×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Якутская республиканская организация Профсоюза работников здравоохранения РФ: столетний опыт борьбы за социально-экономические права трудящихся №3(92), 2018 год

Светлана Лыбина

Якутская республиканская организация Профсоюза работников здравоохранения РФ в 2017 году перешагнула вековой рубеж своей истории. Столетний опыт борьбы за социально-экономические права трудящихся, поиска и внедрения передовых форм профсоюзной работы, отстаивания интересов работников отрасли лежит в основе деятельности тех, кто сегодня продолжает так же энергично и целенаправленно представлять интересы работающих в сфере здравоохранения. Вот уже 18 лет лидером организации является Людмила Корнилова. 

— Людмила Прокопьевна, какие вопросы сегодня являются приоритетными для Якутского республиканского комитета Профсоюза работников здравоохранения РФ?

— Одной из главных задач, реализованных в отчётном периоде, является разработка и заключение нового отраслевого соглашения с учётом многочисленных предложений со стороны членов профсоюза по мотивации профсоюзного членства и новой новеллы по оплате труда о пропорциональном изменении частей заработной платы в сторону увеличения окладной, то есть гарантированной, а также и с учётом того момента, что с 1 июля 2017 года минимальная заработная плата в республике составила 17 388 рублей и сравнялась с уровнем прожиточного минимума (с 1 мая 2018 года МРОТ в Якутии составил 27 907 рублей). Поэтому наша совместная с Министерством здравоохранения Якутии комиссия по регулированию социально-трудовых отношений работников здравоохранения решила, пролонгировав действие предыдущего соглашения до конца 2017 года, в этом же году принять новое со сроком действия на 2018–2020 годы.

В ходе работы комиссии рассматривались различные вопросы, требующие скорейшего разрешения. Например, вопрос полномочия сторон в части своих обязательств. В структуру Якутской республиканской организации входят такие учреждения, как санатории, аптеки, которые не подведомственны Министерству здравоохранения РС (Я), то есть данным соглашением комиссия могла закрепить обязательства только Республиканского комитета профсоюза. В связи с этим некоторые обязывающие пункты, обращённые в адрес работодателей, имеют только рекомендательный, а не императивный характер, несмотря на то, что был включён пункт о том, что Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) является полномочным представителем работодателей. Но ведь его полномочия не могут заменить полномочия руководителей как работодателей для своих работников с точки зрения Трудового кодекса РФ.

Исходя из вышеперечисленного, данный вопрос был рассмотрен на нашем совместном Пленуме с Минздравом республики. Были высказаны предложения об объединении работодателей в бюджетной сфере и заключении трёхстороннего отраслевого соглашения. Конечно, этот вопрос требует более скрупулёзного рассмотрения.

— Не секрет, что на сегодняшний день многие соглашения носят декларативный характер и не имеют практической ценности.

— Практическая направленность — одно из самых основных требований к соглашению. Так, мы рассмотрели и приняли новый пункт о предоставлении ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с максимальным сохранением количества дней дополнительного отпуска по данному основанию. Предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за вредные условия труда зависит от результатов специальной оценки условий труда, но стороны договорились, учитывая решение Верховного суда РФ от 14.01.2013, для установления количества дней дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, утверждённый постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, поскольку данный документ не утратил юридической силы.

Ещё один очень актуальный для отрасли здравоохранения республики вопрос, рассмотренный комиссией, — о несогласии профсоюзов Якутии с принятым 14.04.2011 постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) З № 756-IV Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Саха (Якутия) «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)». Согласно вышеуказанному изменению в законе теряется возможность оздоровления детей Севера путём формирования детских групп, так как член семьи может воспользоваться правом оплаты проезда только в том случае, если работник сам едет в предполагаемое место отдыха. Поэтому комиссия посчитала целесообразным сохранить следующий пункт в новом соглашении: «Рекомендовать в целях усиления социальной защиты детей, проживающих в районах Крайнего Севера, обеспечения доступности летнего отдыха в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями и организации группового детского отдыха оплачивать стоимость проезда несовершеннолетним детям работника независимо от места и времени использования отпуска самим работником за счёт его права на компенсацию проезда».

Обсуждался также вопрос о правоприменении 134-й статьи Трудового кодекса РФ, в которой указано, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает её индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством и иными государственными и муниципальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В настоящее время в Якутии на уровне субъекта не принят нормативный или правовой акт, определяющий порядок и механизм индексации. Тем не менее пункты об индексации в Соглашение и коллективные договоры были включены 100 %, хоть и декларативно.

— Как отраслевое соглашение решает вопрос мотивации профсоюзного членства?

— Отличие нашего отраслевого соглашения в том, что в него включено достаточно много пунктов по мотивации профсоюзного членства. С одной стороны, за счёт закрепления преимуществ в рамках действующего законодательства, а с другой — за счёт включения дополнительных прав по сравнению с существующим законодательством.

В настоящее время мы рассматриваем разработку приложения к нашему отраслевому соглашению только для членов профсоюза. Например, в одном из пунктов указано, что увольнять уполномоченных лиц по охране труда возможно только с согласия выборного органа первичной организации профсоюза. А при наложении дисциплинарного взыскания (помимо расторжения трудовых отношений) на председателя и его заместителя, председателя контрольно-ревизионной комиссии районной, первичной организации профсоюза необходимо учитывать мнение территориального (регионального) проф­органа (Республиканского комитета).

Есть у нас и поощрительные пункты для тех работодателей, которые активно помогают в части мотивации профсоюзного членства, есть достаточно редкий пункт соглашения: возмещение адвокатских услуг членам профсоюза до 50 000 рублей.

Все вопросы, которые касаются контроля за соблюдением трудового законодательства и всех форм социального партнёрства, зависят от уровня взаимодействия с Министерством здравоохранения РС (Я) и с органами исполнительной власти. У нас в этом плане сложилась хорошая традиция активного взаимодействия и выработки компромиссного совместного решения.

— На чём будет сконцентрировано внимание профсоюза в ближайшее время?

— В июле состоялось совещание, где рассматривались три вопроса, требующих скорейшего разрешения: о выплате стимулирующей части заработной платы; о крайне низких окладах немедицинского персонала; о ситуации с зарплатами среднего медицинского персонала. В отношении этих вопросов по всей стране сложилась непростая обстановка: отсутствует дифференциация в уровнях оплаты труда среднего и младшего медицинского персонала в ходе реализации Указов Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 года. Мы неоднократно обращались и в Министерство здравоохранения РФ, и в Центральный комитет Профсоюза. В свою очередь Центральный комитет Профсоюза работников здравоохранения РФ обратился в Минздрав России с предложением решения данных вопросов и также настаивал на целесо­образности направления министерством соответствующих рекомендаций субъектам РФ. В 2018 году рекомендации Министерства здравоохранения РФ были получены, суть их сводилась к разъяснению того, что целевые показатели, предусматривающие обеспечение повышения к 2018 году средней заработной платы среднего и младшего медицинского персонала до 100 % от средней зарплаты по региону, определены как минимальный уровень повышения оплаты труда. Исходя из этого каждый регион путём совершенствования своей системы оплаты труда должен сам обеспечить дифференциацию. Данные разъяснения нас совершенно не удовлетворили и получили очень негативную оценку. Профсоюз работников здравоохранения РФ выдвинул своё предложение — установить среднему медицинскому персоналу показатель в размере 150 % от средней зарплаты по региону.

30 мая 2018 года на Пленуме Центрального комитета Профсоюза работников здравоохранения РФ заместитель министра здравоохранения РФ Т.В. Яковлева озвучила, что в целом Минздрав России согласен с требованием Профсоюза, но вначале готов рассмотреть увеличение на 115 %. В принципе, данное решение на сегодняшний день — в виде первоначального шага — нас устраивает: Министерство здравоохранения РФ услышало доводы Профсоюза и пошло нам навстречу.