Итоги XII международного конгресса «Оргздрав. Эффективное управление в здравоохранении» Свежий номер

XII ежегодный конгресс «Оргздрав» прошел 10-11 июня в Москве для организаторов здравоохранения всех уровней. Это масштабное мероприятие посетили очно и посмотрели в прямом эфире и в записи около 6 тысяч человек из всех регионов РФ и соседних государств. Свыше тысячи человек посмотрели и продолжают смотреть видеозапись выступлений после завершения конгресса.

В работе 12 тематических сессий программы приняли участие более 60 лекторов. Главной темой стали «Приоритеты здравоохранения 2024-2030: кадры, знания, цифра». Традиционно, уже в третий раз, в рамках конгресса состоялось подведение итогов Всероссийской премии «Оргздрав. Лидеры отрасли». В пяти номинациях прошли трехэтапный отбор более 100 управленческих проектов из 34 регионов, по итогам которого определились 20 авторов лучших кейсов. Участники конгресса отмечали в отзывах высокопрофессиональную атмосферу конгресса, возможность открытого обсуждения проблем, конструктивность и дружелюбие.

ОПРОСЫ

Около 300 участников конгресса приняли участие в онлайн-опросах по главным темам программы. Приводим лишь часть выводов, полностью результаты по ссылке

  • 80% опрошенных считают, что зарплата медиков должна возрасти в 2 и более раза;
  • 57% российских врачей при выборе тактики лечения отдает приоритет российским клиническим рекомендациям, а 31% руководствуется международными гайдлайнами;
  • 76% считают уровень подготовки среднего медперсонала удовлетворительным, и всего 6% как отличный;
  • 52% считают, что оплата труда преподавателя медвуза и медколледжа должна быть одинаковой;
  • 58% лишь примерно представляют, как применяется ИИ в здравоохранении, а 21% хорошо направления его применения;
  • В 65% организаций не внедрены решения с применением искусственного интеллекта;
  • В 77% организаций не учитывают данные генетического паспорта в лечении пациентов;
  • 63% опрошенных считают, что потепление климата составляет угрозу для здоровья россиян.

С приветственной речью участникам на открытии конгресса выступила ректор ВШОУЗ, д.м.н. Улумбекова Г.Э. Она отметила непростые условия, в которых приходится работать медикам с распада Советского Союза, а именно отмену тарифной сетки и сметного финансирования организаций, уничтожение школьной и производственно-цеховой медицины, а также десятки лет длившееся недофинансирование. Медработников она назвала настоящими подвижниками, которые несмотря на непростые условия, достигают результатов. Она рассказала о непростых условиях, в которых сегодня приходится работать медикам, новых вызовах, стоящих перед отраслью и необходимости для врача постоянного получения новых знаний. «Здравоохранение – это, прежде всего, индустрия знаний. Красной нитью в выступлении Президента на ПМЭФ звучало, что главное – это мозги и знания кадров. Но сегодня нам еще столько предстоит сделать в этом отношении», - сказала она.

Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова заявила, что медицина трансформируется, мир меняется. По ее мнению, медицина сегодняшнего дня, основанная на доказательных данных, и медицина дня завтрашнего, основанная на больших данных, накладывают отпечаток и на кадры.

«Но какие бы изменения не происходили, у нас всегда самый главный и по закону, и в перспективе, и по уму – это лечащий врач. У каждого гражданина страны должен быть лечащий врач – умный, чуткий, трепетный, компетентный, знающий, понимающий. Не маршрутизатор, не искусственный интеллект, а человек, который своим интеллектом позволяет сохранить здоровье, снизить сосудистые катастрофы, своевременно увидеть и предотвратить развитие злокачественных образований, а у этого лечащего врача есть руководитель, который может сделать его жизнь и работу комфортной и эффективной», - убеждена Татьяна Семенова.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТЕМАТИЧЕСКИМ БЛОКАМ ПРОГРАММЫ. Краткое описание всех сессий

Готовность системы здравоохранения к военным и инфекционным угрозам

Необходимо разработать стратегию и тактику мобилизационной готовности системы здравоохранения к военным угрозам, в том числе:

  • Восстановить кафедры военно-полевой хирургии и терапии в медицинских вузах;
  • Подготовить врачей-резервистов и исключить непрофильную мобилизацию врачей-хирургов;
  • Увеличить сроки подготовки по программам ординатуры по общей хирургии, включив в них вопросы лечения современной политравмы;
  • Восстановить тыловые госпитали;
  • Снять межведомственные барьеры, в том числе в части реабилитации раненных участников СВО;
  • Приступить к обучению населения навыкам первой помощи при военных конфликтах с учетом опыта военных медиков;
  • Для реализации данных положений и организации взаимодействия с военной медицинской службой целесообразно назначить ответственного заместителя министра.

Хорошим примером могут быть учения по мобилизационной подготовке и отработке взаимодействия гражданской и военных служб, проведенные в Тульской области по инициативе губернатора А.Г. Дюмина генералом военной медицинской службы А.Я. Фисуном.

По готовности к инфекционным угрозам. Важно увеличить количество часов преподавания инфекционных болезней в вузах и восстановить кафедры детских инфекций; увеличить количество бюджетных мест в ординатуре по инфекционным болезням; предусмотреть дополнительные мотивационные стимулы для привлечения врачей в эту специальность.

Для повышения приверженности населения к вакцинации необходимо разработать и реализовать государственную программу, в том числе существенно расширить информационную работу с участием ведущих специалистов, с применением разных подходов к различным группам населения и учетом их психологических особенностей.

Медицинские кадры

  • Наряду с мерами по повышению оплаты труда практикующих медицинских работников важно предусмотреть опережающими темпами увеличение оплаты труда преподавателей медицинских вузов и колледжей. Целесообразно установить следующие соотношения, как это было в советское время: оплата труда преподавателя вуза в среднем в 2 раза выше, чем врача (сейчас они на одном уровне), а оплата труда преподавателя колледжа на 20% ниже, чем преподавателя вуза (сейчас она на уровне практикующей медсестры и в 2 раза ниже, чем у преподавателя вуза).
  • Преподаватели медицинских колледжей должны иметь возможность проходить повышение квалификации в лучших центрах и вузах страны. Целесообразно сделать медицинский колледж при вузе головным в регионе, поставив ему задачу повысить квалификацию преподавателей других колледжей и создать единое информационное пространство на территории региона.

Резервы повышения эффективности здравоохранения

Ускорение трансляции новых знаний медицинским работникам. Здравоохранение – это индустрия знаний. Красной нитью в выступлении Президента на ПМЭФ звучало, что главное – это мозги и знания кадров. Сегодня задачи создания современных научно-технологических центров знаний (профессиональных библиотек) поставлены в Поручении Президента № Пр-616 (пункты 27 и 5). В здравоохранении РФ для реализации этих поручений созданы соответствующие инструменты: вертикаль управления ГВС, первая отечественная база медицинских знаний МedbaseGeotar (содержит более 180 тыс. источников информации для врачей всех специальностей, включая российские и зарубежные клинические рекомендации), цифровая система взаимодействия лекарств и др. Важно, чтобы медицинские вузы совместно с региональными органами власти сформировали в каждом регионе центры медицинских знаний и мотивировали медицинских работников к постоянному обновлению своих знаний.

Врачебные ошибки. Сегодня происходят изменения в проведении контрольных проверок: переход от плановых проверок к рискориентированному контролю. Для этого разработаны и будут дополнительно разрабатываться индикаторы, на которые должны обращать внимание руководители здравоохранения. Национальный институт качества с помощью Предложений (практических рекомендаций) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности пытается свести к минимуму нежелательные события. Пока названные рекомендации носят необязательный характер, но мировой тренд – обязательность их исполнения. К этой идеологи надо переходить поэтапно.

Необходимо ввести положение об обязательном проведении клинико-анатомических конференций в каждой медицинской организации; увеличить сроки подготовки врачей патологоанатомов в ординатуре до 4 лет, как это было в советское время. Важно адекватно финансировать материально-техническое оснащение этой службы и рассмотреть ее независимость от главного врача медорганизации. Соединение патологоанатомической службы с судебно-медицинской экспертизой неоправданно, так как это разные виды деятельности с разными целями и компетенциями специалистов.

Полипрагмазия и излишние назначения. С одной стороны, стандартизация лечения пациентов в виде протоколов и рекомендаций важна, с другой – к их разработке надо подходить вдумчиво, так как в ряде случаев они сами содержат излишние вмешательства, не всегда необходимые для данного конкретного пациента. Для снижения полифармации врачам необходимо активно применять соответствующие инструменты, например, критерий Пирса (свод ЛП, вред при назначении которых при определенных обстоятельствах выше, чем польза), система депрескрайбинга (алгоритмы замены или отмены ЛП), цифровые системы по оценке взаимодействия лекарственных препаратов, а также проходить курсы повышения квалификации по этим вопросам.

Оптимизация системы финансирования здравоохранения. Целесообразно ввести формирования средств на здравоохранение путем перехода на систему налогообложения с общего оборота; средства на бесплатную медицинскую помощь объединить в одном централизованно управляемом фонде; а также перейти на сметный принцип финансирования медицинских организаций по двойному тарифу. Первая, большая и фиксированная, доля этого тарифа должна идти на покрытие постоянных издержек медицинских организаций (ФОТ, содержание зданий и сооружений), вторая, переменная доля – на расходы, связанные с дополнительными объемами медицинской помощи и инвестиционные издержки. Это более эффективный способ финансирования здравоохранения, позволяющий повысить ее мобилизационный потенциал.

Применение искусственного интеллекта в здравоохранении

Место ИИ в практике врача. ИИ – это НЕ постановка диагноза, а только подсказка врачу, чтобы не пропустить какой-либо диагноз. Квалификация врача должна быть высокой, чтобы определить применима ли данная подсказка к конкретному пациенту.

Данные. Для разработки качественных моделей ИИ необходимо обеспечить высокое качество и достаточность данных, для этого информация в ЭМК и других базах должна быть полной и точной. Важно переобучать модели ИИ каждые 2-3 года и обязательно соблюдать нормативные требований при их разработке (конфиденциальность данных, справедливость – использование обучающих данных от разных групп пациентов, соответственно, учет их особенностей).

Пользовательские свойства. Важно наличие удобного интерфейса; оперативная, без недельной задержки, передача врачу информации о найденных рисках; учет всех основных факторов при формировании подсказки по рискам; наличие более широкой библиотеки клинических рекомендаций и других руководств в составе ИИ-приложений. Также важно иметь обратную связь, так как часто медицинские работники пользуются такими системами. При переходе на оказание медицинской помощи на дому ИИ-инструменты должны позволять обрабатывать большой объем информации, идущий с телеметрических устройств.

Обучение. Необходимо обучать студентов и врачей основам биомедицинской информатики; в медорганизации должен быть лидер по цифровизации, заместитель главного врача.

Ценностно-ориентированная модель здравоохранения. Стандартизованные опросники по оценке пациентом эффективности лечения должны быть интегрированы в ЭМК и включены в клинические рекомендации (КР). Это условие для широкого внедрения ЦОЗ.

ССЫЛКИ

Официальный сайт конгресса

Проекты победителей и лауреатов Премии «Оргздрав. Лидеры отрасли»

Полная видеозапись сессий

Приветственная речь ректора ВШОУЗ д.м.н. Улумбековой Г.Э. участникам конгресса

Результаты опросов