×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Консорциум «Медицинская техника» — оплот отечественных производителей №5(110), 2021 год

Григорий Костров

Осенью 2020 года в России появился консорциум «Медицинская техника» — объединение разработчиков и производителей медицинской техники, её комплектующих, электронной компонентной базы, программного обеспечения и расходных материалов, созданный в целях совместного преодоления технологического и рыночного отставания от зарубежных производителей медицинской техники. О достижениях и перспективах объединения рассказывает его генеральный директор Виктор Назаров.

 Возникновение консорциума вызвано самой жизнью: с развитием пандемии COVID-19 и увеличением потребности лечебных учреждений в медицинских изделиях, необходимых для оказания помощи при корона­вирусной инфекции, выяснилось, что зарубежные производители переключили все потоки на внутренние потребности, а наша промышленность, которая производит аппараты искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), расходные материалы к ним, аппараты для термометрии, очень зависит от импортных комплектующих. Их поток также иссяк. В итоге предприятиям оборонно-промышленного комплекса была поставлена задача оперативно объединить усилия и организовать производство необходимых изделий. Сама идея исходила от блока промышленности Правительства России, и было принято решение создать инструмент, который позволил бы осуществлять координацию деятельности предприятий по развитию производства и обеспечению медицинскими изделиями. Поскольку Департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга России уже имел опыт работы с консорциумами, такую модель объединения и выбрали.

Что такое консорциум? Это не политический, а технический орган, направленный на координацию отрасли в вопросе реализации национального режима рынка. Инструмент, который позволяет в плановом порядке осуществлять коммуникацию между производителями медицинских изделий (включая комплектующие) и государственными организациями: Минпромторгом России, Росздравнадзором, Минздравом России.

Естественно, что, когда оборонные предприятия начали объединяться, не могли остаться в стороне и организации, которые в этот момент уже активно работали в России: Ассоциация разработчиков, производителей и пользователей медицинской техники (МАМТ), Ассоциация производителей и поставщиков лекарственных средств, изделий и техники медицинского назначения (Росмедпром) и Ассоциация организаций оборонно-промышленного комплекса производителей медицинских изделий и оборудования (АПМИ-ОПК). Кроме них, нашими учредителями и членами правления являются государственные корпорации «Ростех» и «Росатом», концерн ВКО «Алмаз-Антей». Сейчас в наш состав собирается войти государственная корпорация «Роскосмос».

Итак, учредители договорились использовать нас как инструмент для организации производственной кооперации между производителями, а также коллективного обсуждения всех документов, которые связаны с национальным режимом закупок. Его правила дают преимущества в госзакупках производителям и импортёрам, которые произвели свои товары, работы и услуги на территории Российской Федерации или государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Задача государства — обеспечить себя максимально глубоко локализованной продукцией, чтобы страна могла не зависеть ни от кого, а все необходимые базовые изделия производила сама. Но для того, чтобы никого не забыть и не обидеть, ассоциации и предприятия ОПК создали такую систему, которая позволяет достаточно объективно определять критерии происхождения продукции. Например, импортные «сборочники» — это, как правило, высококлассные иностранные корпорации, которые представлены в России на финишных стадиях, — и лишить их всяких преференций на внутреннем рынке тоже неправильно, от этого пострадают и ассортимент, и конкуренция.

Таким образом, консорциум формирует заключение, основанное на коллективном мнении своих участников. Мы — экспертно-аналитический орган, который позволяет вырабатывать коллегиальное мнение и далее им руководствоваться. В консорциуме сформированы рабочие группы по типам медицинской техники — сейчас их двадцать четыре. Профессионалы, работающие внутри соответствующей отрасли, хорошо представляют и конкурентный рынок внутри страны. Они знают, какие технологические стадии возможны сегодня к производству, а какие — нет, и что следует предпринять в конкретном узком сегменте, чтобы убрать лишние барьеры в работе на рынке российских предприятий. При этом отечественных промышленников мы стимулируем локализоваться всё глубже и глубже, а иностранным коллегам даём понять: сейчас вы осуществляете крупноузловую сборку и калибровочно-настроечные стадии в России, поэтому в этом году проходите как отечественный производитель, но если не разместите на территории России технологические производства по изготовлению отдельных компонентов и форм, то через два-три года потеряете все преференции.

Если говорить об итогах первого года, то один из главных успехов — создание системы электронного документооборота. Без такого механизма невозможно качественное исполнение постановления Правительства России «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», содержащее критерии страны происхождения товаров. Помимо этого, в настоящее время мы активно работаем над каталогом товаров и услуг (КТРУ). Эта платформа станет базовым инструментом для формирования технческих заданий для участия в государственных закупках, в том числе в целях выполнения минимальной доли закупок товаров российского происхождения, которую государство устанавливает на текущий и последующие годы.

В целом, можно сказать, что система заработала. Сегодня в консорциум входит более ста пятидесяти предприятий, и помимо системы электронного документооборота проводятся регулярные консультационные видеосеминары, на которых можно слышать живое мнение коллег. Всё это позволяет формировать взвешенное и коллективное, но при этом всё равно рекомендательное мнение отрасли по тем или иным направлениям.

— Какие решения надо принять на уровне государства, чтобы Россия вошла в число мировых лидеров по производству медицинской техники?

— Государственная политика чётко ориентирует отрасль на поддержку оте­чественного производителя. Введение минимальной доли закупок отечественных товаров — это очень сильный инструмент, хотя он и не предусматривает жёстких санкций по отношению к заказчику, если он не выполняет квоту. Ещё один рычаг — принцип «второго лишнего» по отношению к медицинской технике, включённой в реестр радиоэлектронной продукции: если хотя бы один отечественный производитель выходит на торги с соответствующей позицией, все иностранные компании из конкурса исключаются.

А вот чего бы хотелось попросить от государства, — могу ответственно сказать, что в России существуют компетенции для того, чтобы производить около 80 % всех необходимых изделий уже сегодня, но для того, чтобы возникли гиганты, которые вышли бы на один уровень с мировыми корпорациями: «Филипсом», «Тошибой» и другими, — для них надо создавать и финансовые, и кадровые фундаменты. А это станет возможным, только если все участники процесса будут искренне хотеть закупать российское. Потому что мы всё-таки привыкли к импортному, особенно потребители — врачи (они, в хорошем смысле слова, консерваторы), и одна из наших главных задач — обеспечить взаимодействие с врачебным сообществом, сформировать атмосферу взаимного доверия. Когда в России возникнет убеждённость, что надо приобретать российскую продукцию, помогать ей выходить на мировой уровень, тогда мы создадим индустрию, которая войдёт в число мировых лидеров. Требуется и вмешательство федеральных органов. Вот отличный пример: весной прошлого года в стране стало не хватать дыхательных контуров для аппаратов ИВЛ. В России их не производили. Минпромторг России сработал крайне эффективно: выделил средства для приобретения необходимых станков, и на базе отечественного предприятия было запущено высококлассное производство, которое позволяет сейчас покрыть 90 % потребности Российской Федерации.

В России есть производства, которые уже готовы производить высоко­уровневую продукцию. Но их надо вести за руку, каждое отдельно. Если помочь предприятию пройти через все бюрократические препоны, оно сразу обретёт мощь.

Хотелось бы, чтобы работу по развитию медицинской техники активно возглавил Минздрав России, через главных специалистов и национально исследовательские центры, формируя запросы на те изделия, которые действительно нужны врачам с учётом перспективы. Поскольку надёжная медицинская промышленность в любой цивилизованной стране является основой качественной медицины, мы приглашаем подписать тройственное соглашение о сотрудничестве между Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством здравоохранения РФ и консорциумом «Медицинская техника», направленное на развитие производства медицинской техники в Российской Федерации. Минздрав России станет формировать потребности в количестве медицинской техники и изделий, эксперты-практики — предлагать ключевые характеристики изделий, которые они хотели бы получить, а консорциум будет сотрудничать с научными центрами Минздрава России в пост­регистрационной апробации медицинской техники, доведении её до оптимального состояния. Перспективы подписания такого соглашения хорошие. Мы стремимся к сотрудничеству с Минздравом России как самым главным и важным партнёром, с которым мы намерены идти бок о бок в решении проблем развития отечественной медицинской промышленности.

— Не получится ли так, что государство поставит интересы производителей выше интересов врачей и пациентов?

— Нет, не получится, в государстве создана система необходимой экспертизы. Уже сейчас Росздравнадзор не допускает на рынок изделия, которые могут причинить вред или не достаточно качественны. Другое дело, что специалист, который работал на импортном оборудовании, просто к нему привык. О результатах экспертизы отечественных медицинских изделий, в том числе проведённых в ведущих экспертных организациях Минздрава России, он может просто не знать.  И надо создать систему, которая делала бы достоянием всего медицинского сообщества результаты апробации, проведённой в головных профильных организациях Министерства здравоохранения РФ.

На основании такого комплекса испытаний и принималось бы государственное решение, а врачам было бы сказано: «Коллеги, это хорошее изделие, мы его проверили, пользуйтесь, ничего не бойтесь!» Тогда не будет никакого конфликта.

— Чтобы продвигаться вперёд, надо уметь конкурировать…

— Совершенно справедливо. В одной рабочей группе собрались не только товарищи и коллеги, но и конкуренты, которые хотят получать прибыль. Сейчас конкуренция идёт по двум направлениям: кроме традиционного критерия «цена — качество», всё более актуальной становится конкуренция локализаций. Эта вторая линия позволяет государству развивать и компоненты, и электронную базу, и материалы, а не только конечные изделия.

— Очертите, пожалуйста, планы корпорации на следующий год.

— До конца 2022 года должен быть полностью переработан каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) на медицинские изделия, которые относятся к компетенции консорциума, чтобы позволить заказчику заказывать то, что ему нужно, без избыточных характеристик. Помимо этого, на базе предприятий, входящих в состав консорциума, в первую очередь предприятий оборонно-промышленного комплекса, мы должны создать систему испытательных лабораторий, чтобы резко ускорить проведение экспертиз и испытаний, необходимых для регистрации медицинских изделий. Соответствующее соглашение подписано с Всероссийским научно-исследовательским институтом медицинской техники.

Доля произведённых предприятиями консорциума медицинских изделий составляет сейчас 27 % от общего рынка России. В то же время, как уже говорилось, компетенций у тех, кто умеет производить сложную электронику, механотронику и сами конечные медицинские изделия, достаточно, чтобы производить до четырёх пятых всей нужной на территории Российской Федерации медицинской техники. Поддержка государства для достижения этой цели беспрецедентна: на три ближайших года выделено 360 млрд рублей для субсидирования затрат на постановку на производство радиоэлектронных изделий, в том числе медицинской техники.

Полагаю, что те механизмы, которые мы создаём, в том числе интервью, которые мы даём таким уважаемым изданиям, как ваше, позволят привлечь к нам новых производителей. Они должны понять, что консорциум работает как инструмент, который позволяет им высказывать своё мнение, сопоставлять его с мнением коллег по отрасли и, соответственно, защищать свои позиции с точки зрения национального режима закупок.

Консорциум открывает рынки. Как минимум — внутренний, но в ближайшей перспективе это и создание дополнительных преференций для выхода на внешние рынки. По этому направлению идёт работа с профильными российскими организациями. Мы приглашаем новых участников. Участие в Консорциуме не предполагает никаких вступительных взносов, мы ожидаем только активного участия в работе наших коллективных органов.