×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России: деятельность при выполнении федеральных целевых программ по уничтожению химического оружия в Российской Федерации №2(80), 2016 год

В.Р. Рембовский, директор ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России

Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека» Федерального медико-биологического агентства (ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России) организовано в январе 1962 года в качестве Филиала № 3 Института биофизики МЗ СССР (ФИБ-3) с целью проведения медико-биологических исследований особо опасных химических веществ, используемых в оборонной промышленности, а также для научного обеспечения санитарно-эпидемиологического сопровождения работ с данными веществами. В последующем учреждение неоднократно реорганизовывалось и меняло названия, сохраняя при этом свою направленность, а нынешний статус предприятие получило в 2005 году.

С первых лет своей деятельности коллектив института на основе системного подхода эффективно выполняет научно-практическое сопровождение работ с опасными химическими соединениями: проводит изучение токсичности и опасности, патогенеза острых и хронических интоксикаций, в том числе вызванных вновь синтезированными химикатами, оценивает их влияние на персонал опасных химических объектов и население, проживающее на территориях, прилегающих к этим объектам, разрабатывает средства и методы диагностики, антидотной и патогенетической терапии профинтоксикаций, реабилитации пострадавших, обосновывает меры химической безопасности. Поэтому закономерно, что при реализации Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления химического оружия, подписанной Россией в 1993 году, с августа 1994 года институт включён в перечень научно-исследовательских учреждений, участвующих в медико-биологическом сопровождении объектов по хранению и уничтожению химического оружия (ОХУХО) с целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности.

В рамках федеральных целевых программ по уничтожению химического оружия (УХО) в РФ коллективом института выполнено 228 тем НИР. Принято участие в разработке научно-методических основ и стандартов безопасности среды обитания и сохранения здоровья персонала ОХУХО и населения, проживающего в зонах защитных мероприятий данных объектов. Подготовлено более 60 нормативно-методических документов, в том числе разработаны проекты приказов, санитарные правила СП 2.2.1.2513–09, 2 руководства, 30 методических указаний и рекомендаций, 7 медико-санитарных паспортов ОХУХО, 16 методик определения отравляющих веществ (ОВ) и их метаболитов в биосредах, в объектах производственной и окружающей среды. Научно обосновано и утверждено 9 гигиенических нормативов. Выполнено более 200 санитарно-эпидемиологических экспертиз по проблеме, в том числе дано более 150 заключений по проектам на строительство, реконструкцию зданий, участков ОХУХО, очистных сооружений, по обоснованию санитарно-защитных зон, проведению работ по ликвидации деятельности объектов и др.

Революционные изменения в создании аппаратуры высокого разрешения сделали возможным разработку методов определения микроколичеств (пикограммов) ОВ и их метаболитов. Новые химико-аналитические методы идентификации и количественного определения позволили выявить ОВ и состав продуктов их распада и превращения в объектах окружающей среды, в биожидкостях человека. Составлен перечень приоритетных веществ и продуктов деструкции ОВ при УХО. Определены аддукты ОВ с белками крови; синтезированы биомаркеры — стандарты определяемых веществ и их меченых аналогов. Разработанные методы применяются в токсикологических центрах, находящихся под эгидой ФМБА России, при проведении медицинских и судебно-медицинских мероприятий по выявлению факта воздействия ОВ на организм; были использованы при решении задач международных сличительных тестов по анализу биомедицинских проб, проводимых ОЗХО. В 2015 году лаборатория института вошла в число четырёх лабораторий-участников, успешно выполнивших тесты.

Получены сведения о битумированных продуктах деструкции фосфорорганических отравляющих веществ (ФОВ типа RVX, зарин, зоман). Разработаны методы идентификации данных соединений. На основе математического анализа при обработке лазерно-корреляционных спектров проведена дифференцировка эффектов у животных при введении ФОВ, компонентов смеси БСМ-ФОВ и собственно битума.

Показательны результаты токсикологических исследований, которые подтверждают политропный характер действия наиболее опасного ФОВ — VX в дозах 1´10–3–1´10–5 мг/кг (3-месячное пероральное введение), проявляющийся в нарушении функций ЦНС, антихолинэстеразном эффекте, изменении углеводного обмена, окислительно-восстановительных процессов, развитии сенсибилизации. Ряд показателей не нормализовался и через 6 месяцев после окончания воздействия. Кроме того, изменения активности бутирилхолин­эстеразы, ферментов антиоксидазной защиты проявились через 2 месяца после завершения введения VX в дозах ниже ПДК. Эти факты подтверждают данные о возможности развития необратимых патологических процессов в отдалённый период после прекращения действия VX на организм человека даже в малых дозах, что явилось основанием для проведения моделирования и научного обоснования методических подходов к оценке воздействия малых и сверхмалых доз ОВ на организм.

Осуществлён анализ информации о состоянии здоровья работников бывших производств по наработке ФОВ, имеющих профессиональные заболевания. Обоснованы протоколы оказания медико-санитарной помощи при интоксикациях ОВ. Созданы и апробированы средства и методы диагностики влияния ОВ на организм человека. Так, внедрены автоматизированные приборы массового раннего выявления воздействия ФОВ (анализаторы активности холинэстераз крови «Гранат-3 и 4», образцы бинокулярного пупиллометра, ЛКС-спектрометр); проведён выбор современных методов исследования психофизиологических, биохимических, иммунологических показателей и маркеров генетической предрасположенности к действию ФОВ.

В рамках разработанного единого социально-медицинского мониторинга ОХУХО проведены комплексные эколого-гигиенические и клинико-эпидемиологические исследования. Оценены потенциальный и реальный риски, созданы регистры здоровья наблюдаемых контингентов и состояния среды их обитания (п. Марадыковский Кировской области, п. Щучье Курганской области, п. Леонидовка Пензенской области, г. Почеп Брянской области и др.). Выявлены группы риска. Научно обоснованы средства и способы лечения заболеваний у работников конверсионных производств и ОХУХО. У ряда лиц, работавших по УХО ФОВ, отмечено наличие сенсибилизации к гаптенам ФОВ, общих с ФОС, изменение содержания иммунокомпетентных клеток. 

Изучение цитокинового профиля (27 цитокинов) показало тенденцию к снижению содержания в крови цитокинов, регулирующих провоспалительные и противовоспалительные процессы. 

Эти данные аналогичны результатам токсикологических экспериментов и свидетельствуют об угнетении врождённого и адаптивного иммунитета.

Поиск маркерных генов-мишеней действия ФОВ на культурах клеток нейробластомы показал, что из 84 проанализированных генов отмечалось статистически значимое снижение экспрессии генов, кодирующих сигнальные молекулы, участвующие в регуляции сосудистого тонуса, в нейрогенном воспалении. К мишеням-кандидатам воздействия ФОВ также отнесён ряд регуляторных, ядерных, структурных белков, роль которых в интоксикации ФОВ требует уточнения. 

Разрабатываемые на основе молекулярной токсикологии подходы могут явиться прорывом в персонализированной диагностике, лечении и профилактике отдалённых эффектов ОВ и продуктов УХО.

Институт имеет лицензии ФБУ ФУ БХУХО на осуществление деятельности по проблеме УХО; сертификаты аккредитации Минздрава России на научно-техническую компетенцию и независимость для разработки нормативных и методических документов, аттестаты аккредитации на проведение различных санитарно-эпидемиологических экспертиз; сертификат менеджмента качества и другие документы на право осуществления деятельности в данном направлении.