×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Константин Филин: «Наше предприятие решает важные народно-хозяйственные задачи на высоком научно-технологическом уровне» №6(100), 2019 год

Андрей Петров

ФГУП НПЦ «Фармзащита» ФМБА России является головной организацией в системе Федерального медико-биологического агентства по научному сопровождению разработки и производству лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для защиты человека от воздействия опасных факторов физической, химической и биологической природы, а также для широкого медицинского применения. О том, чем живёт Фармзащита сегодня, о планах предприятия на будущее мы беседуем с исполняющим обязанностями директора Константином Филиным.

— Константин Николаевич, как складывалась судьба Центра и чем занимаются его специалисты сегодня?

— В истории Центра условно можно выделить несколько периодов. На начальном этапе в 1960–80-е годы, наши учёные и технологи совместно со специалистами Института биофизики Министерства здравоохранения СССР решили поставленную государством задачу по созданию технологии получения медикаментозных средств противолучевой защиты. Именно в тот период были разработаны и внедрены в производство первые отечественные радиопротекторы (Амигдалин, Меркамин, препарат Б-190 и др.), средства выведения инкорпорированных радиоизотопов (Калия йодид, Калия перхлорат, Адсобар, Тримефацин, Ферроцин, Пентацин и др.), лекарственные препараты для купирования первичной реакции на облучение (Диксафен, Диметкарб, Динетрол и др.) и лечения лучевой болезни (Амитетравит, Дезоксинат, Амбен и др.). Ряд препаратов, в частности Калий йодид, Б-190, Ферроцин, активно применялись в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 

В 1990-е, как и все, мы испытывали достаточно серьёзные затруднения, многие проекты были приостановлены. Вторую жизнь Центр получил в результате реорганизации в самостоятельное государственное предприятие. Профиль учреждения был существенно расширен. Теперь он включал весь комплекс работ по осуществлению химико-фармацевтических исследований в области технологии получения специальных медикаментозных средств противолучевой и противохимической защиты. В этот период были зарегистрированы, лицензированы и внедрены в медицинскую практику новые противолучевые препараты и антидоты (противорвотное средство Латран, иммуномодулятор Дезоксинат, гемостатик Динатон, антидот фосфорорганических соединений Карбоксим и пр.). 

В 2000-е годы, наряду с препаратами специального назначения, предприятие освоило выпуск лекарственных средств для использования в общемедицинской практике: антигипертензивный препарат «Моксонидин», антиоксидант широкого спектра фармакологической активности «Мексифин», «Мемантин» — препарат, показанный при болезни Альц­геймера, «Пиридостигмина бромид» — для лечения миастении, противопаркинсоническое средство «Прамипексол», противолепрозный препарат «Дапсон», противомалярийный препарат «Мефлохин», антидепрессант «Кломипрамин» и пр. Также были разработаны лекарственные формы скоропомощных препаратов («Атропин», «Дибазол», «Кетанов», «Лазикс», «Лидокаин», «Но-шпа», «Дицинон») в шприцах предварительного наполнения.

Сегодня, в соответствии с областью аккредитации и имеющимися лицензиями, ФГУП НПЦ «Фармзащита» ФМБА России осуществляет такие виды деятельности, как синтез новых соединений для исследования фармакологической активности, разработка технологий производства активных фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм, производство лекарственных средств и медицинских изделий, создание комплектов фармакологической защиты для сотрудников различных профессиональных категорий.

— Расскажите о работе структурных подразделений Центра. 

— По своей структуре и идеологии НПЦ «Фармзащита» с момента своего создания позиционировался как предприятие для быстрой и эффективной организации производства высокоинтеллектуальнозатратных фармакологических средств в малых и средних объёмах, что экономически неосуществимо на других фармацевтических предприятиях.

Нас также отличает удачное сочетание науки и производства. Уже изначально на предприятии должны были осуществляться все этапы, связанные с созданием лекарственного препарата, начиная от направленного научного поиска потенциального препарата и заканчивая постановкой на производство его готовой лекарственной формы.

Научная составляющая предприятия нацелена на разработки в области естественных и технических наук, а также трансляцию результатов поисковых и прикладных исследований в практическое здравоохранение и научно-

образовательную деятельность. Систематические выступления с докладами на симпозиумах и конференциях, публикации результатов научных исследований в научной периодической печати являются неотъемлемой частью деятельности научного коллектива нашего Центра. Монографии и практические руководства, подготовленные сотрудниками Центра, неизменно находят достойное признание у научной общественности и пользуются большим спросом. Только за последние три-четыре года нами, на основании широкой проработки экспериментально-клинического материала, выпущены уникальные монографии «Токсикология цианидов», «Антиконвульсанты в токсикологической практике», «Острые отравления аварийно-опасными химическими веществами», «Состояние и перспективы развития средств профилактики и лечения радиационных поражений», подготовлена и издана серия практических руководств для врачей по применению антидотов и медикаментозных противолучевых средств, современный Справочник терминов и определений по противохимической и биологической защите населения и пр.

Научное сопровождение поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований направлено, прежде всего, на оптимизацию системы медикаментозной защиты населения от воздействия экстремальных факторов. К проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в рамках своих компетенций, привлекаются специалисты научно-организационного отдела, технологи, сотрудники отделов контроля и обеспечения качества, отдела регистрации лекарственных средств. 

Хочется подчеркнуть, что предприятие располагает современной производственной базой по выпуску субстанций лекарственных препаратов и готовых лекарственных форм. У нас осуществляются сложные синтезы субстанций и солюбилизация их труднорастворимых форм, налажен выпуск таблетированных (в том числе покрытых оболочкой) лекарственных форм, ампул, флаконов, предварительно наполненных шприцев. В стадии становления находится производство пролонгированных форм лекарственных средств с направленным транспортом и регулированным освобождением действующего начала. 

Резюмируя, хочу отметить, что наше предприятие, являясь многопрофильным научно-производственным учреждением, на высоком научно-технологическом уровне решает важные народно-хозяйственные задачи государственного значения.

— Константин Николаевич, в статусе исполняющего обязанности директора НПЦ «Фармзащита», какие управленческие и хозяйственные задачи планируете решить в первую очередь? 

— Основная цель, стоящая перед предприятием — добиться существенного прорыва в научно-исследовательской и производственной деятельности, направленной на развитие ресурсного обеспечения функциональных элементов национальной системы радиационно-химической безопасности. Важнейшим направлением нашей работы была и остаётся разработка новых лекарственных препаратов и освоение технологий их производства. А самое главное — серийное производство лекарственных препаратов высокого качества, стоящих на страже здоровья соотечественников. В связи с этим одну из главных своих задач я вижу в сохранении коллектива высококлассных научных специалистов и расширении научно-производственного кадрового потенциала Центра.

Что касается хозяйственных вопросов, то в ближайшее время будет произведена реконструкция научно-исследовательской лаборатории, ряда производственных помещений с обновлением научно-производственного оборудования, а также запущен уникальный биотехнологический комплекс производства высокоэффективных биотехнологических и генно-терапевтических лекарственных препаратов.

Мы стараемся делать Центр привлекательным для потенциальных партнёров и инвесторов, и сегодня многое можем им предложить. На ближайшую перспективу планируем расширить стратегическое взаимодействие с научными и производственными организациями как регионального, так и национального уровня. 

Я уверен, что мы решим стоящие перед нами задачи — благо, что в стенах Центра трудится коллектив высококвалифицированных специалистов с богатейшим научно-производственным опытом и огромным желанием развивать предприятие.

— Ваше учреждение каким-либо образом включено в процесс мировой научно-производственной практики? 

— Мы не имеем прямых совместных научных проектов с зарубежными предприятиями, связанными с разработкой лекарственных препаратов. Однако это не означает, что в своей деятельности мы стоим особняком.

Наши учёные отстраивают свои исследования с учётом новейших достижений в области фундаментальных наук и современных технологических решений. Для этого, обладая доступом к мировым научным информационным базам, мы заключаем контракты на покупку интересующей нас информации по медико-биологическим вопросам. С другой стороны — активно интегрируемся в мировое научное пространство посредством публикаций в научных зарубежных изданиях, участия наших специалистов в работе международных научно-практических конференций и форумов. 

Мы регулярно участвуем в работе международных выставок медицинской и фармацевтической продукции. Представляем свои препараты на значимых медицинских выставках, в частности MEDICA в г. Дюссельдорфе (Германия). 

Одним из направлений своей деятельности рассматриваем продвижение выпускаемой продукции на фармацевтические рынки за пределы Российской Федерации — как в ближнее зарубежье, так и в другие регионы мира.

— Возглавляемый вами Центр работает внутри эффективной системы: как складываются взаимоотношения с профильными подведомственными учреждениями ФМБА России?

— Первоочередной задачей, стоящей перед ФМБА России, является охрана здоровья лиц опасных профессий, профессиональных спортсменов, работников вредных и опасных производств и гражданских лиц, проживающих в непосредственной близости от них. Более 30 крупных научных центров Агентства работают в этом направлении. Несмотря на то что область интересов и задач у каждого своя, существует мощнейшая интеграция. Немаловажно и то, что со стороны руководства ФМБА России мы постоянно ощущаем поддержку в наших начинаниях.

Поэтому, с точки зрения взаимодействия с подведомственными Агентству профильными организациями и логики принятия решений, мне очень комфорт­но работать. Мы традиционно плотно взаимодействуем с Институтом токсикологии, Научно-исследовательским институтом гигиены, профпатологии и экологии человека, Научно-практическим токсикологическим центром, с ФМБЦ имени А.И Бурназяна и многими другими учреждениями Агентства. Наша внутренняя конкуренция, скажем научная, только способствует общему успеху. 

— ФГУП НПЦ «Фармзащита» ФМБА России ориентировано, прежде всего, на разработку и производство лекарственных средств специального назначения. Находят ли эти разработки реализацию в общей медицинской практике? 

— Действительно, мы являемся практически единственными, кто специализируется на производстве медицинских средств специального назначения: противолучевых препаратов, антидотов — специфических средств медикаментозной терапии острых отравлений, кровоостанавливающих и противоожоговых перевязочных средств. Но они находят достаточно широкое применение и в общеклинической практике. 

Когда-то на предприятии было разработано средство для защиты зрения космонавтов — глазные капли «Тауфон». Сейчас это лекарственное средство широко используется в рутинной медицинской практике для лечения катаракты и глаукомы. Нами также было разработано средство для лечения лучевого ожога — «Лиоксазоль». На основе компонентов, которые в него входили, мы поставили на производство линейку современных препаратов для лечения общетермических и солнечных ожогов, а также косметических средств под названием «Лиоксазин». Это уникальные средства, аналогов которых нет в мировой практике. Кроме того, разработанные нами противолучевые препараты, такие как «Латран», «Б-190», «Дезоксинат», «Динатон» и прочие, рекомендованы к применению в онкологической практике. 

В начале нашего разговора я уже упоминал, что за последнее десятилетие наше предприятие накопило достаточный опыт в разработке и производстве препаратов общеклинической практики. В рамках выполнения Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» нами организовано производство более десятка дженериков — аналогов ранее разработанных лекарственных препаратов, но существенно уступающих последним в цене. 

— Планируете ли вы продолжать направление научно-производственной деятельности, связанное с выводом на фармацевтический рынок лекарственных средств общеклинического применения? 

— Мы рассматриваем разработку и постановку на производство медикаментозных средств общеклинической практики как одно из приоритетных направлений деятельности Центра. Помимо вывода на российский фармацевтический рынок дженериков, планируем в ближайшей и среднесрочной перспективе поставить на производство оригинальные инновационные лекарственные средства. Это и геннотерапевтический аналгетик, и препарат для лечения катаракты, и новая линейка гемостатических перевязочных средств, и ряд других. 

Проектов много. Но основные направления научных исследований и производственной деятельности в целом, как я уже отмечал, ориентированы прежде всего на достижение стратегических национальных приоритетов России: производство высокоэффективных противолучевых и противохимических лекарственных препаратов, продолжение научно-технологических разработок, направленных на создание новых специальных средств медицинской защиты человека от воздействия экстремальных факторов.