Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Красноярская ассоциация медицинских сестёр: возрождение и расцвет №3(60), 2013 год

Светлана Свистунова

Ассоциация средних медицинских работников Красноярского края организована в 2000 г. по инициативе Краевого управления здравоохранения. Однако спустя несколько лет успешной работы жизнь ассоциации, к сожалению, замерла. Но наш рассказ — с хорошим продолжением, ведь Ассоциации в Красноярске было суждено жить. О том, как возродилось профессиональное сообщество, нам рассказала президент ассоциации Наталья Фалеева. 

— Первым идейным вдохновителем сестринского движения медсестёр в Красноярском крае была внештатный специалист по сестринскому делу Л.Г. Толстихина. Тогда же, в 2004 г., краевая ассоциация стала коллективным членом Всероссийской ассоциации медицинских сестёр. Однако истории о профессиональном движении красноярских медсестёр было суждено прерваться в 2007 г. Про такие случаи уместно сказать, что личность играет в деле главенствующую роль. Именно в то время, к сожалению, Любовь Григорьевна не смогла вести дела ассоциации, существующее тогда правление не сработало, и, увы, ассоциация ушла в небытие. Благо, спустя время нашёлся человек, способный всколыхнуть вторую волну сестринского движения в крае. Им стал Юрий Степанович Пац, декан факультета высшего сестринского образования Красноярского медуниверситета. В 2009 г. меня избрали президентом ассоциации. Вместе мы стали поднимать дело из пепла. 

— История жизни ассоциации напоминает миф о гордой птице феникс. И как высоко ей удалось взлететь в наши дни?

— Начинать с нуля всегда трудно, сложнее вернуть потерянное доверие. На первых порах наши приглашения вступить снова в ассоциацию отражались из-за недоверия коллег. Поэтому мы решили убеждать не словами, а делами. Была проведена большая юридическая работа по восстановлению документов организации. К тому же мы организовали проф­конкурс «Лучшая медицинская сестра», провели конференцию в Кардиоцентре к Дню операционной медсестры. После каждого мероприятия число желающих вступить в профессиональное сообщество только наращивается. В итоге мы взаимодействуем с Минздравом и Гражданской ассамблеей Красноярского края. Будучи руководителем, я стараюсь максимально расширить наши контакты. Как члену Европейского правления Ассоциации медицинских сестёр мне удалось побывать на встречах в Португалии, Хорватии, в скором времени ждёт Международный конгресс операционных сестёр в Канаде и затем — визит в Прагу.

 — Каков эффект от международных встреч?

— Эффект значительный. О нас узнали в Европе. Это престижно, к тому же обмен опытом играет важную роль. На заседаниях решаются важные проблемы, актуальными на сегодня являются профбезопасность и безопасность пациентов. По рекомендации ВОЗ мы должны попытаться внедрить в России чек-лист как эффективный инструмент контроля безопасности пациента перед операцией и после неё. 

— Наталья Дмитриевна, ваш профессиональный взгляд наверняка подметил плюсы и минусы, если сравнивать медсестёр из России с зарубежными коллегами?

— Скажу об операционных сёстрах. Первая отличительная черта — это уровень образования. У нас для того, чтобы среднему медработнику участвовать в операции, достаточно получить среднее базовое образование плюс 1,5 месяца курса специализации, а допустим, во Франции, чтобы стать операционной медсестрой, к базовому образованию нужно прибавить ещё год учёбы. Есть и положительные сдвиги в российской образовательной среде. Если коснуться высшей школы, то, согласно новому федеральному стандарту, сегодня поднимается вопрос о введении магистратуры и бакалавриата для медсестёр. Второе, что мне показалось привлекательным у зарубежных коллег, это повышенное внимание к адаптации молодых специалистов — в нашей стране интерес к этому вопросу только начал зарождаться.