Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека: первые в медико-гигиеническом сопровождении ракетно-космической деятельности №1(119), 2023 год

Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека» Федерального медико-биологического агентства, отметившее в 2022 году 60-летний юбилей, — первая научная организация в стране, решающая вопросы обеспечения медико-гигиенического сопровождения ракетно-космической деятельности. О работе ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России рассказывает и.о. директора предприятия, доктор медицинских наук, профессор Андрей Станиславович Радилов.

— Увеличение дальности полётов ракетоносителей потребовало создания высокоэнергетических ракетных топлив и их компонентов (КРТ), большинство из которых обладало высокой токсичностью и опасностью. Проведение токсикологических исследований КРТ было реализовано в конце 1961 года специальной токсикологической лабораторией, созданной при непосредственном участии выдающегося советского токсиколога Н.В. Лазарева.

С течением времени расширялся спектр объектов исследования, развивались новые научные направления в области токсикологии, профпатологии, медицины труда и окружающей среды, аналитической химии. В настоящее время ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России является многопрофильной научной организацией, способной решать весь комплекс задач в области оценки воздействия химического фактора на организм, включая популяционный уровень.

Исторически первым и до сих пор имеющим большое значение направлением является медико-гигиеническое обеспечение отечественной ракетно-космической деятельности. В период 2013–2021 годов была значительно усовершенствована система мониторинга состояния здоровья работников космодрома «Байконур» и населения, проживающего вблизи него.

В рамках госпрограммы «Развитие космодромов» создана и реализуется информационно-аналитическая система специального медицинского и санитарно-гигиенического мониторинга состояния здоровья персонала и населения в районах эксплуатации ракетно-космической техники на территории Дальневосточного федерального округа с целью формирования базы данных для разработки профилактических и оздоровительных мероприятий по снижению степени влияния вредных техногенных факторов на здоровье персонала КЦ «Восточный» и населения прилегающих территорий.

Другим научным направлением деятельности Института с конца 90-х годов ХХ века является медико-гигиеническое сопровождение работ по уничтожению химического оружия. В 2018–2019 годах выполнены работы по оценке возможности безопасного использования, перепрофилирования и возвращения в народное хозяйство ряда бывших объектов по уничтожению химического оружия в пос. Мирный Кировской области, г. Щучье Курганской области, пос. Леонидовка Пензенской области. Проведённые работы имели значительный экономический эффект.

С 2009 года в НИИ ГПЭЧ были начаты и до настоящего времени успешно реализуются программы разработки и ведения медико-санитарных паспортов химически опасных объектов и территорий их расположения. Медико-санитарная паспортизация химически опасных объектов — это путь к научно обоснованным рекомендациям по приведению их в безопасное состояние и минимизации химических рисков. В Медико-санитарном паспорте предусмотрено использование алгоритма комплексной санитарно-эпидемиологической экспертизы и оценки реальной нагрузки различных вредных факторов среды обитания, а также степени напряжённости медико-экологических характеристик в целом и в динамике. На данный момент разработаны и реализованы более 20 паспортов химически опасных объектов и территорий их расположения, в том числе ООО «КИНЕФ» (г. Кириши, Ленинградская область), ОАО «Государственный ракетный центр им. академика В.П. Макеева (г. Миасс, Челябинская область), ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск, Чувашская Республика), ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (г. Липецк) и др.

В НИИ ГПЭЧ впервые в Российской Федерации начали проводиться исследования в области обнаружения и идентификации биомаркеров отравляющих веществ в биомедицинских пробах, что позволило на протяжении более десяти лет ежегодно успешно проходить тренировочные и профессиональные тесты, проводимые Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). ФГУП «НИИ ГПЭЧ» — единственное предприятие ФМБА России, аккредитованное ОЗХО на право анализа биопроб при расследованиях возможных случаев применения химического оружия. В институте разработаны и апробированы протеомные методы идентификации и количественного определения токсинов, входящих в список Конвенции по запрещению химического оружия. Разработки института обеспечивают готовность Российской Федерации к участию в расследованиях случаев возможных отравлений высокотоксичными химикатами и биотоксинами.

К числу успешно выполненных при участии института социально значимых мероприятий можно отнести экстренное обследование территории и населения города Армянска (Республика Крым) в 2018 году, причиной которого явилась серия эпизодов выброса в атмосферу токсичных соединений, содержащихся в кислотонакопителе предприятия по производству химической продукции ООО «Титановые инвестиции».

В 2020 году проведено экстренное обследование объекта накопленного вреда на территории экологической катастрофы в Камчатском крае. Основные направления работы были сосредоточенны на определении вероятного источника загрязнения объектов окружающей среды, которые были условно разделены на природные и техногенные. Опыт, накопленный коллективом в ходе выполнения международных сличительных тестов Организации по запрещению химического оружия, был успешно использован при определении водорослевых токсинов: в пробах воды с Халактырского пляжа в районе Петропавловска-Камчатского был обнаружен сакситоксин.

В настоящее время проводятся работы в рамках реализации дорожной карты по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды на территории промышленной площадки предприятия «Усольехимпром» городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области в результате экономической деятельности, связанной с производством химической продукции.

Социально значимые работы продолжаются в г. Железногорске Курской области и г. Губкине Белгородской области, цель которых — выявление доли влияния Михайловского и Лебединского горно-обогатительных комбинатов на состояние здоровья населения и среды его обитания, разработка мероприятий по улучшению экологической ситуации и укреплению здоровья населения.

В институте разработана методология выявления и определения тяжести воздействия негативных химических факторов методами токсикометаболомики, что позволит существенно увеличить возможности лабораторий ФМБА России, центров гигиены и эпидемиологии и токсикологических лабораторий в области выявления биомаркеров экспозиции/эффекта и расследования обстоятельств хронических отравлений вредными химическими веществами. Широко используются методы моделирования in vitro и ex vivo с целью исследования механизмов действия ксенобиотиков.

Методология медико-гигиенической оценки состояния здоровья и производственной среды персонала химически опасных объектов и состояния здоровья и среды обитания населения территорий, расположенных в непосредственной близости от них, является научной основой для разработки мероприятий по выполнению поставленных руководством страны задач в области сохранения здоровья людей, в том числе в экстремальных условиях техногенного воздействия токсикантов. Методология позволяет выявить основные, ведущие причины дополнительной заболеваемости и смертности населения, обусловленные загрязнением окружающей среды, и на этой основе установить приоритеты экологической политики.

За многолетний добросовестный труд коллективу ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России, успешно выполняющему важные научно-исследовательские работы в системе обеспечения химической безопасности Российской Федерации, в 2018 году объявлена благодарность Президента Российской Федерации. Более полутора десятков сотрудников института удостоены государственных наград.