторами являются профсоюзные органы. Сюда же можно отнести различные общие мероприятия, приуроченные к юбилеям учреждений; работу с ветеранами; проведение профессиональных конкурсов. Однако из-за сложной и жёстко контролируемой системы финансирования учреждений отрасли предусмотреть в колдоговоре дополнительные льготы и гарантии членам Профсоюза за общественную работу невозможно. Региональное министерство труда и занятости населения стоит на позиции признания данных фактов в качестве дискриминационных по отношению к работникам, не являющимся членами Профсоюза. Единственным и одновременно очень сложным путём решения этой проблемы является заключение в учреждениях отрасли отдельных Соглашений в отношении членов Профсоюза. Данная проблема сейчас стоит в разработке и ЦК Профсоюза, и многих региональных организаций.

Подводя итог, можно констатировать, что в течение длительного времени в отрасли складывалась система социального партнёрства. Она успешно работает, но нуждается в дальнейшем развитии. Применение законодательно установленной процедуры проведения коллективных переговоров, использование возможности запрашивать у работодателя практически любую информацию для целей заключения коллективного договора, исполнение норм закона при оформлении представительства проф­союзами интересов работников, не являющихся членами Профсоюза, — всё это может повысить значимость системы соцпартнёрства, найти резервы для дальнейшего повышения уровня жизни наших работников.