Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

«Екатерининская» больница: новая глава профессиональной истории №6(77), 2015 год

Геннадий Габриэлян

Городской клинической больнице № 24 города Москвы в этом году исполняется 240 лет. В честь основавшей её императрицы лечебницу сразу стали называть «Екатерининской». Две трети своего исторического срока, с 1833-го по 2009 год, она помещалась в знаменитом дворцовом здании на Страстном бульваре – усадьбе князей Голицыных, построенном по проекту архитектора Матвея Казакова. К середине XIX века больница с её 250 койками стала крупнейшей в Москве. Она начинает приобретать вес и влияние, становится не только лечебным учреждением, но и центром медицинского просвещения. В ней размещаются клиники врачебного факультета Московского университета и собираются ведущие специалисты тогдашней России. В 2009 году ГКБ № 24 переезжает в космического дизайна здание на улице Писцовой близ Савёловского вокзала, и здесь начинается новая глава её профессиональной истории. Подробнее обо всём – в данной публикации.

Факты
С историей Городской клинической больницы № 24 тесно связаны имена выдающихся русских медиков, которые работали в ней в разные годы. Хирурги А.И. Поль, А.А. Бобров, С.П. Фёдоров, А.В. Мартынов, П.А. Герцен, терапевты А.А. Остроумов, Н.А. Семашко, Г.А. Захарьин, невропатологи А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков, П.И. Россолимо и многие другие специалисты внесли большой вклад в развитие отечественной медицины. В наши дни эстафету прославленных коллег продолжают нести превосходно подготовленные врачи. За большой вклад в развитие медицины страны в 1975 году больница была награждена орденом Почёта.

Новый мощный потенциал

Первый вопрос — главному врачу больницы, доктору медицинских наук Григорию Родоману. 

— Григорий Владимирович, что изменилось в учреждении за последние годы?

— Все мы стали и свидетелями, и участниками радикальной, инновационной модернизации московской системы здравоохранения, начатой с ясными и точными целями — повысить доступность медицинской услуги и её качество. Если говорить о материальной стороне, то за период модернизации ГКБ № 24 получила более восьмисот единиц современного оборудования на сумму 417 млн рублей. Что касается структурных изменений, то мероприятия по реорганизации амбулаторно-поликлинического сектора позволили создать крупные окружные амбулаторные объединения, оснащённые современным диагностическим оборудованием, которые оказывают населению широкий спектр медицинских услуг по профилактике, лечению и реабилитации. Данное обстоятельство привело к значительному сокращению количества «диагностических» пациентов, ранее вынужденных госпитализироваться в таких учреждениях, как наша многопрофильная больница, только для проведения комплексного обследования. В настоящее время у них появилась возможность проводить скрининг здоровья, не прерывая трудовой деятельности. 

Развитие услуг медицинской реабилитации в амбулаторном центре по месту жительства также исключает необходимость госпитализации в стационар. Широкая доступность услуг дневных стационаров позволяет активно развивать в амбулаторных условиях стационарзамещающие технологии. Перечисленные реформы, произошедшие в амбулаторном звене, предопределили необходимость более эффективного использования коечного фонда лечебных отделений стационара.

Полностью оправдали себя процессы оптимизации структурных подразделений учреждения путём взаимной интеграции медицинского и немедицинского персонала, а также материально-технической базы и финансовых ресурсов. В основе объединения служб был заложен принцип централизованного управления кадровым потенциалом и материальными ресурсами, который и определил нецелесообразность дублирования руководящих сотрудников на местах, то есть в филиалах. Другими словами, сокращение штата и коечного фонда в многопрофильных стационарных учреждениях явилось естественным процессом, который был определён выбором пациентов в пользу доступности услуг в амбулаторном звене и специализированной стационарной помощи. 

В результате реорганизации к ГКБ № 24 присоединена городская больница № 8, осуществлён переход на новый коечный фонд. Увеличились возможности единой инструментальной и лабораторной базы, что существенно повлияло на улучшение качества оказания медицинской помощи независимо от места пребывания больного. Возросли объёмы экстренной и плановой медицинской помощи за счёт расширения профильности и новых возможностей единой инструментальной и лабораторной базы. Одновременно появилось новое положение об оплате труда, включающее в себя положения о премировании сотрудников и стимулирующих выплатах за интенсивность и результаты труда, были установлены единые должностные оклады руководителей, специалистов и служащих. 

Что касается развития научного потенциала учреждения, то сейчас активно прорабатывается возможность создания при больнице университетской клиники. Для этого у нас есть все возможности — на базе ГКБ № 24 работает десять разнонаправленных медицинских кафедр ведущих вузов и университетов, в том числе кафедры общей хирургии, госпитальной терапии, лучевой диагностики и терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ультразвуковой диагностики и хирургии РУДН. Ресурсы стационара и университетских кадров, будучи аккумулированными, создадут новый мощный научно-практический потенциал. Это должно быть закреплено законодательно, и уже существуют соответствующие распорядительные документы.

КДО: связующее звено

По мнению заместителя главного врача по медицинской части Ильи Сумеди, современный стационар не может быть эффективным без наличия в его структуре консультативно-диагностического отделения (КДО), которое обеспечивает связь второго и третьего уровней оказания медицинской помощи. Сотрудники КДО, созданного в 24-й больнице, активно контактируют с различными амбулаторными объединениями, которые наблюдают за пациентами после их выписки из стационара. В будущем этот канал обмена информацией должна будет взять на себя Единая медицинская информационно-аналитическая система, что радикально повысит его эффективность.

— После реорганизации, — продолжает доктор Сумеди, — в больнице был учреждён центр рассеянного склероза, точнее говоря, межокружное отделение, которое обслуживает население ЮЗАО, ЦАО и ЮВАО. Как известно, лечение этого социально значимого заболевания требует значительных усилий и средств. Действуя в контакте с Ассоциацией больных с рассеянным склерозом, мы приблизили таких больных к стационарной помощи. В составе консультативно-диагностического отделения работает направление по оказанию медицинской помощи этой категории пациентов, ведётся их регистр. За первое полугодие 2015 года в основном учреждении ГКБ № 24 сотрудниками КДО принято 1667 больных с рассеянным склерозом, из них на койки дневного стационара госпитализировано 527 пациентов, в стационар — 584 больных. Всего с января по август текущего года через центр рассеянного склероза прошло 5248 человек.

Кроме того, у нас появился новый бренд — «Территория колопроктологии». Это платформа для проведения на базе больницы профильных конференций, съездов, практических семинаров, на которые не реже раза в месяц собираются специалисты не только из крупных российских центров, но и из регионов. Доктора, которые работают в этой теме — и колопроктологи, и хирурги, ценят возможность наблюдать не только определённые манипуляции и операции, но и знакомиться с процессами ведения больного именно в специализированной клинике.

Неоспоримый авторитет хирургического отделения

Тему продолжает заместитель главного врача по хирургии Евгений Наумов. 

— Хирургическое отделение больницы завоевало прочный и неоспоримый авторитет в области колопроктологии — превалирующем направлении нашей работы, — говорит он. — Лечение заболеваний ободочной, толстой и прямой кишки, как онкологических, так и доброкачественных, было и остаётся «коньком» хирургической команды больницы. Именно поэтому она одной из первых в стране стала применять лапароскопические методы — они стали осуществляться у нас ещё в 1993 году. 

Онкологические заболевания являются главным полем нашей деятельности. Ещё в 90-е годы в больнице были разработаны и введены в практику методики по локализации опухолей, и уже к концу десятилетия в больнице была сделана тысячная лапароскопическая операция на прямой кишке. Это очень высокий показатель — в то время он не имел себе равных ни у нас в стране, ни за рубежом, что и было по достоинству оценено на Всемирном конгрессе колопроктологов в Бразилии.

Сегодня в больнице существует пять колопроктологических отделений, из них три онкологических. Из семи тысяч операций, производимых ежегодно, на эту область хирургии приходится четыре тысячи. Двенадцать операционных обеспечены лапароскопической техникой. В ГКБ № 24 делаются все существующие в мире колопроктологические операции, причём многие из них были разработаны именно нашими докторами. Используются новейшие международные методики, такие как HAL-RAR, наши доктора ездили для её освоения в Австрию. Мы не только выступали в числе первых, кто применил этот метод в Москве, но и обогатили его собственным дополнением в виде лазера с автоматическим движением световода. Таким образом, появилась и успешно применяется разновидность данной методики — HAL-Laser.

Теперь о Московском городском центре колопроктологии, который функционирует на базе больницы с конца 90-х годов. Его ядро — консультативно-диагностическое отделение, в которое пациентов может направить любое лечебное учреждение Москвы. В картотеке центра сейчас числится 57 тыс. человек — такому количеству пациентов была оказана практическая помощь. Кстати, в центр может обратиться любой гражданин России, имеющий полис ОМС. Наконец, надо сказать также, что экстренную колопроктологическую помощь больница оказывает круглосуточно.

Переходя к общей хирургии, хочу отметить, что отделение на 40 коек оказывает общую хирургическую помощь, как экстренную, так и плановую, практически по всем направлениям. Уровень хирургической подготовленности учреждения, как известно, определяется его способностью лечить основные экстренные хирургические заболевания: острый аппендицит, холецистит, панкреатит, желудочно-кишечные кровотечения, кишечную непроходимость, ущемлённую грыжу. Так вот в нашей больнице соответствующие операции делаются в круглосуточном режиме — и во многих случаях лапароскопически.

Особняком стоит флебология — сравнительно новое для нас направление, которое начало осваиваться в 2012 году. Все операции осуществляются новейшими методами, например под ультразвуковым контролем. Активно используется лазерная и радиочастотная коагуляция. Говоря современным языком, эти высокотехнологические методы позволяют не удалять, а «заваривать» вены под местной анестезией. Это особенно актуально для лиц пожилого и старческого возраста, которым категорически противопоказан общий наркоз. Мы достигли значительных успехов в лечении трофических венозных язв именно с применением лазерной коагуляции, используя при этом отечественную аппаратуру. 

Хорошим примером может послужить случай, когда у нас был излечен 92-летний пациент — он страдал от трофических язв на протяжении тридцати лет…

Перинатальный центр: будни и праздники 

Славится «Екатерининская» больница не только умением поставить на ноги людей преклонного возраста, но и большим опытом оказания помощи при появлении новой жизни, а также навыками выхаживания сложных младенцев. Подробнее об этом рассказывает заместитель главного врача, руководитель филиала больницы — перинатального центра Антон Оленев. 

— Основное направление филиала — преждевременные роды, по этому профилю учреждение работает почти 70 лет. В своё время роддом начал первым в стране специализироваться по родам со сроком до 36 недель. В 1975 году было открыто первое в Москве отделение реанимации и интенсивной терапии для недоношенных детей. Теперь у нас существует 36 коек такой терапии — для города это огромная цифра, именно для всего города, поскольку после преждевременных родов в других местах, где нет такой специализации или условий для выхаживания, дети переводятся к нам. Для второго этапа выхаживания, который наступает после реанимации, мы располагаем ста койками. На сегодня возраст ребёнка с минимальным сроком для выхаживания — это 23–24 недели, а минимальный вес — 450 граммов. Для справки скажу, что показатель преждевременных родов в нашей стране почти тридцать лет удерживается примерно на одном уровне — семь-восемь процентов. Доля детей с экстремально низким весом составляет пять процентов, а доля детей с весом до килограмма — десять процентов. Все родители в такой ситуации пытаются попасть именно к нам. У нас доля преждевременных родов по причине специализации составляет до пятнадцати процентов.

В нашем перинатальном центре функционирует выездная реанимационная бригада с собственным реанимобилем. Она осуществляет как консультативную функцию во всех роддомах Москвы, так и транспортную, доставляя к нам детей в случае необходимости. В случае преждевременных родов перед врачами стоят две основные задачи: обеспечить профилактику дыхательных расстройств у ребёнка, для чего применяются гормональные препараты, а также провести роды в стационаре третьего уровня. Речь идёт о перинатальном центре, где доступна реанимация и обеспечен второй этап выхаживания. 

В рамках объединения с 24-й больницей мы смогли наконец произвести те изменения, которые уже назрели. Скажем, в те далёкие времена, когда роддом открывался, считалось, что преждевременных родов можно избежать только лежанием на койке. Сейчас это может казаться странным, но проектом 91-го года предусматривалось создание отделения патологии беременности на 90(!) коек. Впоследствии подтвердилось, что ни постельный режим, ни лекарственные препараты избежать прежде­временных родов не позволяют. Так что на этапе объединения мы эти койки оптимизировали и одновременно создали консультативное отделение, в котором беременные из всей Москвы могут бесплатно, по ОМС, получить качественную амбулаторную консультацию. 

Некоторая статистика: в 2014 году было принято пять тысяч родов, более шестисот из них были преждевременными. При этом мы активно развиваем стационарзамещающие технологии. Например, пациентки, которым предстоит кесарево сечение, не ложатся в клинику заранее — они проходят амбулаторную подготовку и поступают в больницу в день операции, а затем в среднем через четыре дня покидают её. Это хороший показатель.

Соглашусь с коллегами в том, что только взаимодействие врачей в рамках амбулаторного приёма и стационарной помощи позволяет обеспечить то качество медицинской помощи, которого добивается Департамент здравоохранения. В стационаре остаются только те, кто требует круглосуточного наблюдения и лечения. Такую систему помощи поддерживает также многопрофильный дневной стационар, название которого говорит само за себя. Наконец, в филиале создан центр восстановительного лечения для детей, родившихся с экстремально низким весом тела. Специально подготовленные врачи наблюдают за такими детьми до трёх лет. Сюда тоже можно обратиться по системе ОМС. В 2014 году через этот центр прошли около 1200 детей.

В заключение скажу, что в ноябре прошлого года мы отмечали Международный день недоношенных детей — пригласили ребят от 3 до 12 лет, которые родились и были выхожены у нас, и они встретились со своими врачами, пели, играли, танцевали… Получился огромный праздник и для них, и для медиков, которые увидели результаты своего труда.