×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

В основе — принцип преемственности №5(62), 2013 год

Анжелика Евзерихина

Реализация мер профилактики и реабилитации наиболее распространённых и социально значимых заболеваний детей и подростков, сохранение, восстановление и укрепление здоровья ребёнка на всех этапах его развития определяются частотой заболеваемости, тяжестью осложнений и высоким процентом инвалидизации. В этой связи данная проблема выходит за рамки медицинской, приобретая и социальную значимость. Одним из стратегических направлений в её решении являются вопросы развития и совершенствования детской санаторно-реабилитационной службы, позволяющей оказать специализированную помощь, значительно превышающую статус санаторного учреждения.

Реабилитация детей из экологически неблагоприятных районов крайне актуальная и социально значимая проблема. Большой удельный вес среди всех соматических заболеваний у детей занимают болезни органов кровообращения, дыхания, желудочно-кишечная патология, заболевания опорно-двигательного аппарата, мочевыделительной системы. На территориях с неблагоприятной экологической ситуацией наряду с высокой общей заболеваемостью детей значительно чаще встречаются новообразования, болезни эндокринной системы, системы кровообращения, болезни крови, врождённые аномалии развития.

С точки зрения оптимизации результатов терапии и повышения эффективности лечебно-восстанови­тельных и профилактических мероприятий приоритетным в оказании санаторно-реабилитационной помощи должен быть принцип преемственности на следующих этапах: амбулаторный центр — стационар — центр восстановительного лечения. Соблюдение его позволит обеспечить высокую эффективность лечения пациентов в целом и тем самым снизить риск развития тяжёлых осложнений заболеваний и последующей инвалидизации.

Центр санаторно-восстано­ви­тель­­ного лечения и реабилитации открыт как филиал ФГБУЗ ЦДКБ Федерального медико-биологического агентства в 2007 году на базе бывшего детского санатория «Истра». Расположен он в лесопарковой зоне, на берегу реки. Общее количество коек — 90. В Центре работают врачи с многолетним стажем и опытом работы в области реабилитологии и физиотерапии. За последние три года здесь прошли лечение 1712 детей в возрасте от 7 до 14 лет. В структуре заболеваемости патология органов дыхания составила 30%, органов пищеварения — 22%, нервной системы — 22%. Среди заболеваний органов дыхания преобладали бронхиальная астма и хронический тонзиллит, желудочно-кишечного тракта — хронический гастродуоденит и дискинезия желчевыводящих путей, нервной системы — вегетососудистая дистония.

Перспективные задачи Центра санаторно-восстановительного лечения и реабилитации — это развитие и совершенствование лечебной и диагностической базы для проведения восстановительной реабилитационной терапии детям с различными заболеваниями, такими как заболевания органов дыхания (в частности, хронические заболевания верхних дыхательных путей и лор-патология); органов пищеварения — реабилитация детей с хроническими запорами и различной патологией аноректальной области; нервной системы с различными формами дисфункции вегетативной нервной системы, последствия черепно-мозговой травмы и травм периферической нервной системы; заболевания почек, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря; психовегетативные нарушения у детей, занимающихся спортом, восстановительная и реабилитационная терапия последствий травм у этой категории детей; заболевания эндокринной системы, комплексная терапия детей с ожирением; заболевания опорно-двигательного аппарата — восстановительная и реабилитационная терапия детей с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием. Кроме того, в числе наших приоритетов — проведение высокотехнологичного курса реабилитации детей после завершения стационарного этапа лечения в различных клиниках: после операций по поводу врождённых пороков развития мочеполовой системы; после оперативного лечения опорно-двигательного аппарата — сколиоза III–IV степени, косолапости, травм и др.; после операций на брюшной полости, оперативной коррекции аноректальных пороков развития, а также организация общеобразовательного обучения детей, находящихся на лечении в Центре, в объёме программы средней школы.