×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Профессор Михаил Пыков: «Второго такого факультета, как наш, в мире нет!» №5(62), 2013 год

Владимир Пожарский

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Российская медицинская академия последипломного образования — крупнейший учебный, научный и методический центр дополнительного и послевузовского профессионального образования кадров здравоохранения Российской Федерации. Академия создана более 80 лет назад, и сейчас в её составе шесть факультетов: хирургический, терапевтический, педиатрический, медико-биологический, стоматологический, профилактической медицины и организации здравоохранения. В структуру Академии входят более 100 кафедр, научно-исследовательский центр, клиника, фундаментальная библиотека, отдел патентной и изобретательской работы и другие подразделения. Профессорско-преподавательский состав более 1000 человек, из них более 97 % имеют учёные степени докторов и кандидатов наук, в их числе четыре академика РАН, 20 академиков РАМН, 13 членов-корреспондентов РАМН, 21 заслуженный деятель науки РФ, 48 заслуженных врачей РФ, 20 заслуженных работников высшей школы, 14 лауреатов Государственной премии и Премии Правительства РФ. Сегодня мы познакомим читателя с деятельностью одного из ведущих подразделений Академии — педиатрического факультета. 

— Академия располагает отработанными технологиями и опытом подготовки врачей в области высоких технологий, а также подготовки врачей первичного звена здравоохранения, — рассказывает декан педиатрического факультета, заведующий кафедрой лучевой диагностики детского возраста, доктор медицинских наук, профессор Михаил Пыков. — Научно-исследовательская деятельность Академии направлена на повышение качества медицинской помощи, совершенствование послевузовского и дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения, разработку современных подходов к лечению, профилактике, диагностике заболеваний. На основе целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и технологий обучения Академия создаёт необходимые условия для освоения врачами, ординаторами и аспирантами программ обучения в системах дополнительного и послевузовского профессионального образования. 

Один из основных факультетов Академии — это наш педиатрический. Без ложной скромности скажу совершенно ответственно: уникальный факультет, второго такого в мире нет. Он был основан в 1964 году и сегодня насчитывает восемнадцать кафедр, где за год проходят обучение более 4000 врачей. Это по существу целый институт — начиная от кафедры медицинской генетики с курсом пренатальной диагностики, руководит которой ведущий в стране специалист по генетике, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН Е.К. Гинтер. Следом идёт кафедра акушерства и гинекологии (заведующая профессор Н.М. Подзолкова). Подготовка женщины к беременности, к родам проводится вместе с генетиками, потому что нужно исключить развитие врождённых патологий у плода. А дальше идут педиатрические специальности: педиатрия (профессор И.Н. Захарова), поликлиническая педиатрия (профессор В.А. Доскин), кафедра детских инфекционных болезней (профессор Л.Н. Мазанкова), кафедра детской хирургии (профессор Ю.Ю. Соколов), кафедра детской неврологии (профессор В.П. Зыков), кафедра детской эндокринологии (профессор Л.Н. Самсонова), кафедра детской оториноларингологии (профессор Е.П. Карпова), кафедра детской анестезиологии, реаниматологии и токсикологии (профессор И.Ф. Острейков), кафедра неонаталогии (профессор М.С. Ефимов), детской психиатрии, психологии и психотерапии (профессор Ю.С. Шевченко) кафедра детской онкологии (академик РАМН, профессор В.Г. Поляков), кафедра детской нейрохирургии (академик РАН и РАМН, профессор А.Н. Коновалов), питания детей (профессор Т.Н. Сорвачева), кафедра сестринского дела и акушерства (профессор Д.И. Зелинская), кафедра медико-социальных проблем охраны материнства и детства (профессор Н.Н. Ваганов), курс пренатальной диагностики (профессор Л.А. Жученко). Про каждого из названных профессоров и их сотрудников можно сказать, что они лидеры в своей области, высокопрофессиональны и уникальны.

— Всё же, Михаил Иванович, в чём уникальность вашей академии и факультета?

— У нас очень высокий уровень подготовки педагогов. Мы единственная академия, где нет ни одного неостепенённого преподавателя. То есть человек должен обязательно заниматься наукой, глубоко интересоваться своей специальностью. По качеству своей работы это выдающиеся люди. Читают врачам лекции, потом вместе с ними ведут приём больных. Теория тесно совмещена с обширной практикой. Все кафедры располагаются на базах крупнейших лечебных учреждений Москвы. Это Тушинская детская больница, больница Святого Владимира, детская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова, Российская детская клиническая больница, институт детской онкологии, МОНИАГ, НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко, Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова и др.

— Из-за низких зарплат многие вузы испытывают острую нехватку молодых кадров. Как вы решаете этот вопрос?

— Конечно, на начальную зарплату преподавателя в 9 тысяч рублей очереди нет. Тут нужно быть одержимым своей профессией. В хорошем смысле. Мы не только приглашаем к себе лучших специалистов страны — читать лекции и вести практику, но и самостоятельно растим достойную смену. Когда к нам приходят обучаться ординаторы, то наши старожилы внимательно присматриваются к ним. Для этой категории учащихся на факультете проводятся углублённые занятия по специальности и отрабатываются чисто практические навыки. Мы видим, какие ординаторы способные, с искрой в душе, а какие — нет. Берём самых толковых на заметку и даём им небольшие научные задания. Если они с этим справляются, рекомендуем их в аспирантуру. А дальше уже из нескольких аспирантов мы выбираем, кто может стать у нас преподавателем. Потому что не каждый человек, который занимается наукой, сможет доступно и внятно изложить предмет слушателям. И даже несмотря на крошечную зарплату, никто из молодых кандидатов не отказался работать в нашем коллективе. 

Основной у нас является кафедра педиатрии. Её создал академик Г.Н. Сперанский. Позднее кафедра разрослась до факультета. В частности, из неё выросла кафедра неонаталогии, где решаются вопросы выхаживания младенцев: доношенных и недоношенных. А создал эту первую в России кафедру профессор Виктор Васильевич Гаврюшов. Это был чрезвычайно открытый человек, очень грамотный и интеллигентный, декан нашего факультета, впоследствии — ректор Академии. 

В настоящее время факультет достойно продолжает дело наших учителей-основателей, участвуя практически во всех начинаниях Министерства здравоохранения, Правительства РФ в организации и совершенствовании оказания помощи матери и ребёнку.